Количество курильщиков в России постепенно снижается. Однако, по статистике 2023 года, в стране регулярно табачный дым вдыхали больше 16 процентов жителей старше 15 лет. При этом рост акцизов на табачные изделия продолжает подогревать интерес граждан с этой вредной привычкой к контрафактной продукции. Тем более что "курево" подешевле до сих пор потоком льётся из ближнего зарубежья - в основном, из Беларуси. Новости о складах с подозрительными сигаретами появляются с заметной регулярностью. В результате бюджет недополучает большие деньги (по оценкам, до 100 млрд рублей в год), а россияне рискуют нарваться на некачественный и даже опасный товар. Как обстоят дела с нелегальным оборотом табака в России и Приволжье в частности, обсудили на круглом столе в Волгограде.
Подножный анализ
Сложный и чувствительный табачный рынок изучается двумя способами - это анализ продаж и полевые исследования, рассказала директор Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК) Ирина Бушина. То есть специальные люди ходят и буквально собирают пустые, выброшенные сигаретные пачки (а именно 70 тысяч использованных пачек в 85 регионах страны) и делают выводы. К слову, ННЦК провел уже шесть таких исследований.
Последнее из них показало, что доля нелегального оборота составляет 11,7% в пересчете на все население страны. Это минимальный уровень незаконного оборота за прошедшие три года (снижение - 1,7%). Произошла смена антилидеров: на смену Северокавказскому федеральному округу пришел Южный (17,1%), а сёльские населенные пункты с их уже привычным максимумом сменили города-миллионники (12,5%).
Несмотря на снижение доли незаконного оборота табачных изделий, она по-прежнему велика, уточнил менеджер по работе с органами государственной власти JTI Россия Роман Трошкин: "Если переводить это в физические объемы, то мы говорим о том, что у нас в нелегальном обороте находится 1,2 млрд пачек сигарет".
Минимальные потери бюджета страны от незаконного оборота табака, по оценке Трошкина, составят 120 млрд рублей. По данным ННЦК, федеральный бюджет в прошлом году недосчитался минимум 99,2 млрд (в первом полугодии 2024-го - 50,4 млрд).
Исследователи научного центра добавляют, что основная часть нелегальных табачных изделий (57%) ввозится из стран ЕАЭС. За последний год нелегальные поставки из Армении выросли на треть и "вернули свою долю, которую они потеряли после ковида", отметил руководитель отдела по борьбе с нелегальной торговлей группы компаний "БАТ" Игорь Черкасский. Главным поставщиком левых пачек по-прежнему является Республика Беларусь (по данным ННКЦ, 87% незаконного оборота).
Если раньше потребители были абсолютно уверены, что нелегальная продукция из Беларуси вполне качественная (заводская, но не оформленная должным образом), то теперь покупателям стоит быть осторожнее, предупреждает Трошкин: "За последние два года на рынке стали появляться подделки под контрабанду. Контрафакт контрабанды - такое явление мы наблюдаем. И очень много подделывают именно белорусскую продукцию. Поэтому говорить о ее безопасности не приходится".
"Либеральный режим"
По мнению участников круглого стола, причиной контрабандных перевозок является диспаритет в ставках акцизов в странах Евразийского экономического союза и, как следствие, разница в конечных ценах для потребителей. По данным группы компаний "БАТ", минимальная цена на сигареты в России в этом году - 129 рублей, в Беларуси - 79 (год назад было 52), в Казахстане - 159 (было 112), в Кыргызстане - 104 (было 89).
В Евразийской экономической комиссии подписано и ратифицировано соглашение о гармонизации ставок акцизов, но предложенные пороги отклонения (±20% от индикативной ставки 35 евро за тысячу сигарет) являются достаточно большим коридором, "который сохраняет экономические предпосылки для перетоков".
"Я был в Минске пару месяцев назад. Сигареты продаются уже на наши деньги по 100 и больше рублей, а сигареты международных брендов вообще чуть ли не дороже, чем у нас. Но когда я смотрю сводки задержаний на границе России, я вижу, что растет часть безакцизных сигарет, которые вообще по себестоимости достаются преступникам", - поделился Черкасский.
Кроме предотвращения незаконного ввоза табачной продукции, необходимо бороться с нелегальным производством и пресекать подпольную торговлю. На круглом столе было заявлено, что за последние три года для этого было принято больше 20 федеральных законов. Например, табак был включен в список стратегических товаров, был введен упрощенный порядок изъятия, лицензирования производства и оборота, контроля за сырьем. Но не все меры демонстрируют достаточную эффективность, не все новшества вписываются в реалии.
Из 519 тысяч пачек, которые были проверены сотрудниками Роспотребнадзора с учетом десяти индикаторов риска, было отобрано 13%, которые обращались с нарушениями, и 48 тысяч попали под арест как предметы незаконного оборота, рассказал начальник управления контроля за продукцией в обороте Роспотребнадзора Андрей Пучковский.
"Эффективность в 13% - это, наверное, не то, что могла бы дать система маркировки, но заточена она не только под поиск нелегальной продукции, но и под поиск тех субъектов, кто нарушает основные требования к маркировке или в розничном сегменте не установил надлежащее кассовое оборудование, не обновил программное обеспечение, принимает продукцию без соответствующих требований", - сказал Пучковский.
Другая новая тестовая форма табака и алкоголя хоть и "сразу показалась достаточно сомнительной в части эффективности", но оказалась более результативной. С помощью нее выявляется 43% нелегальной продукции, но в основном за счет "взаимодействия с коллегами, чья деятельность связана с обелением рынка".
Представитель ведомства раскритиковал систему риск-ориентированного подхода: "Нас не могут услышать ни министерства, которые защищают бизнес, ни Генеральная прокуратура. Если вы напишите нам, что вагон нелегального табака находится у индивидуального предпринимателя, мы не сможем принять никаких мер, кроме профилактики. Это настолько абсурдно, и настолько странно таким образом защищать нелегальный бизнес в ущерб легальному. Перенастроить систему не удается в течение всего года".
Второй момент связан с тем, что по нынешним нормам Роспотребнадзор не может инициировать и начать административное производство без определенной проверки.
"Таким образом, мы ни на жалобу бизнеса, ни на жалобу потребителя в виде проверки отреагировать не можем в силу определенной специфики моратория, а возбудить дело также не представляется возможным. Особенно интересна ситуация, когда к нам поступают материалы с других правоохранительных органов, которые содержат сведения, но те органы не могут возбуждать дела, например, связанные с маркировкой, оборотом такой продукции. И здесь у нас нет проверки, мы не можем возбудить дело, и все это зависает", - констатировал Пучковский.
Это, по мнению представителя надзорного органа, снижает эффективность борьбы с нелегальным бизнесом: "Для нас большие риски представляет ситуация, в которой контролируемые лица, то есть легальные субъекты, свою деятельность переводят в "серую" зону и становятся нелегальными. Я не знаю, кто ведет статистику перемещения сбыта такого рода субъектов. Потому что мы отвечаем за те субъекты, которые видно в системе маркировки и кто легально существует, но в систему маркировки пока легально не включился".
Руководитель межрегионального управления Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками по Южному федеральному округу Юрий Боровской (слова "табачный рынок" появилось в названии службы год назад) сказал о этом же: "Мы работаем именно с лицензиатами, а нелегальный рынок - где-то в гаражах, это не наша тема. Мы не понимаем, как туда выйти, что там делать. В этом случае если мы и работаем, то взаимодействуем с МВД. Других вариантов не существует по закону. Наверное, он есть, мы даже не знаем насколько он большой, этот нелегальный рынок. Пока статистики и информации о нем у нас нет".
"Такого либерального режима относительно розничной продажи нелегальной продукции я на своей памяти не припомню", - подытожил Игорь Черкасский.
Табачники кивают на вейпы
И все же небольшое снижение нелегального оборота табака было зафиксировано. Но этот тренд является неустойчивым и может изменить направление от любых неосторожных решений, предупредили на круглом столе.
Вместе со снижением подпольного табачного рынка происходит рост легальных продаж и собираемость акцизов, обратил внимание Черкасский. По его мнению, это происходит из-за роста зарплат тех категорий курильщиков, которые раньше приобретали более дешевые "паленые" сигареты (речь идет о работниках промплощадок, зарплата на которых выросла в последнее время из-за начала СВО).
"Государство, видимо, тоже хочет этим воспользоваться, поэтому была повышена адвалорная часть акцизной ставки еще на 2%. Налоговая составляющая будет расти. Боюсь, что положительный эффект от роста доходов может быть нивелирован, и мы можем опять скатиться вниз", - считает представитель БАТ.
К слову, в части никотинсодержащих продуктов (НСП) статистика выглядит куда серьезнее. Доля незаконного оборота в этом сегменте составляет 68,3% (годом ранее - 79,2%). А незаконный оборот никотисодержащих жидкостей вообще достигает 90,2% рынка.
Управляющий по корпоративным вопросам "Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг" Алексей Чиков заявил, что слова о процессе обеления рынка в этом случае "звучат безумно".
Он обратил внимание, что при росте производства НСП (в частности производство жидкости для электронных средств доставки никотина выросло в 10 раз) объем изъятой нелегальной продукции сократился. В частности, число изъятых изделий из нагреваемого табака - с 7,1 млн до 350 тысяч стиков.
"Рынок объективно растет и, наверное, изъятие из нелегального оборота тоже должны коррелироваться. А здесь какая-то дивергенция, на мой взгляд", - полагает участник табачного рынка.
Игорь Черкасский нашел этому объяснение: "Объем производства жидкости для ЭСДН вырос в 10 раз в первом полугодии по сравнению к прошлогоднему периоду. Но мы не видим соответствующего увеличения сборов по акцизам в 10 раз. Там гораздо меньше увеличение. Это происходит потому, что производители декларировали по большей части безникотиновую жидкость, как выяснилось. Сейчас новая схема на рынке - производить не никотиновую жидкость, а чистый глицерин и еще один ингредиент туда добавлять. Ее, пожалуйста, маркируй, рапортуй в ЦРПТ ("Оператор-ЦРПТ" - официальный регулятор "Честного ЗНАКа". - СарБК) Получается легальная жидкость, но никотина в ней нет. Акциз платить не обязан. А для чего эта жидкость производится? Производятся также бустеры так называемые - флаконы, где концентрации никотина превышают дозволенные законом в 20 раз. И люди сами ручками добавляют, размешивают и используют. Производители таким образом навели нас на мысль о реальном объеме производства и потребления, которые действительно есть в рынке в части ЭСДН".
Не такие уж "серые"
Что касается данных по Саратовской области, то эксперты называют ситуацию у нас самой благоприятной в ПФО. В регионе самая низкая доля нелегального оборота табака - 5,1% (в четвертом квартале прошлого года - 7,1%). Наибольшее снижение (в полтора раза) произошло в сегменте продукции, ввезенной из стран ЕАЭС. Доля контрафакта сократилась на 1%. В конце прошлого года регион имел нулевые значения почти по всем показателям контрольно-надзорной деятельности, в первом квартале 2024 отмечен рост выявленных нарушений в точках продаж. Значение этого показатели вдвое превышает среднее по федеральному округу. Как следствие, в регионе самые низкие потери бюджета - 355 млн рублей. Место в рейтинге регионов - 28-е. Это притом, что еще не так давно Саратовская область числилась в тройке лидеров по доле нелегального табака (данные БАТ от 2017 года).