Найти в Дзене
Сириус.Курсы

Научный руководитель биокласса АПО Дмитрий Фёдоров: «Необязательно побеждать на олимпиадах, чтобы реализоваться в профессии»

Даже самые известные учёные и преподаватели когда-то были школьниками, решавшими вечные и критически важные вопросы: кем быть и куда поступать? И очень интересно спустя время узнавать об их критериях выбора и сложившемся профессиональном пути. Наш новый гость — Дмитрий Александрович Фёдоров, сотрудник лаборатории эволюционной геномики Сколковского института науки и технологий, научный руководитель биокласса Ассоциации победителей олимпиад (АПО) и автор курса нашей онлайн-школы. Поговорили с ним о том, зачем учить названия всех костей, в какой момент стоит бросить детскую мечту и как не выгореть во время олимпиад. — Расскажите, когда вам начала нравиться биология? В пятом классе, когда стал посещать дополнительный кружок по биологии после уроков. Занятия носили больше развлекательный характер: нам показывали, например, как выглядит лист элодеи и эритроциты лягушки под микроскопом. Это было так интересно и вдохновляюще! Если на уроках географии я слушал про мыс Челюскина и понимал, что о
Оглавление

Даже самые известные учёные и преподаватели когда-то были школьниками, решавшими вечные и критически важные вопросы: кем быть и куда поступать? И очень интересно спустя время узнавать об их критериях выбора и сложившемся профессиональном пути.

Наш новый гость — Дмитрий Александрович Фёдоров, сотрудник лаборатории эволюционной геномики Сколковского института науки и технологий, научный руководитель биокласса Ассоциации победителей олимпиад (АПО) и автор курса нашей онлайн-школы.

Поговорили с ним о том, зачем учить названия всех костей, в какой момент стоит бросить детскую мечту и как не выгореть во время олимпиад.

Слёзы из-за комаров

— Расскажите, когда вам начала нравиться биология?

В пятом классе, когда стал посещать дополнительный кружок по биологии после уроков. Занятия носили больше развлекательный характер: нам показывали, например, как выглядит лист элодеи и эритроциты лягушки под микроскопом. Это было так интересно и вдохновляюще! Если на уроках географии я слушал про мыс Челюскина и понимал, что он где-то далеко, то тут предмет обсуждения был прямо перед глазами. Биология подкупила своей доступностью.

Помню, что однажды сломал руку, и школу в тот день пришлось пропустить. Выйдя от врача, я заплакал, потому что не попал на занятия биологического кружка, а там рассказывали что-то интересное про комаров.

Дальше я развивал свой интерес к биологии. Даже прочитал «Справочник для поступающего в вузы», подготовленный издательским домом Московского государственного университета, — ничего не понял, зато нахватался умных слов. Стал ходить на субботние лекции, которые читали в том же МГУ, и потихоньку увлёкся темой беспозвоночных (это моллюски, насекомые, черви).

— Как вы определились, в какой вуз поступать?

Я с самого начала знал, что хочу только в МГУ. Бывает, что школьники учат биологию, чтобы поступить на медицинские специальности, но меня анатомия не привлекала. Был равнодушен и к лабораторным дисциплинам вроде биохимии или молекулярной биологии. Оставался только биофак, туда и поступил.

В начале обучения верил, что стану зоологом беспозвоночных, таким классическим биологом, который будет ловить живые организмы, описывать их строение. Эта профессия была моей детской мечтой.

В процессе погружения в дисциплину я начал понимать, что фундаментальная зоология мне не совсем близка, поэтому решил поменять специализацию и поступил в магистратуру Сколковского института науки и технологий. Там действовало направление, посвящённое геномной биологии и изучению вопросов, как на геномном уровне организмы адаптируются к внешним условиям среды. В магистратуре я занимался секвенированием, то есть прочтением ДНК комаров, которые обитают в экстремальных и сильно засорённых водоёмах. После обучения продолжил этот научный путь: изучаю гены моллюсков и рачков.

-2

— Учитывая ваш опыт, какой совет можете дать абитуриентам? На что следует обратить внимание при выборе специальности?

Совет только один: старайтесь заниматься биологией на углублённом уровне. Например, выучите названия костей, разберитесь, как работает биохимия с ферментативной кинетикой, попробуйте свои силы в олимпиадах. В школьной программе многое не освещается, и такое погружение поможет понять красоту науки и определиться с тем, какие конкретно области биологии нравятся.

В старших классах меня интересовала ботаника, но когда я начал подробно в ней разбираться, то понял, что не хочу учить наизусть все типы луковиц.

Также важно внимательно изучить программу обучения. Сейчас многие абитуриенты выбирают для поступления биоинформатику. Некоторые из них позже с удивлением обнаруживают, что для обучения нужны знания линейной алгебры, матанализа, ещё и код программирования придётся писать. А ребятам просто хотелось красивой биоинформатики вместо информатики в качестве приложения к биологии.

От мятлика до костреца

— Куда вообще можно поступать абитуриентам-биологам, кроме МГУ?

Им грех жаловаться на выбор биологических областей: можно уйти в ветеринарию, медицину, продовольственную безопасность, биоинженерию, биохимию, просто в классическую биологию. В других столичных вузах вроде Физтеха и «Вышки» открыто множество специальностей — глаза разбегаются.

Сильное биологическое направление сложилось в Новосибирске, там работает факультет естественных наук НГУ. Выделю Казанский федеральный университет (КФУ) и Университет Иннополис, ИТМО и СПбГУ в Петербурге — там работают специалисты мирового уровня, которые публикуются в ведущих журналах, ездят на стажировки к известным коллегам. В этих вузах хорошо оснащены лаборатории. Ещё университет «Сириус» развивает программы по молекулярной медицине, геномным технологиям. То, каких специалистов удалось привлечь для их реализации, заслуживает уважения.

— Кому не стоит идти на биологические факультеты?

Тем, кто боится труда: нужно будет освоить очень много материала. Даже ребятам, которые планируют стать биоинженерами или биоинформатиками, придётся учить разную систематику вроде названий 100 видов разных трав, от мятлика до костреца.

В каждой области биологии есть свои минусы.

У полевых биологов — трудные условия экспедиции: они собирают травы в горах Кавказа и несут на себе огромный рюкзак. Молекулярные биологи часто вынуждены делать монотонную работу, чтобы получить адекватный результат эксперимента. Биоинформатикам нужно писать большой объём кода. И так далее.

-3

Зато все минусы перевешивает жирный плюс: биология очень дисперсная. Химия, например, про одно и то же: вещества, их свойства и характеристики. А в биологии можно встретить человека, который всё лето ходит по болотам, собирает эндемичные виды шейхцерии, и специалиста, пишущего код на C++. Практически для каждого здесь найдётся место. Не нравится ходить по болотам? Можно заняться информатикой! Не хочется программировать? Милости просим в молекулярную биологию! Тоже нет? Уйдите с головой в физиологию растений — в кабинете будет постоянно пахнуть травой и спиртом.

— Что, на ваш взгляд, чаще всего отталкивает ребят от изучения биологии?

Как раз объём изучаемой информации. Можно быть сколь угодно умным и талантливым, но если не сесть и не выучить наизусть определённые темы, то ничего не добиться. Понять на уровне логики, как устроены кости предплечья или как выглядит поперечный срез стебля, просто невозможно.

Я иногда прохожу обучение на Сириус.Курсах и вижу, как автор курса по теории вероятностей Андрей Райгородский ведёт лекцию пять минут, а потом даёт много разных задач и объясняет, как додуматься до их решения. Это реально красиво, головоломка решается. Но в биологии так не получится. Я как автор курса по биологии для 8-го класса даю сжатую теорию на 20 минут, а потом на её основе составляю 3-4 интересных вопроса, и всё! Такая вот у нас наука.

Юношеский максимализм

— Вы были победителем перечневых олимпиад, сейчас тренируете ребят из разных регионов. Велика ли вероятность, что олимпиадник, попав в вуз, потеряет соревновательный момент и не захочет учиться дальше?

Биология настолько объёмная наука, что невозможно выучить всё за несколько лет олимпиадной карьеры. Попадая в вуз, ребята оказываются в новом мире, а опыт участия в олимпиадах помогает им легче адаптироваться. Они уже знают, о чём эта наука, как конспектировать и вести заметки. В годы моего студенчества на биофаке сформировали две олимпиадные группы по 20 человек, из них интерес к обучению потеряли 4–5 студентов — согласитесь, маленький процент.

-4

— Получается, вреда от олимпиад быть не может, сплошная польза?

Вредно отдавать олимпиаде всё: здоровье, имеющиеся ресурсы — можно выгореть. Здесь как в спорте: во время соревнований и в условиях жёсткой конкуренции нужно адекватно оценивать и себя, и соперников. Важно понимать, что вокруг много талантливых школьников, и, если ученик с ними наравне, это уже достижение. Многие же хотят быть непременно первыми, лучшими, показать больше, чем могут, вместо того, чтобы идти в своём темпе. Мешает юношеский максимализм и навязанные родителями установки, в которых успех играет решающее значение.

Я бы на месте школьника рассуждал примерно так: мне нравятся разные разделы биологии, кроме анатомии. Значит, победить на Всеросе не получится. Зато я могу удачно выступить в перечневых олимпиадах и точно так же поступить в желанный вуз без проблем.

Олимпиадная карьера рано или поздно закончится, а хороший специалист будет нужен всегда — например медик, который ничего не знает о зоологии беспозвоночных, но понимает, как делать лечебный массаж. Олимпиады хорошо развивают, но это лишь одна сторона медали. Не обязательно побеждать на ВсОШ, чтобы завести кучу полезных знакомств и использовать опыт участия для реализации в профессии.

Наши курсы не гарантируют победу на олимпиадах, но удовольствие от учёбы — вполне! Изучить расписание и запланировать обучение до конца года можно на главной странице онлайн-школы. На Сириус.Курсах открыты бесплатные курсы по биологии и ещё шести направлениям. Записывайтесь, будет интересно!