Николай Андреев — самый признанный в мире русский фотограф начала XX века, но на родине мастера ждала непростая судьба.
Расцвет фотографической карьеры Николая Андреева длился менее 10 лет: с 1922 по 1929 годы. За это время он участвовал более чем в 40 выставках за рубежом и 8 выставках в России. Получил 20 наград и дипломов, включая Гран-при, золотые и серебряные медали престижных европейских фестивалей. Был удостоен пожизненной подписки на знаменитый швейцарский фотографический журнал Camera.
Андреев родился в Серпухове в 1882 году, рано увлекся живописью и фотографией. Он не стал продолжать прибыльное дело отца, известного в городе предпринимателя, а выбрал свой путь — и в 1901 году открыл ателье фотографии. Этот опыт научил Николая Платоновича острому взгляду, мгновенной реакции, точному выбору композиции, идеальному чутью натуры: все свои снимки он делал с первого дубля. Стиль фотографа ценили за удивительную философичность и многие пытались копировать его работы.
Принято говорить про влияние импрессионистов на творчество пикториальных фотографов, но Николай Платонович — исключение из правил. Мастер не искал в природе красоту и умиротворение, его не интересовала мимолетность, он находил отражение своих ощущений вовне: все его работы отличаются лирическим психологизмом.
Андреев был мобилизован в 1914-м и прошёл Первую мировую войну, а затем в Петрограде в разгар Гражданской войны 1919 года получил ранение.
Демобилизовавшись в 1919 году, Николай Платонович устроился работать художником-декоратором в городской театр. Театральная среда и близость к искусству помогли ему быстро вернуться к фотографии. Военные годы не прошли даром: они изменили мастера, лишив легкости, но прибавив зрелой мудрости.
Николай Андреев был большим знатоком подмосковной природы, чувствовал ее особым чутьем. В его пейзажах много первобытной природной силы, архитепические образы. Всегда присутствовала простота в выборе натуры, любовь к невыигрышным, будничным видам, монохромность, графичность, аскетичность в выборе выразительных средств.
Выставочная деятельность Николая Андреева началась в 1922 году с Лондонского салона фотографии. Французское фотографическое общество и Парижский фотоклуб, продолжая прерванную войной традицию, организовали в Париже XIX Международный фотосалон. В изданном каталоге салона на первых страницах поместили одну из работа Андреева — «Метель».
Метель, лошадь, запряженная в сани, — традиционный сюжет русского искусства. С образом дрожек, саней на снегу у русского человека связано многое. Это и деревенская свадьба, ярмарка, праздничное гуляние, ожидание гостей, но также и знаки человеческого горя: трагический образ, связанный с холодом и вечным страхом невозвращения, с проводами в последний путь. Андреев трактует сюжет лаконично: одинокий возница на фоне снега, композиция упрощена до предела, сжата до символа.
Николай Платонович очень «зимний» фотограф. Зимой резче контраст между светом и тенью, улицей и домом, теплом и холодом. На снимках мастера светописи скатываются с гор веселые детишки, одиноко идет по промёрзшему мостику женщина, дремлет под снегом городок вдали.
Весной 1929 года в залах Серпуховского историко-художественного музея состоялась первая масштабная выставка Андреева: на ней было представлено около 200 работ в разных жанрах.
С 1930 по 1947 годы, за последние 17 лет жизни, в судьбе Николая Платоновича произошло много тяжелых и счастливых событий, но они не имели отношения к творчеству. Уже в 1928-м году началась борьба с художественной фотографией и в журнале «Советское фото» пикториализм назвали буржуазным искусством: «Журнал отмежевывается от приёмов мягкорисующей художественной съемки и предупреждает рабочих-кружковцев, что это мастерство чуждо нашей эпохе, так как является плодом буржуазно-упадочных индивидуалистических течений, которым дух революции резко враждебен». В журнале «Советское фото» за 1936 год метафоры становятся ещё острее: «Пейзажи Андреева — ощипанный французский импрессионизм, репродукции с Моне».
В 1930-е годы Николаю Платоновичу сначала запретили выставлять работы за рубежом, затем мастера лишили своего фотоателье. Семейный особняк, построенный ещё дедом, начали уплотнять, и в итоге Андреева с детьми переселили в комнату в коммуналке. Признанный мастер с мировым именем, сын зажиточного купца, он скрывал своё происхождение и всегда писал, что его папа парикмахер, а мама прачка.
В 1937 году были арестованы многие знакомые Андреева: мастера старой школы фотографии оказались в лагерях и ссылках. По счастливой случайности Николая Платоновича миновала эта участь.
В начале Великой Отечественной войны Серпухов регулярно обстреливали из дальнобойных орудий. В течение нескольких лет фотоархив Андреева был спрятан в саду, в деревне Паниково под Серпуховом. Умер Николай Платонович после войны — в апреле 1947 года в возрасте 65 лет.
Сейчас работы мастера светописи хранятся в музеях страны, их регулярно выставляют в разных городах, а самый крупный ежегодный фестиваль художественной фотографии в России носит имя Николая Андреева — выдающегося пикториалиста первой половины XX века.