Найти в Дзене

Письма Чайковского

Петра Ильича Чайковского не стало в ночь с 24 на 25 октября 1893 года. Несмотря на героические усилия врачей, великий композитор скончался в Петербурге в возрасте 53 лет. Его жизнь проходила на виду у общественности. Казалось бы, о Петре Ильиче известно всё, но по-прежнему появляются детали биографии, доселе неизвестные историкам и музыковедам. Особый интерес представляют письма Чайковского, о пяти из которых расскажем сегодня в спецпроекте Российского фонда культуры. В 1989 году художник-реставратор из Ленинграда Алексей Георгиевич Евдокимов передал в Советский фонд культуры пять писем-автографов Петра Ильича Чайковского, адресованные «капельмейстеру Мариинского театра» Эдуарду Францевичу Направнику. Проведённая экспертиза подтвердила, что письма и адреса на конвертах вне сомнения написаны рукой Чайковского. Хранились письма, по всей вероятности, в плохих условиях, так как бумага пересохла, а на листах имелись изгибы, один из которых был порван. Написаны они в период с 19 февраля 1892

Петра Ильича Чайковского не стало в ночь с 24 на 25 октября 1893 года. Несмотря на героические усилия врачей, великий композитор скончался в Петербурге в возрасте 53 лет.

Его жизнь проходила на виду у общественности. Казалось бы, о Петре Ильиче известно всё, но по-прежнему появляются детали биографии, доселе неизвестные историкам и музыковедам. Особый интерес представляют письма Чайковского, о пяти из которых расскажем сегодня в спецпроекте Российского фонда культуры.

Автограф Петра Ильича Чайковского
Автограф Петра Ильича Чайковского

В 1989 году художник-реставратор из Ленинграда Алексей Георгиевич Евдокимов передал в Советский фонд культуры пять писем-автографов Петра Ильича Чайковского, адресованные «капельмейстеру Мариинского театра» Эдуарду Францевичу Направнику.

Проведённая экспертиза подтвердила, что письма и адреса на конвертах вне сомнения написаны рукой Чайковского. Хранились письма, по всей вероятности, в плохих условиях, так как бумага пересохла, а на листах имелись изгибы, один из которых был порван.

Написаны они в период с 19 февраля 1892 года по 22 июля 1893 года. И сегодня являются уникальным эпистолярным свидетельством дружбы между композитором и дирижёром.

Пять писем П.И. Чайковского, адресованные другу Э.Ф. Направнику
Пять писем П.И. Чайковского, адресованные другу Э.Ф. Направнику

Эдуард Францевич Направник (1839 – 1916) в течение 50 лет был главным дирижёром Мариинского театра. Его называли «Генералом Мариинки». Репертуар Направника включал 150 опер, 80 из которых были разучены впервые. Среди них и семь опер Чайковского, в том числе «Мазепа», «Орлеанская дева», «Пиковая дама», «Иоланта».

Когда-то письма хранились в семье Направника у дочери Эдуарда Францевича, которая погибла в 1942 году во время блокады Ленинграда при невыясненных обстоятельствах. Письма Чайковского после её смерти исчезли.

Главный дирижёр Мариинского театра Эдуард Францевич Направник
Главный дирижёр Мариинского театра Эдуард Францевич Направник

Первые два конверта Пётр Ильич отправил из села Майданово и из Москвы в Петербург по адресу: «Крюков канал, близ Мариинского театра, дом Тупикова», где жила семья Направника. В то время Эдуард Францевич работал над музыкально-драматической поэмой «Дон Жуан», но работа шла трудно. Чайковский, желая помочь другу, берётся поговорить с музыкальным издателем о публикации произведения, но попытки оказались тщетными. В издательстве не верили в успех «Дон-Жуана» и поэтому гонорара, даже в скромных размерах, уплатить не могли.

Летом того же года оба музыканта оказались за границей, «на водах». Пётр Ильич — в Виши во Франции, а Направник — в Швейцарии в местечке Энгельберг кантона Ун-Фервальден, куда и адресовано третье письмо от 3 июля 1892 года.

Пётр Ильич в последние годы жизни
Пётр Ильич в последние годы жизни

(Из переписки П.И. Чайковского с Э.Ф. Направником) «Радуюсь также, — пишет Пётр Ильич, — что скоро тебе приходится домой уехать и страшно, болезненно завидую тебе! Жду не дождусь, когда наступит и мой черёд уехать домой, ибо с самого первого момента выезда и до сих пор не перестаю ни на минуту скучать и тосковать. Только в Париже дня три провёл приятно».

Четвёртое и пятое письма были отправлены Чайковским из Клина в 1893 году. Пётр Ильич тогда работал над своим последним произведением «Шестая симфония».

(Из переписки П.И. Чайковского с Э.Ф. Направником) «Очень рад, что могу, наконец, смирно сидеть у себя и отдавать большую часть времени труду, а то праздность начинала тяготить меня».

10 октября 1893 года Пётр Ильич приехал в Петербург дирижировать уже дописанной Шестой симфонией. К величайшему огорчению Чайковского работа не имела настоящего успеха. Овации публики были обращены более к личности всеми любимого композитора, чем к новому произведению.

Стол, за которым была написана последняя Шестая симфония, в Музее-заповеднике П.И. Чайковского в Клину
Стол, за которым была написана последняя Шестая симфония, в Музее-заповеднике П.И. Чайковского в Клину

Через две недели после этого события Чайковского не стало. По воспоминаниям сына Эдуарда Францевича Направника, утром 21 октября Пётр Ильич, остановившийся у своего брата Модеста Ильича на Малой Морской, пошёл к Направнику, но по дороге почувствовал недомогание и вернулся домой. Скоро обнаружились признаки холеры, эпидемия которой была тогда в Петербурге.

(По воспоминаниям Владимира, сына Эдуарда Францевича Направника) «6 ноября того же 1893 года Шестая симфония была повторена в зале Дворянского собрания под управлением моего отца. Я был тоже на первой репетиции. Отец, волнуясь, обратился к оркестру с несколькими прочувствованными словами о Петре Ильиче. Шестая симфония произвела сильнейшее впечатление и имела громадный успех».

Но величайший композитор об этом уже не узнал.

Одно из последних писем П.И. Чайковского, отправленное в июле 1893 года
Одно из последних писем П.И. Чайковского, отправленное в июле 1893 года

10 опер, 3 балета, 7 симфоний и большое количество произведений для оркестров и отдельных инструментов — именно такое наследие оставил после себя главный русский композитор.

А письма эти сегодня хранятся в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике П.И. Чайковского в Клину, куда их передал Российский фонд культуры. Но надо сказать, что переписка между двумя величайшими музыкантами не ограничивается пятью письмами. Они продолжают всплывать на аукционах и в частных собраниях даже спустя 130 лет после смерти Петра Ильича Чайковского.

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой.

Фото: Российский фонд культуры, открытые источники