Елена Штубова,
директор Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ
История художественного образования в УрГАХУ берет начало в 1967 г., когда в Свердловске был создан Уральский филиал Московского архитектурного института. Тогда на факультете гражданских зданий и градостроительства были открыта кафедра рисунка, живописи и скульптуры.
В 1972 г. в составе уже Свердловского архитектурного института на факультете архитектуры промышленных сооружений и промышленного искусства формируются кафедры живописи, художественной обработки материалов и скульптуры, самостоятельная кафедра рисунка.
Хотелось бы особо отметить вклад двух известных художников в становление системы художественного образования в нашем вузе – Заслуженных художников РФ Бурака Александра Филипповича и Костиной Нины Васильевны. С ними связано два направления в развитии художественного образования в нашем вузе – как базового образования при подготовке архитекторов и дизайнеров и профессионального образования будущих художников.
Бурак Александр Филиппович (рис.1) окончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института (1943). В Свердловск приехал после войны и работал здесь архитектором в Свердловскоблпроекте (1946–1950). Более 20 лет с 1966 по 1989 год возглавлял кафедру рисунка САИ. Он участник многочисленных городских, областных, зональных, республиканских и зарубежных выставок. Известен как мастер жанровой живописи. Работы Бурака находятся во многих музеях нашей страны, включая Третьяковскую галерею, в галереях и частных коллекциях Франции, Великобритании, Италии, Австрии, Испании, Германии, Чехии, Японии и ряда стран Северной и Южной Америки.
В фонде нашего музея хранятся несколько работ Александра Филипповича. Монументальное полотно «Индустриальный Свердловск» (рис.2) и произведения из серии, посвященной промышленному Уралу. (рис. 3, 4)
Александр Филиппович заложил основы дальнейшего развития кафедры с учетом специфики подготовки архитекторов и дизайнеров. Одно из последних учебно-методических пособий по дисциплине «Академический рисунок – «Предметная среда в рисунке дизайнера». Здесь показаны графические интерпретации натюрморта по воображению, различные упражнения по изучению текстур.
Основа этой методики была разработана и практически воплощена в 1980-е гг. в Свердловском архитектурном институте коллективом преподавателей-единомышленников во главе с профессором Сергеем Ивановичем Суховым.
В 2021 в Музее архитектуры и дизайна прошла выставка «Индустриальные пленэры. Графические интерпретации», на которой были представлены работы студентов, выполненные по итогам пленэрной практики в рамках курса «Предметная среда в рисунке дизайнера». (рис. 5)
В развитие школы академической живописи большой вклад внесла Нина Васильевна Костина. (рис. 6) В этом году ей исполнилось бы 90 лет. Она окончила Свердловское художественное училище (1955), Московский государственный художественный институт им. Сурикова (1961). С 1969 работала в САИ – преподавателем, доцентом (1973); заведующим кафедрой живописи (1988–1991). Вела занятия по академической живописи, основам композиции, летние учебные и производственные практики, руководила дипломниками. Разработала программы по живописи, основам композиции и летним студенческим практикам. Нина Васильевна Костина – автор больших тематических полотен, портретов, натюрмортов, пейзажей, которые знакомы не только зрителям Екатеринбурга, но и посетителям всех зональных выставок. Ее работы знают в Челябинске, Уфе, Тюмени, Перми, Кургане. Неоднократно она достойно представляла Свердловск на всесоюзных и республиканских выставках в Москве. Произведения Нины Васильевны находятся во многих музеях страны и за рубежом, в частных коллекциях Франции, Америки, Израиля, Индии, Японии, Голландии и других стран. (рис.7)
В 1990-е годы начинают формироваться основные направления подготовки профессиональных художников, что вполне соответствовало преобразованию Свердловского архитектурного института сначала в архитектурно-художественную академию, а позже в архитектурно-художественный университет.
В 1990 г. состоялось открытие кафедры композиционно-художественной подготовки, начал осуществляться набор на две новые специальности «Монументально-декоративное искусство» и «Декоративно-прикладное искусство».
В 1995 г. после переименования архитектурно-художественного института в академию была открыта самостоятельная кафедра «Декоративное искусство», а в 1997 г. кафедра ювелирного искусства.
Работы студентов художественного направления получают признание на различных смотрах и конкурсах. Так, в 2001 г. Студия художественного творчества «Баклан» удостоена Золотого диплома Международного фестиваля «Зодчество».
В 2002 г. в структуре академии открылась мастерская анимации, возглавляемая лауреатом Государственной премии профессором О.Л. Черкасовой. Уже через три года она преобразована в самостоятельную кафедру анимации и компьютерной графики, которая позже вошла в состав Института изобразительных искусств.
Кроме обязательных предметов здесь преподаются такие уникальные профессиональные дисциплины, как «История анимации», «Технология производства анимационных фильмов», «Мультипликат», «Мастерство художника анимации и компьютерной графики». Кафедра принимает активное участие в международных кинофестивалях, сотрудничает с зарубежными школами анимации. Среди партнеров – Токийский государственный университет (Япония), Институт анимации г. Цзилинь (Китай), Школа визуальных искусств L'école Ceruleum г. Лозанна (Швейцария), Школа La Poudrière г. Валанс (Франция) и другие.
В процессе обучения студенты пробуют свои силы в режиссуре, художественной постановке и мультипликации. Основная задача обучения на кафедре – формирование яркой творческой индивидуальности, получение студентами профессиональных навыков в области художественного анимационного кино и прикладной анимации.
Открытие различных специальностей художественного профиля предопределило создание в 2005 г. на базе нашего вуза Института изобразительных искусств. Его основателем и идейным вдохновителем стала Нина Павловна Чуваргина. (рис. 8)
Она окончила Свердловский архитектурный институт в 1972 г. по специальности «Архитектура промышленных зданий и сооружений». Работала на кафедре основ архитектурного проектирования. После окончания аспирантуры МАРХИ в 1978 г. защитила диссертацию «Художественно-композиционная подготовка в высшей архитектурной школе». С 1972 по 1990 гг. являлась руководителем Школы архитектурно-художественного творчества. Преподавала на кафедре индустриального дизайна, руководила курсовым и дипломным проектированием. С 1990 по 2001 гг. заведовала кафедрой композиционно-художественной подготовки. Фактически была основателем художественного образования в УралГАХА по специальностям «Монументально-декоративное искусство», «Декоративно-прикладное искусство» и «Искусство интерьера».
Нина Павловна возглавляла Институт изобразительных искусств с 2005 по 2014 гг. Разработала УМК по дисциплинам: «Основы композиции (пропедевтика)», «Пропедевтика», «Пластическое моделирование», «Пространственное моделирование», «Композиция МДИ».
Первоначально в составе Института изобразительных искусств было пять выпускающих кафедр: монументально-декоративного искусства, декоративно-прикладного искусства, искусства интерьера, графики и анимации, а также ювелирного искусства. Каждая из этих кафедр прошла большой путь развития.
За прошедшие годы деятельность кафедры монументально-декоративного искусства отмечена многими наградами международных конкурсов дипломных проектов, медалями и дипломами фестиваля «Зодчество», многих всероссийских художественных выставок. Под руководством Б.Н. Клочкова сформирована школа горячей эмали, известная теперь далеко за пределами Урала. (рис. 9) Характерная особенность кафедры – активная практическая деятельность. Преподаватели вместе со студентами выполняют заказы по монументально-декоративному оформлению интерьеров и экстерьеров уральских городов в различных техниках и материалах (скульптура, мозаика, фреска, гобелен, произведения живописи).
Кафедра декоративно-прикладного искусстваоснована в 2005 г. на базе кафедры декоративного искусства, существовавшей с 1995 г. Готовит художников по нескольким специальностям: монументально-декоративная живопись, скульптура, художественная керамика, камнерезное и ювелирное искусство, кованый металл и художественный текстиль. В 2015 г. к кафедре ДПИ присоединена кафедра ювелирного искусства. Преподаватели и студенты старших курсов выполняют на высоком профессиональном уровне изделия по индивидуальному заказу с авторским видением – как ювелирные из драгоценных материалов, так и предметы декоративно-прикладного искусства из керамики и камня. Кроме того, ведется виртуальное проектирование моделей ювелирного дизайна с последующим воплощением в материале.
В 2004 г. при поддержке Президента Российской Академии художеств З.К. Церетели в СвердАРХИ появилось отделение станковой живописи, а в 2009 г. – одноименная кафедра, которая ведет начало своей истории от кафедры рисунка и живописи УПИ. С 2015 г. стало доброй традицией проводить защиты студентов кафедры в комплексе УрГАХУ на Горького, 4А.
Еще одна специализированная кафедра Института изобразительных искусств – кафедра искусства интерьера (с 2016 г. кафедра художественного текстиля) создана в 2005 г. Обучение студентов ведется здесь преимущественно в мастерских, где совершенствуются умения и навыки изготовления изделий художественного текстиля: гобелен, батик, набойка, печворк, войлок, экспериментальный текстиль, авторская кукла и др. Наряду с выполнением курсовых заданий по основным предметам студенты принимают участие в совместных проектах с кафедрами дизайна одежды и анимации. В Музее архитектуры и дизайна неоднократно проходили выставки Ольги Орешко (одного из основоположников кафедры) и ее учеников, которые пользуются неизменным успехом. (рис. 10)
Еще в 2005 г. побудительным мотивом создания Института изобразительных искусств стала идея открытия в Екатеринбурге филиала Российской Академии художеств. Одним из условий было формирование в городе базы высшего художественного образования. Филиал тогда не открыли, но институт создали, и его успешное развитие демонстрирует, что к этому времени были сформированы объективные условия для подготовки в нашем вузе художников высшей профессиональной квалификации.
Интересно, что в 2011 г. вновь вернулись к идее открытия филиала Российской академии художеств, а УралГАХА даже получила приглашение перейти в ведение Российской академии художеств в качестве академического вуза. В Екатеринбург для обсуждения этих возможностей приехал Президент РАХ Зураб Церетели. В вузе он провел мастер-класс, на котором присутствовали не только преподаватели и студенты, но и представители органов власти, известные деятели и работники культуры области. (рис. 11)
Проект вновь остался только на бумаге, а реальным результатом взаимодействия с РАХ стала грандиозная выставка творческих работ преподавателей УралГАХА в выставочном зале Российской академии художеств на Крымском валу в Москве.
Из крупных региональных мероприятий с международным участием, организованных Институтом изобразительных искусств в последние годы, можно отметить Уральскую триеннале декоративного искусства.
Проект был задуман и разработан в 2015 г. инициативной группой художников секции ДПИ Свердловского регионального отделения Союза художников России и трижды успешно реализован Уральским государственным архитектурно-художественным университетом в 2016, 2019, 2022 гг. Он вырос из тематических выставок декоративного искусства городского и межрегионального уровня и превратился во всероссийский конкурсный проект с международным участием. Сегодня это крупнейший в стране форум художников декоративных видов искусств, представляющий профессиональных и начинающих художников, студентов Уральского федерального округа, России и стран ближнего зарубежья. (рис. 12)