Найти в Дзене

Николай Андреев. Самый титулованный русский фотохудожник

Николай Андреев — самый признанный в мире русский фотограф начала XX века, но на родине мастера ждала непростая судьба. Расцвет фотографической карьеры Николая Андреева длился менее 10 лет: с 1922 по 1929 годы. За это время он участвовал более чем в 40 выставках за рубежом и 8 выставках в России. Получил 20 наград и дипломов, включая Гран-при, золотые и серебряные медали престижных европейских фестивалей. Был удостоен пожизненной подписки на знаменитый швейцарский фотографический журнал Camera. Андреев родился в Серпухове в 1882 году, рано увлекся живописью и фотографией. Он не стал продолжать прибыльное дело отца, известного в городе предпринимателя, а выбрал свой путь — и в 1901 году открыл ателье фотографии. Этот опыт научил Николая Платоновича острому взгляду, мгновенной реакции, точному выбору композиции, идеальному чутью натуры: все свои снимки он делал с первого дубля. Стиль фотографа ценили за удивительную философичность и многие пытались копировать его работы. Принято говорит

Николай Андреев — самый признанный в мире русский фотограф начала XX века, но на родине мастера ждала непростая судьба.

Расцвет фотографической карьеры Николая Андреева длился менее 10 лет: с 1922 по 1929 годы. За это время он участвовал более чем в 40 выставках за рубежом и 8 выставках в России. Получил 20 наград и дипломов, включая Гран-при, золотые и серебряные медали престижных европейских фестивалей. Был удостоен пожизненной подписки на знаменитый швейцарский фотографический журнал Camera.

Николай Андреев. В городском парке, 1930-е.
Николай Андреев. В городском парке, 1930-е.

Андреев родился в Серпухове в 1882 году, рано увлекся живописью и фотографией. Он не стал продолжать прибыльное дело отца, известного в городе предпринимателя, а выбрал свой путь — и в 1901 году открыл ателье фотографии. Этот опыт научил Николая Платоновича острому взгляду, мгновенной реакции, точному выбору композиции, идеальному чутью натуры: все свои снимки он делал с первого дубля. Стиль фотографа ценили за удивительную философичность и многие пытались копировать его работы.

Николай Андреев. Юлия, 1933.
Николай Андреев. Юлия, 1933.

Принято говорить про влияние импрессионистов на творчество пикториальных фотографов, но Николай Платонович — исключение из правил. Мастер не искал в природе красоту и умиротворение, его не интересовала мимолетность, он находил отражение своих ощущений вовне: все его работы отличаются лирическим психологизмом.

Николай Андреев. Подсолнух, 1928.
Николай Андреев. Подсолнух, 1928.

Андреев был мобилизован в 1914-м и прошёл Первую мировую войну, а затем в Петрограде в разгар Гражданской войны 1919 года получил ранение.

Демобилизовавшись в 1919 году, Николай Платонович устроился работать художником-декоратором в городской театр. Театральная среда и близость к искусству помогли ему быстро вернуться к фотографии. Военные годы не прошли даром: они изменили мастера, лишив легкости, но прибавив зрелой мудрости.

Н. Андреев.  Мать заболела, 1925.
Н. Андреев. Мать заболела, 1925.

Николай Андреев был большим знатоком подмосковной природы, чувствовал ее особым чутьем. В его пейзажах много первобытной природной силы, архитепические образы. Всегда присутствовала простота в выборе натуры, любовь к невыигрышным, будничным видам, монохромность, графичность, аскетичность в выборе выразительных средств.

Николай Андреев. Вестники весны, 1930-е.
Николай Андреев. Вестники весны, 1930-е.

Выставочная деятельность Николая Андреева началась в 1922 году с Лондонского салона фотографии. Французское фотографическое общество и Парижский фотоклуб, продолжая прерванную войной традицию, организовали в Париже XIX Международный фотосалон. В изданном каталоге салона на первых страницах поместили одну из работа Андреева — «Метель».

Николай Андреев, Метель, 1924.
Николай Андреев, Метель, 1924.

Метель, лошадь, запряженная в сани, — традиционный сюжет русского искусства. С образом дрожек, саней на снегу у русского человека связано многое. Это и деревенская свадьба, ярмарка, праздничное гуляние, ожидание гостей, но также и знаки человеческого горя: трагический образ, связанный с холодом и вечным страхом невозвращения, с проводами в последний путь. Андреев трактует сюжет лаконично: одинокий возница на фоне снега, композиция упрощена до предела, сжата до символа.

Н. Андреев. Река Нара зимой, до 1929.
Н. Андреев. Река Нара зимой, до 1929.

Николай Платонович очень «зимний» фотограф. Зимой резче контраст между светом и тенью, улицей и домом, теплом и холодом. На снимках мастера светописи скатываются с гор веселые детишки, одиноко идет по промёрзшему мостику женщина, дремлет под снегом городок вдали.

Николай Андреев. Вечереет, 1920-е.
Николай Андреев. Вечереет, 1920-е.

Весной 1929 года в залах Серпуховского историко-художественного музея состоялась первая масштабная выставка Андреева: на ней было представлено около 200 работ в разных жанрах.

С 1930 по 1947 годы, за последние 17 лет жизни, в судьбе Николая Платоновича произошло много тяжелых и счастливых событий, но они не имели отношения к творчеству. Уже в 1928-м году началась борьба с художественной фотографией и в журнале «Советское фото» пикториализм назвали буржуазным искусством: «Журнал отмежевывается от приёмов мягкорисующей художественной съемки и предупреждает рабочих-кружковцев, что это мастерство чуждо нашей эпохе, так как является плодом буржуазно-упадочных индивидуалистических течений, которым дух революции резко враждебен». В журнале «Советское фото» за 1936 год метафоры становятся ещё острее: «Пейзажи Андреева — ощипанный французский импрессионизм, репродукции с Моне».

В 1930-е годы Николаю Платоновичу сначала запретили выставлять работы за рубежом, затем мастера лишили своего фотоателье. Семейный особняк, построенный ещё дедом, начали уплотнять, и в итоге Андреева с детьми переселили в комнату в коммуналке. Признанный мастер с мировым именем, сын зажиточного купца, он скрывал своё происхождение и всегда писал, что его папа парикмахер, а мама прачка.

Николай Андреев. Жница, 1930.
Николай Андреев. Жница, 1930.

В 1937 году были арестованы многие знакомые Андреева: мастера старой школы фотографии оказались в лагерях и ссылках. По счастливой случайности Николая Платоновича миновала эта участь.

В начале Великой Отечественной войны Серпухов регулярно обстреливали из дальнобойных орудий. В течение нескольких лет фотоархив Андреева был спрятан в саду, в деревне Паниково под Серпуховом. Умер Николай Платонович после войны — в апреле 1947 года в возрасте 65 лет.

Николай Андреев, Пряха, 1924.
Николай Андреев, Пряха, 1924.

Сейчас работы мастера светописи хранятся в музеях страны, их регулярно выставляют в разных городах, а самый крупный ежегодный фестиваль художественной фотографии в России носит имя Николая Андреева — выдающегося пикториалиста первой половины XX века.

Афиша фестиваля Русской художественной фотографии им. Николая Андреева, 2024-2025.
Афиша фестиваля Русской художественной фотографии им. Николая Андреева, 2024-2025.