Искусственный интеллект, созданный людьми для решения их конкретных задач, широко используется во всех сферах жизни современного общества. С его помощью можно одновременно и в короткие сроки решать большое количество задач: обрабатывать огромные объемы информации, выявлять связи между изучаемыми признаками, анализировать данные, обеспечивать безопасность на дорогах, проектировать одежду и прогнозировать модные направления в fashion industry, проверять работы художников на подлинность и т. д.
Также искусственный интеллект активно используется в киноиндустрии, музейных экспозициях для озвучивания исторических персонажей, существуют попытки воссоздания балета при его помощи, хотя пока не всегда удачные.
Однако с появлением искусственного интеллекта в нашей жизни мы стали сталкиваться и с многочисленными нарушениями, наблюдаемыми не только в сфере интеллектуальной собственности (нарушения в области авторского и музейного права, введение потребителей в заблуждение), но и с его помощью созданных дипфэйков, затрагивающих личные интересы граждан и интересы общества в целом.
Тем не менее, необходимо помнить, что искусственный интеллекта это всего лишь инструмент для достижения конкретных целей, и чтобы эффективно противодействовать возникновению нарушений со стороны недобросовестных лиц, использующих этот инструмент, важно правильно оценить потенциальные риски.
Нарушение авторского права
Нарушения авторского права относятся к наиболее часто встречаемых нарушений, с которыми мы сталкиваемся. Поэтому одним из спорных вопросов в сфере защиты интеллектуальной собственности стоит вопрос о принадлежности созданного с помощью искусственного интеллекта произведения. Единого мнения по этому вопросу не существует. Например, есть мнение, что права на созданное искусственным интеллектом изображение должны ему и принадлежать, по мнению других считается что правообладателем должна быть площадка, на основе которой искусственный интеллект работал, а кто-то уверен, что изображение принадлежит автору программы.
Однако следует учесть, что произведение может быть объектом авторского права, если в его создание внесен творческий вклад автора, что свойственно только для деятельности человека, а потому созданное с помощью искусственного интеллекта произведение не может быть объектом авторского права.
В России применение искусственного интеллекта для воспроизведения произведений и их дальнейшее использование в коммерческих целях в измененном виде без согласия автора является нарушением его прав. Автор при обнаружении такого нарушения имеет право потребовать запрета на коммерческое использование воспроизведенного произведения и взыскать с нарушителя компенсацию (ст. 1229 ГК РФ).
В отличие от российского законодательства, в некоторых странах, например, в США, используется принцип добросовестного использования объекта авторского права, заключающийся в предоставлении возможности заинтересованному лицу его использовать без согласия автора, например, в целях создания пародий, критики и т.д.
Нарушение музейного права
В настоящее время музеи, владельцы частных коллекций, библиотеки широко пользуются цифровыми технологиями, что позволяет им создавать цифровые копии книг, документов, произведений, а значит увеличивать возможности обмена информацией между библиотеками, расширять круг читателей и посетителей выставочных проектов с воспроизведенными с помощью искусственного интеллекта картинами. Эрмитаж стал одним из первых российских музеев, который в 2021 году провел первый аукцион по продаже цифровых произведений из своей коллекции.
Следует отметить, что в соответствии с 36-й статьей «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» за музеями закреплено бессрочное право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав фондов Российской Федерации.
Согласно российскому законодательству, музеи вправе контролировать коммерческое использование культурных ценностей, находящихся в их коллекции, а также изготавливать и реализовывать продукцию (в том числе рекламную) с воспроизведенными изображениями объектов культуры при наличии официального разрешения владельцев, плата за использование которых устанавливается на основе заключенного договора (ст. 53 ГК РФ). Однако в случаях их использования в частном порядке или с научной и образовательной целями разрешения владельца не требуется.
Необходимо помнить, что Музейным правом могут обладать только те государственные и частные музеи в отношении своих музейных предметов, коллекций, объектов, расположенных на территории музеев, которые включены в состав Музейного фонда РФ.
Введение потребителей в заблуждение
Искусственный интеллект все чаще стал применяться в области рекламы товаров и услуг.
Согласно Закону РФ "О защите прав потребителей" производитель товаров/услуг и их продавец обязаны своевременно представлять потребителю достоверную информацию, чтобы обеспечить осознанный и правильный их выбор. Используемый в рекламе контент не должен вводить потребителя в заблуждение.
Применение созданных искусственным интеллектом дипфейков в рекламе свидетельствует о попытке манипуляции цифровым рынком и поведением потребителей, у которых возникает искаженное восприятие реализуемого продукта. Поэтому для решения этой проблемы в некоторых странах обязывают производителей раскрывать информацию об его применении при создании изображения или видеоматериала.
Для создания дипфэйков разработано много программ, среди которых наиболее известны:
- DeepFaceLab использует новые нейронные сети для замены лиц в видео (программа размещена на GitHub), Doublicat (Reface) позволяет реалистично менять лица на фотографиях, а Zao дает возможность заменить лицо известного героя или актёра на лицо пользователя в любом отрывке популярного фильма, сериала, шоу или клипа и изменить голоса знаменитостей;
- FakeApp и MachineTube позволяют заменять лица на видео или в изображениях;
- Avatarify Work предоставляет возможность анимировать неподвижное изображение лица в режиме реального времени во время звонков в Skype, Zoom и других сервисах видеоконференций;
- с помощью программы Neural Rendering (университеты Стэнфорда, Макса Планка и Принстона) можно редактировать речь говорящего на видео, а VeraVoice (совместный продукт компании Screenlife Technologies и разработчика HR-сервиса «Робот Вера» Stafory) синтезировать голоса знаменитостей на русском языке;
- GPT-3 может отвечать на вопросы по прочитанному тексту, писать стихи, решать простые арифметические примеры, переводить тексты на иностранные языки.
Следует отметить, что несмотря на стремление создать с помощью искусственного интеллекта максимально точные копии реально существующих предметов, будь то пейзаж, фильмы или картины известных художников, все же они будут отличаться от оригинала, так как имеют много технологических и контекстных изъянов. Например, при просмотре фильма, созданного искусственным интеллектом, мы легко распознаем нарисованных героев или искусственно созданные пейзажи.
Воспроизведенная с помощью искусственного интеллекта картина И.Е Репина «Иван Грозный и сын его Иван», несмотря на схожесть сюжета, композиции, все же отличается от оригинала менее насыщенной цветовой палитрой, с помощью которой очень затруднительно передать испытываемые отцом страх и отчаяние, мольбу и раскаяние в смерти сына, к коей он был причастен и что хотел передать художник.
"Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". (Ревизор.ru)
Отдельно хотелось бы затронуть тему защиты личных (образ, право на результаты интеллектуальной деятельности, конфиденциальная информация и пр.) и общественных (например, формирование у потребителя искаженного восприятия выпускаемой и реализуемой продукции или оказываемых услуг) интересов от влияния дипфэйков.
В соответствии с ГК РФ гражданин имеет право защищать принадлежащие ему нематериальные блага, в частности, путем признания судом факта нарушения личного неимущественного права, путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу его нарушения. В случае нарушения неимущественного права предусматривается обязанность выплаты денежной компенсации нарушителем (ст. 151 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 150 ГК РФ каждый гражданин имеет такие нематериальные блага, как достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни и др., что может пострадать при создании и распространении дипфэйков. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина, а после его смерти только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей (п. 1 ст. 152.1 ГК РФ).
С целью защиты интересов общества разработаны механизмы идентификации объектов интеллектуальной собственности, например, в рамках гражданского оборота для предотвращения введения потребителей в заблуждение, подписан ряд законов, запрещающих распространение в интернете и СМИ недостоверной общественно значимой информации, подаваемой под видом достоверных сообщений и создающей угрозу «причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи».
За распространение фейковых новостей предусмотрены штрафы от 30 тыс. до 1,5 млн рублей в случае, если дезинформация привела к гибели человека или массовым беспорядкам (http://duma.gov.ru/news/30039/).
Также разрабатываются программы, позволяющие определить и предотвратить распространение видеоматериалов, созданных с помощью искусственного интеллекта для введения пользователей в заблуждение (Deepfake Detection Challenge) или с целью нарушения личных неимущественных прав. Компанией Jigsaw разработано приложение Assembler для проверки подлинности изображений, а с помощью приложения Grover можно отобрать до 92% дипфейков в тестовом наборе, составленном из открытых данных Common Crawl Corpus. Программа Giant Language Model Test Room, созданная учеными из Гарварда и MIT-IBM Watson AI Lab, позволяет определить участие искусственного интеллекта в написании текста.
В заключение хотелось бы добавить, что во многих странах и международных организациях разработаны правовые механизмы для борьбы с ложным цифровым контентом. Например, в Евросоюзе в 2022 году принят Усиленный кодекс по борьбе с дезинформацией, в котором определены обязательства организаций по снижению его влияния на потребителя. В Индии разработаны процедуры удаления нежелательного контента, а также определена ответственность за публикацию материалов с явно сексуальным характером в электронной форме, наказание за диффамацию (распространение порочащих сведений), а также узаконено право на неприкосновенность частной жизни. В США существует законопроект "Об ответственности за дипфейки" (Deepfakes Accountability Act) от 2019 года, который вводит уголовные наказания за нарушения, связанные с дипфейками. В Южной Корее сформирована База данных для обнаружения дипфейков (Korean Deepfake Detection Dataset), в которой собраны синтетические и реальные видео.
В России в ноябре 2018 года был заключен Меморандум о сотрудничестве в сфере охраны исключительных прав в цифровой эпохе. Также действуют законы, устанавливающие наказание за публичное распространение заведомо ложной информации, особенно если она касается угрозы жизни и безопасности граждан или имеет серьезные последствия. Ведутся работы по улучшению технических возможностей для выявления дипфейков. Например, в августе 2022 года ПАО Сбербанк были разработаны и запатентованы технологии для распознавания дипфейков, объединенные в одну систему, которая обеспечивает высокую точность определения синтетически измененных изображений лиц на видео.
Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что несмотря на очевидную пользу от применения искусственного интеллекта во многих сферах жизни общества, все же необходимо ответственно подходить к оценке потенциальных угроз от его использования. Важно не только разрабатывать и совершенствовать единые этические и правовые стандарты для его применения, но и своевременно предотвращать возникшие риски или, по крайней мере, свести их к минимуму.
Автор: Ишинова В.А.