Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Отчаяние: для чего и почему

Отчаяние – это провал куда-то в глубину переживаний, в бездну безысходности, в тупиковый тупик. Оно накрывает неожиданно, в самый неподходящий момент, в обычной, казалось бы, ситуации. И в этот момент человек может не замечать, как он реагирует, что делает, что говорит. Он переживает свои болезненные чувства, находится внутри них, не в силах посмотреть на ситуацию извне. И да, это можно просто прожить – не в смысле это легко и запросто – а в смысле только, единственно прожить всю боль, всю невыносимость, всю тяжесть этих чувств. И тогда возможно в следующий раз оно станет более выносимым, менее болезненным. А еще это может быть способом познать себя: как именно я реагирую, что я чувствую, что я потом делаю, о чем мне это напоминает. И тут: ух, ты! Да, я оказывается…. вон чего делаю! А здесь я вот как поступаю... А потом получается у меня вот что происходит… А напоминает-то мне это об… Ничего себе!... Это так интересно самому себя узнавать! Ведь меньше всех мы знаем себя, а с другой сто

Отчаяние – это провал куда-то в глубину переживаний, в бездну безысходности, в тупиковый тупик. Оно накрывает неожиданно, в самый неподходящий момент, в обычной, казалось бы, ситуации. И в этот момент человек может не замечать, как он реагирует, что делает, что говорит. Он переживает свои болезненные чувства, находится внутри них, не в силах посмотреть на ситуацию извне.

И да, это можно просто прожить – не в смысле это легко и запросто – а в смысле только, единственно прожить всю боль, всю невыносимость, всю тяжесть этих чувств. И тогда возможно в следующий раз оно станет более выносимым, менее болезненным.

А еще это может быть способом познать себя: как именно я реагирую, что я чувствую, что я потом делаю, о чем мне это напоминает. И тут: ух, ты! Да, я оказывается…. вон чего делаю! А здесь я вот как поступаю... А потом получается у меня вот что происходит… А напоминает-то мне это об… Ничего себе!... Это так интересно самому себя узнавать! Ведь меньше всех мы знаем себя, а с другой стороны, больше всех. Про себя можно понять свои паттерны поведения – то есть как я поступаю, что я чувствую в тех или иных ситуациях. А когда паттерны становятся осознанными, ими уже можно управлять: выбирать, как реагировать или не реагировать в той или иной ситуации.

И наконец, самая главная роль отчаяния – напомнить о той травматичной ситуации (скорее всего из детства, или недавнего прошлого), в которой родилось это чувство. С одной стороны, теперь можно убедиться, что можно пережить отчаяние и остаться в этой жизни живым и здоровым, способным жить эту жизнь дальше и решать разные простые и сложные ситуации. А с другой стороны, это приглашение к исцелению травмы, это возможность с ней соприкоснуться, способ помочь тому маленькому ребенку внутри, который по каким-то причинам остался без помощи в тот момент, когда произошло травматичное событие, и который пережил то самое всепоглощающее отчаяние, несопоставимое с его психологическими возможностями на тот момент. Конечно, нужна определенная смелость и решительность, чтобы пойти по этому пути. Но кто сказал, что изменять жизнь – это легко и просто? Зато та колоссальная психическая энергия, которая идет на защиту от травмирующих переживаний, сможет освободиться. Это и силы, которые вдруг откуда-то появляются, и внутреннее чувство свободы и освобождения, и новые идеи, планы для своей жизни. А все от отчаяния )

Автор: Ольга Владимировна Белякова
Психолог, Работаю с травмой

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru