Подходят к завершению дела этого года, как и сам год. Пора готовиться к следующему.
На собрании жителей коттеджного поселка, а в простонародье дачного товарищества, с чудесным названием "Ягодка" были обрадованы сообщением, что централизованной подачи воды для полива не будет вообще, а водопровод с питьевой водой ожидается только после войны, когда жители республики будут ей обеспечены в бытовых целях. Только после этого рассмотрят вопрос прокладки водопровода.
Спасение утопающих - дело самих утопающих.
Для начала составил список бригад, занимающихся бурением скважин. Их не так много в интернете, в нашем регионе. Позвонил по двум номерам. Если честно, был неприятно удивлён - энтузиазма заработать деньги я не услышал. Было такое впечатление, что я уговариваю их поработать, а не они предоставляют услуги. Единственный плюс - посоветовали смотреть по сторонам, и если увижу работающую в товариществе бригаду, сразу бежать к ним и разговаривать, потому что оборудование уже здесь, и не надо его далеко перевозить.
Позже нашёл ещё пару номеров, тут, теперь уже неожиданно, услышал вежливое общение и обещание начать бурить в ближайшие дней десять.
Прошло дней четырнадцать...
И вот ожидаемый звонок. Завтра начинаем. Накануне, начитавшись интернета, я сам бродил по участку с алюминиевыми уголками и нашёл три-четыре точки, где должна была быть вода.
21 октября
Бригада ещё заканчивала бурить на соседней улице, но мне выделили время и рабочих, которые нашли несколько водоносных точек на участке, они, кстати, совпали с моими точками. Так что метод работает. Один из рабочих остался на моём участке и начал, на расстоянии пары метров, копать яму для воды, которая будет использоваться при бурении. Часа через два появилась яма 1х1х1 метр. Или около того.
Еще через час мы услышали тарахтение двигателя, и вскоре по улице показалась самодвижущаяся повозка, или даже не повозка, а, скорее, компрессор. Был приятно удивлен, что данное оборудование произведено в России. Гудит и едет. Осталось проверить может ли бурить.
Оператор подогнал установку с точностью до сантиметра, выдвинул лапы, поднял стрелу, по уровню выровнял всё это сооружение до перпендикулярного земле состояния.
Поставили первую штангу с буром... И началось. Первые метров десять шло, как по маслу, но метрах на четырнадцати попали на плывун. Как ребята простыми словами описали - подземное болото. И глина...
Глина пошла уже до десяти метров. Но вначале она была привычной глазу, но, чем глубже бур входил в землю, тем плотнее и пластичнее вынимали глину. Её даже выбрасывать жалко, хочется лепить из нее.
Я соберу все куски, налеплю кирпичей. Пригодятся.
Сам процесс бурения протекает монотонно. Вода закачивается в яму, из ямы установка качает воду через полость штанг и бура в нижнюю часть скважины, почва смягчается водой, размывается, а бур, вращаясь, придаёт форму скважине. Вода поднимается вверх вместе с породой и по канаве сливается от скважины к яме. И так по кольцу, пока эта вода не превращается в кисель. Тогда уже его откачивают... Ну, куда по-дальше. Лучше за забор, или в ненужный котлован. Иначе весь участок был бы покрыт слоем глины.
В первый день пробурили 18 метров. Приходилось промывать бур, разбирать штанги. Это долго, тяжело и грязно. Глины много, она липкая и скользкая в радиусе 3-4 метров от скважины. Каждое движение рабочих сопровождается подскальзыванием, хватанием за воздух, но, при этом шутками и смехом. Кстати, за всё время не услышал ни слова матом.
Первый день подошёл к концу. Завтра 22 октября, двинемся дальше.
22 октября.
Работы продолжили часов в 11. Пришлось снова разбирать всё штанги и чистить бур.
В принципе работа монотонная и тяжёлая. Каждая штанга длиной 3 метра весит 25 кг. Её надо вставить в приёмник, закрепить, поднять приёмник, чтобы штанга повисла над предыдущей, опустить, состыковать, ввернуть по резьбе. И так каждую.
Второй день. До обеда пробурили 30 метров. Пожарили шашлык, перекусили, и снова поехали. До конца дня добурили до 45 метров. Много глины. Её достают пластами. Жирная, пластичная и страшно тяжёлая. Только-только зацепили каменную почву после глины. Начало темнеть, работы закончили на сегодня. Ребята поехали отдыхать и мыться, мы продолжаем надеяться, что они найдут воду.
23 октября.
Приехали около 11. Привезли обсадные пластиковые трубы, несколько дополнительных штанг. Этот день по работам не отличался от предыдущего: бурение, промывка. Но уже по камню.
Но!
К 15-ти часам дошли до 59 метров. Использовали 20 штанг. К этому моменту зафиксировали несколько просадок уровня воды в перекачной яме. Это значит, что проходили трещины, и, возможно, водоносные.
На этом уровне и решили остановиться.
Пока одни рабочие бурили, третий резал болгаркой в обсадных трубах щели, чтобы использовать их как фильтры.
Окончив бурить быстро начали разбирать штанги, доставая бур из скважины. Как только последняя штанга была отсоеденена, с удивительной скоростью, как будто только что не таскали железяки, рабочие начали скручивать по резьбе трубы и постепенно опускать их в скважину. Получилась эдакая 58-59 метровая колбаса, которая упёрлась в дно.
Всё. На сегодня хватит. Как говорил юморист: "Смеркалось... "
24 октября.
День четвёртый. Ребята приехали с водой и двумя дополнительными насосами. Вчера один начал барахлить. Взяли запасной.
Сегодня промываем скважину со всех сторон. Надо будет много воды.
Снова собирают 60 метров штанг, навинчивая одна на одну. Быстро и тяжело. Все мокрые. Обувь в тяжёлой глине, скользко...
Опускают бур в трубу, подают воду. Дикий напор вымывает и поднимает глинистую жижу наверх. Она льётся по канаве в яму, с ямы снова закачивается в скважину. Но сегодня вода превращается в светло-коричневый кисель гораздо быстрее, поэтому помпой её откачивают "за борт", третьим насосом набирают чистую воду из привезённых емкостей.
Вторая ходка за водой к ближайшему водоёму, третья, четвёртая...
Теперь герметизируют бур в трубе, и, создавшимся давлением промывают фильтры в затрубное пространство, заодно размывают закрытые бурением водоносные трещины. Теперь вода хлещет наверх по наружному периметру трубы и уходит в яму.
Снова поехали за водой. Такое впечатление, это никогда не закончится.
Нет. Закончилось. Внезапно стих двигатель, рабочие схватили бухту 25-ой пластиковой трубы и начали отмерять необходимое количество, раскатывая её по улице за пределами участка. Конец трубы почти скрылся из видимости. Отмерили с запасом.
Параллельно раскатанной трубе уложили альпинистский трос (на нём бдет закреплён насос).
Теперь достали насос. Красивый, новый, блестящий. Его подсоединили к ближнему концу трубы, а провод питания проложили, опять же, параллельно трубе. Провод пришлось немного нарастить.
Теперь надо собрать жгут из провода, шнура и трубы. Это сделали, используя изоленту, которую положили в комплект насоса его создатели.
Спасибо им!
Жгут собран. Я тоже помогаю его тащить к скважине. Впереди идёт парнишка с насосом, за парнишкой, как змея, тянется жгут и мы держащиеся руками за него. Вся процессия достигает горловины скважины, голова змеи ныряет в трубу, а мы придерживаемся её за хвост.
Всё. Насос на дне. Приподнимаем его на пару метров от дна, закрепляем трос.
Крестимся, бьём в бубен, делаем два раза Ку, и включаем вилку в розетку.
Есть первая нефть!
Хотелось бы. Абрамовичу. Нам нужна вода. И она поднимается по трубе насосом, и выливается в нашу яму.
Как говорил один мой современник: "Это просто Ура! "
Нефтянники обычно мажутся первой нефтью. Но мы и так были все в глине. Решили эту процедуру пропустить.
Финиш.
Непосредственно бурение, обсадка и сборка скважины окончены. Оборудование в исходное. Вернее на следующий объект.
Ребята герои. Не знаю когда и как они отдыхают. Заказов море. Учитывая, что сейчас у нас из кранов идёт пахнущая болотом вода, с превышением всяких максимальных и предельных порогов качества, желание иметь свою чистую воду оправдано.
Скоро о процедуре промывки, прошивки и раскачки скважины.
До скорого.