Билеты на спектакли раскупаются всего за полторы минуты после открытия продаж. На «Авито» можно встретить сомнительные предложения от перекупщиков или более интересные варианты. В чем же секрет успеха Молодёжного театра и как в него попасть? Редакция «Альт» выяснила у заслуженной артистки Краснодарского края Юлии Макаровой, как обстояли дела раньше, что изменилось и как правильно купить билет в театр.
Я не помню, когда в последний раз спокойно покупала билеты в «Молодёжку». Возможно, это было лет пять назад, когда я находилась в декретном отпуске и временно выпала из привычной жизни. Но сейчас ситуация просто беспрецедентная: билеты распродаются за полторы минуты с момента начала продаж. И самое сложное — это неизвестность: когда именно наступят эти полторы минуты?
Я могу лишь предположить, что эти годы безвременья, когда зритель остался без артистов, а артисты — без зрителей, привели к тому, что все изголодались друг по другу. Я помню, как мы отрабатывали спектакли, на которые люди заранее покупали билеты. У нас всегда так было — зрители брали билеты заранее и с нетерпением ждали премьер.
Мне очень отчетливо запомнилось число 27 марта 2020 года — никогда не забуду этот день. Это был Всемирный день театра. Мы пришли на репетицию к удивительному режиссёру Григорию Дитятковскому, все такие счастливые и одухотворённые. И вдруг в театр вошли какие-то дяди и просто закрыли его на наших глазах. Возможно, это было согласовано заранее, но мы-то не знали об этом и не были готовы к такому повороту событий. Мы стояли и просто плакали, осознавая, что это надолго, что нас выгоняют из нашего творческого дома. Да ещё в наш профессиональный праздник — день театра. “Поздравления” были краткими, что-то вроде такого: «Извините, освободите помещение, это не положено».
Понятное дело, что эти люди просто делали свою работу, но нам от этого было не легче. Время карантина превратило нашу жизнь в нечто непредсказуемое. Мы все оказались заперты, полные неуверенности в будущем. Да, собственно как и все в стране и мире.
Как вы прожили эти месяцы в изоляции? Насколько я знаю, зарплаты в театрах продолжали выплачивать?
Да, продолжали выплачивать оклад, но это не главное. Проблема заключалась не только в финансовой стороне — отсутствовала работа и тот самый обмен энергии между нами и зрителем, между артистами и постановочной группой во время процесса репетиций по созданию спектакля. Человеку нужен живой человек. В нашей профессии это невероятно важно. Это невозможно делать на удалёнке... Какое-то время мы даже тайно встречались на служебной квартире Григория Дитятковского и продолжали репетировать. Нам всем это было необходимо, как воздух. И Григорий Исаакович не уезжал в Санкт-Петербург.
Но в какой-то момент он тоже покинул вас, не так ли?
Конечно, когда он осознал, что локдаун становится всё более строгим, он понял, что пора хотя бы купить билет на самолёт и покинуть город. На тот момент между пригородами даже перекрыли движение, и директор сказал, что необходимо скорее что-то предпринять, чтобы успеть отправить режиссёра в Петербург. Чтобы вы понимали, Григорий Дитятковский — это режиссёр, с которым долго шли переговоры о его приезде в Краснодар, чтобы он мог поставить что-то интересное, так как у него расписано всё на несколько лет вперёд. Он режиссёр мирового масштаба. Как актёра, возможно, вы видели его в роли «взрослого» Иосифа Бродского в фильме Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину». После его отъезда мы, как и все остальные, оказались в состоянии, которое я бы охарактеризовала «взаперти». И учились, как в том анекдоте «жить под водой». И театры очень долго не разрешали открывать. А когда открыли, то мы играли премьеру «Нужен перевод» (в постановке Г. Дитятковского) при неполной рассадке в зале...
После года бездействия как вы возвращались к нормальной жизни?
Не стоит думать, что мы просто сидели дома. Мы проводили это время мучительно, но при этом записывали видео, занимались физически, поддерживая себя в форме, чтобы в любой момент вернуться на сцену. И можно сказать, что осваивали новую специальность. По сути, мы работали как сам себе оператор, режиссёр, сценарист и так далее. Чтения проходили в формате видео. Театр был обязан поддерживать культурную жизнь и работать на общее благо края. Это была работа над произведениями классической литературы, где мы учили наизусть произведения А. С. Пушкина, С. Есенина и мн. др. Хочется сказать отдельное спасибо Ларисе Ивановне Малеванной (режиссёру и Народной артистке РСФСР) за оказанную нам помощь и советы в плане работы в кадре. Это были бесценные советы от профессионала высшей пробы и неравнодушного человека!
Как видите, в этом «взаперти» тоже были свои плюсы: у нас появилась возможность пересмотреть и перечитать множество книг, мастер-классов, спектаклей и фильмов. Но никто не мог нам дать воздух живого сотворчества, которым можно дышать на репетициях на сцене. А ещё у нас росли долги перед нашими верными зрителями. Люди купили билеты, но спектакли были отменены не по нашей вине.
Получается, что сами зрители не возвращали билеты?
Да, представляете, они ждали нас, а мы их! В итоге, театр открылся, но мы начали работать, так скажем, с «отработки» — фактически бесплатной основы. НО спасибо руководству театра, они не оставляли нас без поддержки. И зрители писали письма. И были готовы ждать вечность. И потом приходилось играть по 6-8 спектаклей в неделю.
Так как ситуация была действительно сложной: все мы (актёры и зрители) долгое время жили друг без друга, общаясь лишь через экраны, но парадоксом стало то, что после этого локдауна ТЕАТР вызвал ещё большой интерес у зрителей: они стремились вернуться к культурной жизни, жаждали эмоций, которые давали спектакли, после которых они уходят наполненными впечатлениями и эмоциями.
А как изменились постановки? Появились ли новые материалы?
Что касается постановок, то у нас в основе всегда лежала и лежит проверенная временем классическая литература (это ещё было при нашем невероятном главном режиссёре Владимире Рогульченко, который и собрал основу труппы «Молодёжки») и уникальная сцена-трансформер. Так что в этом плане ничего не изменилось. Каждая новая работа приносит изменения, и многое зависит от качественного взаимодействия между режиссёром и художником. Их профессиональный симбиоз, а также совместная работа с труппой нашего камерного театра на 150 мест создают уникальное пространство для сотворчества.
Совсем недавно мы играли вновь спектакль Дениса Хусниярова «Дьявол», на котором присутствовала одна зрительница, давно любящая наш театр. Ранее ей удавалось посещать наши спектакли чаще, но сейчас попасть в «Молодежку» стало сложнее. Она вспомнила, что была на премьерном спектакле «Дьявол», который состоялся в апреле 2018 года, и, посетив нас снова, отметила: «Знаете, обычно спектакли со временем теряют свою силу. Я была впечатлённой тогда, но сейчас вы поразили меня ещё больше, потому что вы стали ещё лучше!». Конечно, это субъективное мнение доброго зрителя, но мы все стремимся именно к этому. Во время пандемии, когда частично открыли театры, мы ещё начали работу над музыкально-пластической постановкой «Золотой петушок» (реж. И. Ткаченко). Из-за введённых ограничений в нашем камерном зале было совсем мало зрителей. Они, лапушки, сидели как птички на жёрдочках, через два человека... Но даже это обстоятельство приносило радость, ведь мы вновь могли просто видеть живые глаза людей.
Интересно, что пандемия в чем-то даже помогла. Например, наш замечательный актёр Евгений Парафилов за это время научился... «летать»! Именно он в роли Золотого петушка летает в одноимённом спектакле, используя неизвестные ему на тот момент элементы воздушной акробатики. К нам приходили гимнасты и циркачи, которые обучали его, и Женя активно отрабатывал этот навык. Я научилась брать ноты, которые прежде не брала.
Кстати, ваша площадка действительно уникальна и интересна.
Это не совсем традиционный театр — наше здание, это бывший кинотеатр «Смена», и такая обстановка создаёт особую атмосферу. Здесь зритель находится на одном уровне со сценой, без пафосной иерархии, когда актёры возвышаются над аудиторией. Это значительно меняет восприятие происходящего.
Та иммерсивность, которая присутствует в некоторых спектаклях, позволяет зрителю стать активным участником действия. Взаимодействие происходит не только вокруг зрителя, но и непосредственно с ним — ты ощущаешь себя вовлечённым в спектакль. Иногда забываешь, что просто наблюдаешь за действием; ты действительно становишься его частью, потому что всё так близко и осязаемо. Невероятна и необычна специфика работы всей команды монтировщиков сцены, которые перевоплощают и адаптируют сцену под необходимую задумку режиссёра с художником.
Когда зрители расположены вместе, примерно в 9 рядов, а иногда даже по два-три ряда с боковых сторон, создаётся эффект полного погружения. Расположение зрительских мест в форме круга или квадрата также добавляет интереса к восприятию сцены.
Как именно разрабатываются спектакли с учётом этого уникального пространства? Каким образом они адаптируются к изменениям в зале?
Эта работа требует тесного сотрудничества не только режиссёра, но и художника-сценографа. Каждый раз они тщательно измеряют пространство и обсуждают, как его можно использовать под конкретный замысел будущего спектакля. Например, в «Золотом петушке» мы переносимся в пустыню. Удлинённый зал – это особый вызов, потому что в обычных театрах вы не встретите подобных площадей. Команда будущей постановки всегда ищет нестандартность в пространстве нашего театра, тем более, что здесь есть такие возможности. В «Золотом петушке» используется несколько тонн песка. Подвесная конструкция, разработанная художником-сценографом Иреной Ярутис, представляет собой некий купол, из которого в определённый момент сыпется песок «с неба». Сценограф — это специалист, который, работая в тесном сотрудничестве с режиссёром, воплощает идеи воедино, сочетая в себе качества инженера, архитектора и художника. А ведь ещё есть глобальная работа художника по свету, композитора и всех цехов театра! И это во всех постановках. Всегда очень профессиональный подход ко всему. Нет случайных людей. Может, это тоже привлекает зрителя. Ведь его не обмануть.
Или вот ещё пример интересного решения с пространством. Настя Васильева — главный художник Молодёжки, в спектакле Д. Безносова «Гроза» предложила захватывающее решение — она спроектировала бассейн, наполненный водой, в который погружается вся сцена. Зрители, сидящие на небольших островках, становятся свидетелями того, как вокруг плавают брёвна и лодка. Водные элементы включают дождь, который льётся с потолка, а также плот и мостки, что создаёт удивительную взаимодействие между актёрами, пространством и зрителями. Эта сценографическая придумка не только визуально впечатляет, но ещё и помогает зрителю лучше понять замысел режиссёра, через выразительные средства театра попадая прямиком в сердце зрителя.
Это действительно важный момент, который нельзя игнорировать. Яркие и эффектные моменты из спектаклей, безусловно, привлекают внимание и создают желание поделиться ими в социальных сетях. Такой подход способствует бесплатной рекламе молодёжного театра, который, в свою очередь, где-то уже, извините, не нуждается в маркетинговых многоходовках. Хотя работу нашего менеджера по рекламе Марины Богдан сложно переоценить. Эффект «сарафанного радио» также вносит свой вклад в рост популярности Молодёжки. То, что в Молодёжку очень сложно попасть — это не проблема, а факт. Но тот, кто очень хочет — попадает всегда, готовый устраивать палаточные города вокруг наших касс и ждать их открытия. И таких очень много.
Люди, простите, ходят ещё и на любимых актёров. У нас профессиональная и очень сильная труппа. И крепкий и разноплановый актёрский состав Молодёжки — пожалуй, главная его ценность. Это им выходить на сцену и воплощать замысел режиссёра, захватывая зрителей новыми образами.
Но давайте вернёмся к нашей теме. Ковид закончился, и с радостью все вернулись в театр, отыграв все пропущенные спектакли. Но что-то изменилось?
Например, у нас появился новый формат читок современных пьес, который отличается от привычных спектаклей. Наш директор Николай Табашников как-то посмотрел за проектом Веры Сердечной под названием «Аврора читает», где собираются молодые филологи и студенты-артисты. Под руководством доктора филологических наук и театрального критика Веры Сердечной они обсуждают актуальные произведения современной драматургии.
Мы решили не ограничиваться случайными текстами, а тщательно выбирать пьесы, которые помогут нам найти в современной драматургии “Хорошую пьесу” (так называется наш совместный проект), которая отражает действительность и знакомит нас с новыми талантливыми именами. Совместно со зрителями мы и пытаемся разобраться — есть ли среди современных авторов те, кто действительно глубоко и интересно отражает нашу реальность, не прибегая к нецензурной лексике и плоскости в содержании? Безусловно, такие авторы существуют. В нашем проекте участвуют молодые студенты, работающие в тандеме с актёрами молодёжного театра, что создаёт уникальный симбиоз филологов, актёров и зрителей и позволяет исследовать глубину современного театра.
И люди приходят?
Ещё как. Люди охотно покупают билеты на «Читки» по символической цене — всего 500 рублей. Несмотря на то что это не полноценный спектакль, билеты на «Хорошую читку» раскупаются достаточно быстро.
Следует отметить, что «Читка» отличается от спектакля тем, что проходит в формате открытой репетиции с участием профессиональных актёров. Это создаёт особую атмосферу, в которой зрители могут не только наблюдать, но и активно участвовать в обсуждении. Они имеют возможность задавать вопросы любимым артистам и делиться своими впечатлениями. И надо сказать, публика проявляет истинный интерес и желание задать вопросы, что говорит о высоком уровне образованности и культуры нашего зрителя и их неравнодушии.
Это действительно мощный способ наладить диалог между театром и аудиторией, который возник в результате изменений, произошедших после пандемии. Уникальность этого формата заключается в том, что он предоставляет людям возможность выразить свои мысли и чувства. Мы имеем дело с очень отзывчивой и активной аудиторией на Кубани, и это придаёт нашему проекту особую значимость.
Вы действительно считаете, что это наш кубанский зритель?
Юг всегда привлекал людей, однако после пандемии и с развитием удалённых профессий множество людей переехали в Краснодар, что, безусловно, увеличило спрос на культурные мероприятия. Но и у самих краснодарцев, независимо от приезжих жителей, повысился спрос на посещение театральной жизни.
Я знакома с большим количеством людей, которые переехали в Краснодар из Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири... С их приходом также возросла активность проводить свободное время в культурном досуге.
Но стоит отметить, что в других театрах Краснодара такой ажиотаж не наблюдается...
Не стоит недооценивать другие культурные площадки края. Просто мы стараемся соревноваться не с кем-то, а с самим собой вчерашним. Наше дело — сделать роль. Но пока мы заняты созданием нового спектакля, страсти, связанные с покупкой билетов в «Молодёжку», только усиливаются. В результате наши доблестные кассиры становятся первыми, кто сталкивается с этим наплывом и его последствиями. Часто возникают конфликты с возмущёнными покупателями, не успевшими приобрести заветные билеты, и ситуации доходят до вмешательства охраны. Это ясно показывает, насколько велика потребность в культурных событиях и как сильно она может перевесить текущее предложение.
Так как же купить билет в молодежный театр?
Я сочувствую всем, кто не может попасть в «Молодежку», и искренне радуюсь за тех, кто дождался своей очереди и открыл для себя мой любимый театр (уж извините). Этот вопрос нужно задавать нашим постоянным зрителям, которых очень много. Вот, к примеру, одна из них недавно поделилась своим «секретиком», как они семьёй попадают на премьеры. Она сказала, что оставила уведомления только от молодежного театра. Вот, например, в Телеграм или в группе в контакте. И приходит уведомление о начале продаж. Но в кассе еще что-то есть. Если в тот же день приехать. На семейную елку, например, покупается только живьем. Всегда, и никогда онлайн. Люди даже из других городов приезжают. Купить можно, если сильно захотеть и надо привыкнуть. В Москве и Питере всегда заранее и не просто купить билеты в хорошие театры, почему в Краснодаре не может быть так?