Найти в Дзене
Сергей Петров

Послегатический зороастризм: Культ

Вероятно, требование произнесения вероисповедания («Фраваране») при обращении в зороастрийскую религию было установлено уже Заратуштрой. Таким образом, зорастризм является самой первой вероисповедной религией в мировой истории, принимаемой в сознательном возрасте путём исповедания определённых религиозных воззрений (для сравнения заметим, что иудаизм по настоящее время принимается не через вероисповедание, а через обрезание). По всей видимости, сам Заратуштра ввёл при принятии зороастризма обряд опоясывания священным поясом, который называется по-авестийски yāh (ср. рус. по-яс), а по-пехлевийски kustīg (в настоящее время его совершает каждый зороастриец при достижении совершеннолетия в 15 лет). Похожую верёвку, но сделанную не из овечьей шерсти, как у зороастрийцев, а из хлопка, и набрасывающуюся на плечо, носят до настоящего времени индийские брахманы. Её первоначально завязывает жрец, после чего носящий уже никогда её не развязывает. Вероятно, сходные пояса носили жрецы уже в эпоху и

Вероятно, требование произнесения вероисповедания («Фраваране») при обращении в зороастрийскую религию было установлено уже Заратуштрой. Таким образом, зорастризм является самой первой вероисповедной религией в мировой истории, принимаемой в сознательном возрасте путём исповедания определённых религиозных воззрений (для сравнения заметим, что иудаизм по настоящее время принимается не через вероисповедание, а через обрезание).

По всей видимости, сам Заратуштра ввёл при принятии зороастризма обряд опоясывания священным поясом, который называется по-авестийски yāh (ср. рус. по-яс), а по-пехлевийски kustīg (в настоящее время его совершает каждый зороастриец при достижении совершеннолетия в 15 лет). Похожую верёвку, но сделанную не из овечьей шерсти, как у зороастрийцев, а из хлопка, и набрасывающуюся на плечо, носят до настоящего времени индийские брахманы. Её первоначально завязывает жрец, после чего носящий уже никогда её не развязывает. Вероятно, сходные пояса носили жрецы уже в эпоху индоиранской общности.

У зороастрийцев такой пояс носят как мужчины, так и женщины, он три раза оборачивается вокруг поясницы и завязывается спереди и сзади четверными узлами с чтением молитв Ахуре Мазде. Его носят поверх нижней рубашки белого цвета.

Зороастрийцы молятся стоя, лицом к огню – очагу или солнцу. Перед молитвой полагается омыть лицо, руки и ноги (этот обычай был заимствован мусульманами). В начале молитвы зороастриец развязывает пояс и держит его в руках перед собою, потом снова повязывает. Молитва совершается пять раз в день, по одному разу в каждом из пяти периодов (авест. asnya- ratu-, пехл. gāh), на которые делятся зороастрийские сутки: hāwani- («время выжимания хаомы», с рассвета), rapiϑβa- («время для еды», с полудня), uzayara- («исхождение дня», с трёх часов дня), aiβisruϑra- (?, с заката), ušah- («утро», с полуночи). Однако с определённого времени лицам, не желающим вставать на две ночные молитвы (aiβisruϑra- и ušah-), была предоставлена возможность прочесть первую из них вместе с вечерней, а вторую – вместе с утренней. Как требование о пяти ежедневных молитвах, так и разрешение читать ночные молитвы в другое время были заимствованы у зороастрийцев мусульманами.

В число главных зороастрийских молитв входит Ахура-Вайрья (пехл. Ахунвар), по преданию, сочинённая самим Заратуштрой. Она имеет для зороастрийцев такое же значение, что и «Отче наш» для христиан. Вероятно, ближайшими последователями Заратуштры были сочинены молитвы Ашэм-Воху, Йенхе-Хатам и Айрьема-Ишйо. Смысл их авестийских текстов туманен и вызывает противоречивые толкования.

От языческой древности зороастрийцы унаследовали семь сезонных земледельческо-скотоводческих праздников, которые были ими осмыслены как посвящения семи Бессмертным Святым и их творениям. Названия шести из них («гахамбаров») известны в позднеавестийской форме: Майдйой-зарэмайа («Середина весны»), Майдйой-шема («Середина лета»), Паитишхахйа («Сбор зерна»), Айатрима («Возвращение скота с летних пастбищ»), Майдйаирйа («Середина зимы») и Хамаспатмаэдайа (название неясного происхождения, праздник в честь фраваши). Седьмой праздник, отмечавшийся в день весеннего равноденствия, известен только под своим персидским названием Ноуруз («Новый день»).

См. подробнее:

https://ridero.ru/books/arii_pervye_u_boga/

https://www.amazon.com/dp/B0CDGYWYGR

https://www.ozon.ru/product/arii-pervye-u-boga-zoroastriyskoe-proishozhdenie-avraamicheskih-religiy-petrov-sergey-1120341291/?sh=j58opFItbw&__rr=1

https://digital.wildberries.ru/offer/148952