Эпиграфы
Портреты – это лицо вечности. Вы смотрите на нее, она – на вас... Вечная загадка портретов будоражит нашу душу, тогда как мы их совершенно не волнуем. В них есть нечто божественное, а мы – всего лишь жалкие смертные, суетливые и беспокойные, истерзанные сомнениями, подавленные горестями, обманутые любовью…
Наталья Солнцева(из книги "Портрет кавалера в голубом камзоле")
... В любой загадке таится энергия. И тот, кто ищет ответ, этой энергией питается.
Джон Фаулз (из книги "Волхв")
Сколько же нужно мудрости, чтобы никогда не терять доброты.
Мария Эбнер-Эшенбах
За время, прошедшее со дня смерти Тропинина, – 167 лет – имя его с завидной регулярностью появлялось на страницах книг, журналов, а теперь и Интернета. Он до настоящего времени один из узнаваемых и востребованных русских художников.
Творчество Тропинина как бы продолжает участвовать в живом развитии русского мира. Отношение к нему становится своего рода патриотическим маркером.
Современники высоко ценили Василия Андреевича, при упоминании его имени звучал эпитет «гениальный». О нем говорили: «портретист великий», «натуралист неподражаемый», «авторитет, всеми любимый». Успехи его представлялись триумфом. Современники называли Тропинина "русским Грёзом", находили в его произведениях "тицианов колорит", умение писать руки так, как это делал Ван-Дейк. Остроухов прямо называет художника «родоначальником нашей московской школы с ее независимостью, покоем и искренностью».
А. А. Бенуа же говорил, что это был "мягкий, молчаливый, добрый человек без определенных взглядов и направления", который "сбился с толку в угоду требованиям безвкусных поощрителей". Критик Н. Н. Врангель позже писал: "В общем, все творчество этого настоящего труженика кажется мне бесцветным и ремесленным". А в советское время Тропинина даже называли "конфетным художником", потому что часто использовали репродукции его картин на конфетных обертках. Знали бы они, как кондитерское дело близко было ему!
Значит, чем-то волнует и даже провоцирует этот воистину необыкновенный художник, на первый взгляд кажущийся простым и ясным.
Тропинин был знаком со многими выдающимися людьми первой половины XIX века и писал их портреты: писателя и историографа Н.Карамзина, художников
К.Брюллова, Е. Скотникова, скульптора И. Витали, московских дворян – Оболенских, Зубовых, Паниных, генерала А. А. Тучкова и других героев Отечественной войны 1812 года, живших в Москве. И, конечно же, каждый знает портрет Пушкина кисти Тропинина. Репродукции этих портретов мы то и дело встречаем в книгах, учебниках, Интернете.
В. А. Тропинин вошел не просто в наш культурный код, а в ментальный: мы представляем жизнь первой половины XIX века во многом по портретам Тропинина. Его картины – это то, что останется вечно в России.
Общавшиеся с ним люди рисуют его человеком добрым, отзывчивым и чувствительным. Это впечатление от его личности полностью соотносится с ощущением от его искусства. Он наделял своих героев собственным спокойствием, достоинством и доброжелательностью. Очень редко встречаются художники, от картин которых исходят такая доброта и благожелательность. Поскольку жизнь у нас стала очень динамичная и суетливая, наверное, мы ищем эти качества в его полотнах. Возможно, мы чувствуем некую тайну, скрывающуюся за обаянием его произведений. Так и хочется понять, что же сформировало этого живописца, какие события жизни повлияли на него.
Шифр 1. У Тропинина до недавнего времени был год рождения 1776, поэтому 30 марта 2024 года исполнилось 258 лет с момента его появления на свет. Однако ученые уточнили возраст Василия Андреевича и дали другой год рождения ̶ 1780. Он родился в селе Карпово Новгородской губернии. Его родители были крепостными крестьянами графа А. Миниха. Отец будущего художника А. Тропинин получил вольную за хорошую службу. Однако остальных членов семьи граф Миних не освободил. Андрей Тропинин, несмотря на подневольное положение, дал хорошее начальное образование своему сыну: будущий художник учился в народном училище в Новгороде. В 1790-х годах владелец села (имение перешло к графу И. Моркову) отправил Василия в Петербург учиться кондитерскому делу. Юноша был послушен воле барина и кроток, но при этом невероятно упрям в своём желании рисовать. Кузен Моркова, у которого жил в Петербурге "будущий кондитер", заметил, что мальчик много рисует, и за свой счет определил его в Академию художеств. Тропинин прошел рисовальные классы и поступил в мастерскую портретной живописи, которую возглавлял С. С. Щукин. В мастерской Щукина были заложены стилистические и технические основы живописи Тропинина. Будучи крепостным, он жил в доме наставника, тер ему краски, натягивал и грунтовал холсты. Отсюда определенное сходство палитр художников. Излюбленное Тропининым сопоставление красновато-охристых тонов с глубокими оливково-зелеными и легкими голубовато-серыми остались в творчестве художника доминирующими. По свидетельству Н. Рамазанова, первого биографа художника, Тропинин "мягкостью своего характера и постоянной любовью к искусству скоро приобрел себе дружественное расположение и уважение лучших учеников Академии: Кипренского, Варнека, Скотникова".
На академической выставке 1804 г. его картина "Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке" была замечена самой императрицей. О Тропинине заговорили как о "русском Грёзе". В Академии Тропинин получил возможность приобщиться к мировой культуре: учебное заведение обладало значительным собранием копий картин западноевропейских мастеров, кроме того, ученики Академии много работали в Эрмитаже. По копиям Тропинина можно судить о его преобладающем интересе к голландским и фламандским мастерам – Рембрандту, Йордансу, Тенирсу. Если с Грезом Тропинина сближало сентименталистско-просветительское мировоззрение, то в работах голландцев и фламандцев он находил поддержку своей реалистическому направлению, исканиям в области жанра.
Учился он блестяще и вскоре получил серебряную и золотую медали. Судьбой одного из самых талантливых студентов академии занялся президент Академии А. С. Строганов, который пообещал выхлопотать для Тропинина вольную. Когда об интересе к судьбе своего крепостного узнал граф Морков, он потребовал от Тропинина оставить Академию и срочно прибыть в одно из новых имений барина – деревню Кукавку на Украине, где Василий должен был стать художником, архитектором, пастухом, кондитером и лакеем своего барина.
В освобождённой от поляков-католиков Кукавке граф Морков, чтобы расположить к себе православных крестьян, повелел построить сначала церковь, а уже потом заняться строительством барской усадьбы. Строить и расписывать церковь должен был Тропинин. В свободное время Василий Андреевич пишет портреты селян: мудрых колоритных стариков, чернобровых красавиц, загорелых крепких мужиков. Художник говорил, что пребывание на Украине он воспринимал как обучение ремеслу. Поэтому в его картинах так часто встречается малороссийский тип лица. Последующие двадцать лет, с небольшими перерывами, Тропинин прожил в этом имении.
Как добрый по натуре и православный человек, Тропинин со смирением переносил превратности судьбы, не ожесточился, не впал в депрессию от осознания несоответствия собственного дарования и того положения, которое он занимал. Там же молодой художник познакомился с вольной поселянкой Анной Катиной, и в 1807 году они обвенчались в церкви, выстроенной художником. После свадьбы Анна, как и Василий, стала крепостной графа Моркова. Брак Василия и Анны Тропининых был счастливым. Художник души не чаял в жене и родившемся в 1809 г. сыне Арсении. Прожили они вместе 50 лет, и когда жена скончалась, Тропинин стал чахнуть. Пережил ее на 2 года.
Отеческая любовь одухотворяет собою подлинный шедевр Тропинина – "Портрет сына Арсения" (1818 г., ГТГ, 40,4 на 32 см, масло, холст). Картина написана в излюбленной теплой, золотисто-коричневой гамме. Арсений изображен вполоборота, его волосы растрепаны, воротник рубашки расстегнут. Все это будто демонстрирует, что ребенка оторвали от игры, к которой он в любой момент готов вернуться. Но при этом мальчик кажется очень серьезным и даже задумчивым. Его взгляд прикован к чему-то, очень его заинтересовавшему. Сын Тропинина – подневольный человек так же, как и отец в то время. И тем не менее, в его взгляде, в повороте головы чувствуется пока неосознанное достоинство, резвость ума, смышленость.
Свету в картине принадлежит главная роль, он определяет не только колористический, но и эмоциональный настрой. Теплый, неяркий свет ̶ здесь словно символ веры и надежды отца, его мечты о прекрасном будущем своего сына. Кстати, сын тоже станет художником! Но, видимо, судьба не дает двух гениальных художников подряд в одной семье. Василий Андреевич перед смертью очень беспокоился о судьбе пятидесятилетнего неустроенного сына. К сожалению, ни в одном каталоге художник Арсентий Тропинин (1809 -1885) не значится.
Почитатели творчества Тропинина требовали у Моркова дать ему вольную. Свободу художник получил только весной 1823 года, когда ему исполнилось 47 лет. Жена и сын Тропинина оставались в крепостной зависимости еще пять лет. Положение слуги в доме Моркова было мучительным для Тропинина. Но он смирялся, потому что был истинно верующим человеком. Наверное, его кротость как христианскую добродетель мы чувствуем в его картинах. Это второй шифр творчества художника.
Теперь Тропинин как вольный человек мог претендовать на официальное звание художника при Академии художеств. Он написал туда письмо, где просил дать ему звание "назначенного в академики" за картины "Кружевница", "Старик нищий" и "Портрет художника Скотникова".
«Кружевница» (1823 г., ГТГ, 75 на 59 см, масло, холст) – это метафорический гимн свободе творчества. На картине изображена девушка в светло-сером платье, на шею накинут платочек. Перед ней станок для плетения кружев. Лукавый взгляд её устремлён прямо на зрителя – словно кто-то вошёл, вызвав на губах лёгкую улыбку Нежные руки ещё не огрубели от работы, изящные пальцы ловко перебирают коклюшки и подхватывают булавки для скалывания рисунка кружева. На краю стола лежат небольшие ножнички – так и представляется, как кружевница ловко поддевает их, чтобы в нужный момент перерезать нить. Конечно, художник видел и другую сторону «медали», знал цену получения этой невесомой красоты – полуслепых и горбатых женщин со впалой грудью и скрюченными пальцами. В своих тетрадях художник делал наброски и этих женщин. Но писать картины такого содержания ему не хотелось: в начале XIX века были сильны идеалы классицизма, когда модель изображалась несколько идеализированной. Идеализация – еще один шифр творчества живописца: унижаемый своими владельцами, он мог видеть мир в мрачных тонах, однако остался удивительно светлым человеком.
В картине "Кружевница" использованы мифологические и евангельские реминисценции, связанные с нитями: богини судьбы мойры отмеряли нить человеческой судьбы, Ариадна дала Тесею путеводную нить, Дева Мария пряла занавес.
Шифр 3: наделил ли Тропинин символическим смыслом эту картину? Прял ли он сам нить своей судьбы?
Тропинин был чуток к веяньям времени, в котором начинал властвовать романтизм, – течение, которое предполагало, что изображать нужно исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Художник всех своих героев так и показывал – исключительными, но вот исключительные обстоятельства его не привлекали. И здесь он был солидарен с явлением в искусстве, которое начало формироваться на Западе: бидермейером. В бидермейере отразились представления городской среды и вкусов, когда исключительные обстоятельства преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Тропинин никогда не был за границей, но талант его был чувствителен к мировым тенденциям.
Звание полного академика Тропинин получил осенью 1824 года. Остаться преподавателем в Академии художеств он отказался. Тропинин писал: "Все я был под началом, да опять придется подчиняться то Оленину, то тому, то другому…". Вскоре он вернулся в Москву. Граф Морков попытался устроить его преподавателем в государственную школу, но Тропинин вновь отказался: «Я хочу теперь спокойной жизни, ваше сиятельство, и никакой официальной обязанности на себя не приму». Но впоследствии много сделал для создания Училища живописи, ваяния и зодчества.
С 1824 года и до конца жизни Тропинин жил и работал в Москве, где стал одним из самых популярных портретистов. Написанный в 1824 г. "Автопортрет" (ГРМ, холст, масло. 63 х 49) включает многое: и внутреннюю раскрепощенность, и достоинство свободной личности, и независимый творческий дух. Здесь нет эйфории, которая могла бы продиктовать портрету определенную парадность, дабы запечатлеть торжество момента освобождения и достигнутого звания академика. Но такой портрет посягнул бы на религиозные чувства Тропинина, поскольку в нем бы торжествовала гордыня, что было абсолютно чуждо его православной душе.
В 1827 году (с января по апрель) художник пишет портрет Пушкина в халате (через эту бытовую деталь художник старался отразить размеренность московской жизни, ее неспешность; "эта особенность подчеркивает внесословную ценность творческой личности"). Пушкин словно присел на минутку и задумался, глядя в глубь комнаты, но ничего не видя – внутренний взор обращён в себя. Правая рука героя картины лежит на столе, прижав к нему рукопись. На пальцах два перстня. На большом пальце – с изумрудом, от дяди Василия Львовича. Это перстень с историей, уходящей к Ивану III. На указательном пальце перстень от графини Воронцовой, к мужу которой кольцо попало от крымского хана (стихотворение "Талисман" рассказывает об этом перстне).
Колорит картины отличается от любимой переливчатой гаммы художника. В портрете преобладают тёмные цвета: фон, халат, галстук. Тем ярче искрятся голубые глаза поэта и выделяется его одухотворённое лицо, освещаемое и подчёркиваемое белизной воротника. Художественные решения живописца достигли своей цели – раскрыли свободолюбие и непокорность поэта.
Современники поэта поражались и точно подмеченному взгляду Пушкина – именно так он выглядел, когда начинал творить. Поэтому картину можно смело назвать историческим документом, позволяющим сегодня, спустя почти три столетия, лицезреть поэта. Вечность смотрит на нас...
Через полгода, в том же 1827 г., О. Кипренский тоже создал портрет Пушкина. Но различия кардинальные. Если у Кипренского Пушкин представлен как "любимец муз", то у Тропинина он дан как частный человек в домашнем шлафроке.
Судьба распорядилась так, что московский портрет Пушкина (68х56 см) оказался во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге, а петербургский портрет Кипренского – в Москве, в ГТГ.
Жизнь тропининского портрета Пушкина тоже полна загадок: кто заказал, где писал художник поэта, куда пропала картина на 20 лет, почему после ее обнаружения в плохом состоянии Тропинин отказался ее обновлять, как она оказалась в Петербурге.
За свою долгую жизнь Тропинин создал около 3-х тысяч картин. Многие были утеряны, некоторые сгорели во время пожара 1812 г., сотни до сих пор находятся в частных собраниях, в том числе за границей. Во многих портретах узнаются облики дворян, описанных Грибоедовым, Гоголем, Тургеневым. Часто герои нашей классики являются отрицательными персонажами. Но Тропинин все-таки находил в них внутреннюю красоту значительной личности, источающей одухотворенный свет. Такое восприятие человека, открытие в нем самом его доброго, светлого начала ложилось на сердце зрителей, рождая благодарный отклик. Наверное, и современный житель России находится под обаянием света души Тропинина. И в этом его самая большая тайна!
Список использованной литературы
Амшинская А. М. В. А. Тропинин. — М., 1976.
Бенуа А. Н. . Русская школа живописи. М., 1997, с. 43.
Кулакова Ирина. О халате как атрибуте интеллектуального быта россиян XVIII – первой половины XIX века. Теория моды: Одежда. Тело. Культура. Международный журнал, № 19, 2011.
https://maxpark.com/community/2962/content/2037378
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени : Каталог. — М., 1975.
Петрова М. Журнал "Наш современник". 2011 г. №10
Погодина А. Василий Андреевич Тропинин. М., 2001.
Солнцева Н.Портрет кавалера в голубом камзоле. https://www.litmir.me/br/?b=152110&p=1
Рамазанов Н. Василий Андреевич Тропинин. "Русский вестник", 1861, т. 36, с.53 (https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43700994801/Velikie-istorii-lyubvi.-Vasiliy-Tropinin,-lyubov-i-tvorchestvo).
Тропинин В. А.: Исследования, материалы. — М., 1982.
Фаулз Д.[пер. с англ. Б. Н. Кузьминского]. Выходные данные. М. : Изд-во АСТ, 2005
Эбнер-Эшенбах Мария "Клятва" https://zen.yandex.ru/media/prozhazhizni/ 5c768053836cde00b56600b9
https://topkartin.ru/kartiny/portret-pushkina
http://polenov.su/?item=ec9beb3c-93bb-4db8-8916-d8bc1f4f4906&termin=02529709-05ca-445b-9bb9-963013011c56
https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43700994801/Velikie-istorii-lyubvi.-Vasiliy-Tropinin,-lyubov-i-tvorchestvo
https://www.liveinternet.ru/users/truskovalent/post387816102
https://slavasev.ru/2014/05/30/gde-zhe-tropinin-pisal-pushkina-ili-pyat-zagadok-odnogo-portreta-2/
https://design.wikireading.ru/8987
Приложение
Судьба портрета Пушкина
Теперь о судьбе живописного шедевра Тропинина. История эта запутанная, некоторые факты – тайна, сокрытая временем. Удивительно, как пережив множество приключений, портрет все же сохранился и сегодня мирно висит на стене известного музея.
Художник работал над портретом примерно с января по апрель 1827 года. Готовую работу Пушкин, по словам Соболевского, поднес ему "в виде сюрприза с разными фарсами". Подлинник изображения поэта появился двадцать с лишним лет спустя в середине 1850-х годов в московской торговой лавке. Там его увидел и купил директор архива Министерства иностранных дел князь Михаил Андреевич Оболенский. Для подтверждения достоверности портрета он обратился к Тропинину. По свидетельству Н. Рамазанова, Василий Андреевич так рассказывал о встрече со своей картиной ("Русский архив", 1871 г., стр. 193—194.): "И тут-то я в первый раз увидел собственной моей кисти портрет Пушкина после пропажи, и увидел его не без сильного волнения: он мне напомнил часы, которые я провел с глазу на глаз с великим нашим поэтом, напомнил мне мое молодое время, а между тем я чуть не плакал, видя, как портрет испорчен, как он растрескался и как пострадал, вероятно, валяясь где-нибудь в сыром чулане или сарае. Князь Оболенский просил меня подновить его, но я не согласился на это, говоря, что не смею трогать черты, наложенные с натуры и притом молодою рукою..." Тропинин только почистил портрет и покрыл его лаком.
Но на этом приключения портрета не закончились...