Литература безумно богата и разнообразна, но порой так сложно отличить классицизм от романтизма и разглядеть нужные символы и детали. Течения и направления смешиваются так, что становится непонятно, где что. Но сегодня мы поговорим об одном жанре, который настолько отличается от всех остальных, что перепутать его просто невозможно. Шпили, замки, мрачные подземелья и чудовища – конечно же, речь пойдёт о готике. Мы разберёмся в определении жанра, его особенностях и постараемся понять, почему же он так привлекает читателей по всему миру.
Как появился готический жанр?
Зарождение жанра готической литературы можно отследить до публикации романа Хораса Уолпола «Замок Отранто» в далёком 1764 году. Именно это произведение практически единолично сформировало жанр, и в нём можно найти все его отличительные признаки. Произведению Уолпола подражали многие работы уже тогда, в XVIII веке, причём не только в литературных формах. Этот роман оказал огромное влияние на поэзию, театр и даже современный кинематограф. Сам Хорас впервые ввёл в использование термин «готический роман», охарактеризовав его в «Замке Отранто» во всём сверхъестественном, сюрреалистическом, мрачном и загадочном величии.
Тем не менее корнями готика уходит куда глубже, чем творчество Хораса Уолпола. Акцент на гротеске в средневековье, заметный особенно в живописи и архитектуре периода, – важный контекст, в котором следует рассматривать готику. Кроме этого, жестокие и часто гротескные трагедии, написанные для елизаветинской и якобинской театральной сцены, с их детальным, почти хирургическим исследованием пороков, коррупции, жестокости и сексуальности, стали глобальным вдохновением для готических авторов. В данном аспекте можно рассмотреть, например, «Макбет» и «Доктора Фауста».
Готическая литература в первую очередь посвящена отображению ужасов, фантастики и тёмных сверхъестественных сил. Эти силы часто представляют мрачную обратную сторону человеческой природы – иррациональные и разрушительные желания, берущие верх над нашей сущностью. Название жанра в литературе на самом деле пошло от сходства с готическими средневековыми соборами, и величественным архитектурным стилем с зачастую дикими или гротескными орнаментами, а само слово «готика» происходит от «гот», названия одного из варварских германских племён, нашествие которого привело к падению Римской империи. Именно поэтому готический жанр, как в литературе, так и в архитектуре, ассоциируется с дикостью и варварством.
Появившаяся в Европе в XVIII веке готическая литература «выросла» из романтического литературного движения. Она стала жанром, в котором большое внимание уделяется мощным эмоциям, где ужас тяжело отделить от удовольствия, а смерть – от романтики. Готика характеризуется мрачно живописными пейзажами и жуткими историями.
Готическая литература появляется в смешении старого с новым. Поэтому как явление она зародилась в момент исторического перехода от конца средневековья к началу индустриализации, когда общество было особо хрупко и подвержено изменениям. Современные технологии и наука сталкиваются с античными традициями, и эта странная пара создаёт всеобщее чувство непонятности и отчуждения, которым как раз и известна готика. Прошлое и настоящее переплетаются друг с другом – и даже когда технологические достижения кажутся всё более могущественным, история продолжает брать своё.
Строго говоря, готическая литература углубляется в жуткую природу человечества в своём стремлении удовлетворить наше внутреннее подавляемое желание погрузиться в глубины ужаса, испытать на себе запретные острые ощущения. К основным особенностям готических текстов относятся:
- появление сверхъестественного;
- психология ужаса и террора;
- поэтика возвышенного;
- чувство тайны и страха;
- привлекательный главный герой (чаще всего злодей);
- невинная главная героиня;
- сильное моральное напряжение.
Пара важных характеристик
Готический стиль литературы воплощает в себе множество уникальных особенностей, включая характерные пейзажи, погодные условия да и определённую атмосферу в принципе.
Одной из ключевых черт готического стиля можно назвать действие, происходящее в старых замках или зданиях с привидениями. Эти места, казалось бы, живут своей собственной жизнью – порой заброшенные, порой населённые (и необязательно людьми). Замки обычно скрывают множество секретов: тайные ходы, ловушки, секретные комнаты и тёмные лестницы. Они могут быть расположены вблизи пещер, что лишь добавляет загадочности, как, например, в известном романе Брэма Стокера «Дракула». Такие замки или особняки особенно хорошо показаны в современном кино, где необычные камерные залы и затемнённые комнаты создают таинственную атмосферу. Замок в готической литературе выступает центром событий и символизирует саму мистическую сущность жанра, являясь при этом одним из героев произведения.
Другим характерным элементом можно назвать постоянное присутствие в повествовании кладбищ и могил. Эти пространства, предназначенные для мёртвых, часто становятся главным местом действия и сопровождаются классическими готическими мотивами: жертвоприношениями, возрождениями и конфронтациями.
Погода также играет важную роль в готической литературе. Туман используют для скрытия объектов или резкого введения пугающих неожиданностей. Штормы ассоциируются с молниями и грозой и предвещают начало значимых событий или появление важных персонажей. Солнечный свет, хоть и символизирует добро и удовольствие, в готической литературе также может создавать контраст и дополнительного подчёркивать мистические аспекты сюжета.
Но самое важное – это сама атмосфера таинственности, напряжения и страха, ставшая синонимом готической литературы. Произведения всегда пронизаны трепетом, страхом, усиленной неизвестностью, постоянным давлением. Нередко сам сюжет построен вокруг загадки, которая не даёт читателю спокойно вздохнуть на протяжении всего повествования. Это может быть и древнее пророчество, связанное с тем же самым замком или его обитателями. Всё это прекрасно воздействует на читателей, завлекая их и не позволяя закрыть книгу на середине.
«Франкенштейн»
Пару лет назад популярность готики и так называемой эстетики «dark academia» поднялась на невиданные высоты благодаря социальным сетям, и поэтому готическая литература получила новый приток читателей. Но сегодня мы расскажем об одном из самых ярких произведений этого жанра, прекрасно воплощающем в себе все его характеристики.
«Франкенштейн» Мэри Шелли – это фундаментальное произведение готической литературы, оставившее неизгладимый след как в самом жанре, так и в истории литературы в целом. Опубликованный в 1818 году роман появился как раз в тот период развития литературы, когда общество было увлечено всем зловещим, сверхъестественным и мрачным.
В романе рассказывается история амбициозного учёного Виктора Франкенштейна, который становится одержим идеей собственноручного создания жизни. Он преуспевает в своих экспериментах, но результат оказывается настолько пугающим, что мастер бросает своё творение. Существо, отвергнутое создателем и обществом в целом, борется со своим существованием и мстит Франкенштейну за его поступок. Эта вендетта приводит к серии трагических событий и не менее трагическому финалу.
«Франкенштейн» воплощает в себе многие элементы готического жанра. Здесь встречаются жуткие экзотические пейзажи, например, пустынная Арктику и тёмные неприветливые леса Швейцарии, которые создают чувство изоляции и предвестия чего-то нехорошего. Научные эксперименты, воскрешения, убийства размывают границы между жизнью и смертью, давая литературе новые перспективы. Постоянное напряжение следует за читателем от первой до последней страницы. Кроме того, Шелли использует гротеск практически во всем повествовании, не позволяя нам расслабиться. Философский мотив игры в Бога висит как багровый полумесяц над главным героем, заставляя сто раз задуматься, а стоила ли игра свеч.
Роман Мэри Шелли часто считается родоначальником научной фантастики из-за исследования последствий неконтролируемых научных амбиций, что в дальнейшем станет типичным сюжетом для жанра. Однако его готическая составляющая ещё более значима, и в итоге роман становится уникальным соединением обоих жанров. Долговечное наследие произведения заключается в его способности побуждать на размышления и обсуждения, связанные с более темными аспектами человеческой природы и последствиями вмешательства в естественный порядок вещей.
Готическая литература –это не только прекрасный способ пощекотать себе нервы, но и возможность поближе прикоснуться к эпохе, в которую она создавалась. Влияние этого жанра на современную литературу и искусство невозможно переоценить, и он до сих пор продолжает оставаться неиссякаемым источником вдохновения для творческих умов по всему миру.
Мы рады, что статья оказалась для вас интересной! Больше интересных фактов из мира литературы вы можете найти в нашем телеграм-канале "Книгоед".