На прошлой неделе не стало скандально известного психолога Филипа Зимбардо, он ушёл в возрасте 91 года. Зимбардо исследовал такие темы как робость, социальное положение мужчины, зацикленность на прошлом и глубинные начала человеческого зла. Больше всего он прославился как автор состоявшегося после войны Стэнфордского тюремного эксперимента. В ходе этого опыта студенты сыграли роли охранников и арестантов в симуляторе тюрьмы, который очень быстро стал похож на реальное место заключения. Поэтому многие считают это испытание жестоким и некорректным.
Проводя свой эксперимент, Зимбардо, как и многие другие его современники, пытался ответить на вопрос: как «потомки» Гёте, Шиллера и Баха оказались способны совершать зверства. Он хотел понять, какие психологические процессы заставляют хороших людей творить зло. Жуткие выводы, полученные в ходе исследования, Зимбардо изложил в своей книге «Эффект Люцифера». В ней же он дал рекомендации по тому, как противостоять социальному влиянию, которое разрушает человека, превращая в падшего ангела. В этой статье подробнее расскажем о самом эксперименте и том, почему его критикуют.
Чтобы продемонстрировать свою гипотезу, согласно которой внешние обстоятельства влияют на поведение человека, Филип Зимбардо решил погрузить абсолютно здоровых людей в жестокую среду. Для этого психолог в 1971 году соорудил в подвале Стэнфордского университета реалистичный макет тюрьмы и отобрал среди студентов 24 добровольца, у которых не было криминального опыта и психологических или физических проблем. Им пообещали денежное вознаграждение за каждый проведённый в симуляторе день. Само испытание должно было продлиться две недели, однако вскоре выяснилось, сто эксперимент придётся завершить досрочно.
Студентов рандомно поделили на две группы. Одних одели в тюремные робы и поместили в импровизированные камеры. Вторых обязали в составе трёх человек по очереди выходить на восьмичасовую смену и играть роль надзирателей. На инструктаже Зимбардо запретил им причинять физический вред арестантам, однако во всём остальном психолог развязал им руки. Вседозволенностью тюремщики начали пользоваться с первых часов эксперимента. Они всячески унижали заключённых, заставляя их отпрашиваться в уборную и обращаться друг к другу только по номерам. Ночью надзиратели подняли заключённых в 2:30 громкими свистками и приказали им отжиматься.
На второй день испытания возмущённые узники подняли бунт. Однако тюремщики подавили его и поместили зачинщиков мятежа в камеры-одиночки. После этого они стали применять ещё более изощрённые психологические издевательства. Они приказывали заключённым раздеваться, заставляли их мыть унитаз голыми руками, поливали их из огнетушителей. В день посещения близких охранники запугивали арестантов, угрожая тем, что сделают условия ещё более невыносимыми, если те посмеют пожаловаться. Чтобы поселить раскол между заключёнными, надзиратели намеренно выделяли более послушную группу и позволяли ей дольше спать и лучше питаться.
Сам автор эксперимента взял на себя роль начальника тюрьмы, который на всё закрывал глаза и порой даже подстрекал подчинённых. Ощущая безграничную власть и полную безнаказанность, студенты, которые никогда не сталкивались с реальным арестантским опытом, воспроизводили тюремную систему. Охранники становились всё более агрессивными, а заключённые – более подавленными и тревожными (у кого-то сдавали нервы и случались истерики). На шестой день исследователи, наблюдавшие за происходящим через скрытые камеры, вынужденно остановили эксперимент.
Существует легенда, согласно которой Зимбардо вынудила пойти на этот шаг его невеста, которая пришла к нему на работу и, узнав, чем он занимается, пришла в ужас. Дескать, она поставила жениху ультиматум: или сворачивай эту лавочку или забудь меня. Как бы там ни было, Зимбардо успел получить необходимые результаты, которые горячо обсуждало не одно поколение психологов. Своим экспериментом Зимбардо хотел показать, что нормальные и обычные люди могут расчеловечиваться и совершать зверские поступки, если их погрузить в определённую среду, в которой им обеспечена анонимность, вседозволенность и безнаказанность.
Важным аспектом является и то, что в одной среде с ними находилась некая группа, которую общество признало низшей кастой, недолюдьми или врагом. Зимбардо продемонстрировал, как у группы, стоящей над этой кастой, перестают действовать табу и отключается сочувствие. Автор эксперимента говорил, что в этих условиях человеком завладевают древние инстинкты, и спрятанная в глубинах нашего сознания агрессия высвобождается.
Многие критиковали Зимбардо за то, что он сам провоцировал тюремщиков и поощрял их поведение. В начале испытания некоторые охранники сочувствовали заключённым и не решались на действия, но Зимбардо напоминал им, что это всего лишь эксперимент и что за него они получат плату. Он убеждал их, что в происходящем нет ничего такого, мол, всё нормально. Когда охранники входили в раж, Зимбардо не одёргивал и не останавливал их. То есть эксперимент сложно назвать чистым: людям напоминали, что всё не по-настоящему. На это защитники Зимбардо говорят, что, наоборот, это делает испытание более ценным. Ведь он показывает, как человек забывает моральные законы под влиянием одобрения общества.
Какие ещё претензии высказывались Зимбардо? Прежде всего, его обвиняли в неэтичности. Никого из добровольцев не предупредили о последствиях эксперимента (что он может нанести психологические травмы). Более того, студентов, исполняющих роль заключённых, без предупреждения грубо задержали и вытащили из собственных домов как реальных преступников. Испытуемые не знали, что могут покинуть эксперимент досрочно, и некоторые из них симулировали нервный срыв, чтобы выбраться из этого кошмара. Также критики посчитали выборку из 24 молодых американцев недостаточной для того, чтобы выносить приговор всему человечеству.
Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!