Сергей Павлович Дёгтев - человек, который воплотил в реальность мечту о современном аэропорте в Ижевске.
Его портрет каждое утро встречает работников воздушной гавани у служебной проходной. Мемориальная доска - напоминание каждому сотруднику, что успех достигается благодаря труду, преданности делу и огромной любви к авиации.
Предшественник нынешнего аэропортового комплекса, введенного в 1974 году у деревни Старое Мартьяново, располагался на землях совхоза Россия и Гослесфонда – там, где сейчас проложены ижевские улицы Молодежная, Первомайская, Ильфата Закирова.
Когда город вплотную подступил к взлетно-посадочной полосе, а авиастроители стали выпускать в серию все более крупные гражданские воздушные суда, настало время найти для самолетов новый дом.
Выбор площадки, проектирование и строительство аэропорта – дело сложное и весьма затратное. В 1966 году на помощь действующему начальнику Андрею Макаровичу Закорко в Ижевск был направлен Сергей Павлович Дёгтев, к тому времени имевший за плечами опыт руководства в аэропортах Оша и Фрунзе.
Для проведения изыскательских работ было найдено три участка. Первый – к северо-западу от центра столицы у деревни Шабердино, второй – на юго-восток, в 1 км от села Завьялово, третий – на восточной стороне города, у деревни Старое Мартьяново.
Выбранные участки были проанализированы по множеству параметров: типу грунтов, уклонам, розе ветров, возможности расположить специальное оборудование и другую инфраструктуру, транспортной доступности и наличию сетей подключения.
Единого мнения с учетом всех достоинств и недостатков не сложилось. По представлению комиссии по строительству, с согласования высоких инстанций выбранный первоначально вариант был отклонен. Новый комплекс аэропорта Ижевск вырос у деревни Старое Мартьяново.
Основная взлетно-посадочная полоса была спроектирована длиной 2000 метров. Достаточно для взлета и посадки уже принимаемых воздушных судов, но мало с учетом перспектив отечественного самолетостроения.
Благодаря Сергею Дёгтеву и при участии тогдашнего Министра обороны СССР Дмитрия Федоровича Устинова, полоса была продлена до 2500 метров. Эта полоса используется в аэропорту по сей день, а с учетом проведенных за полвека эксплуатации реконструкций аэродром может принимать современные воздушные суда.