Найти в Дзене
Экран

Советский фильм, который многих отучил читать чужие письма

— Я не могу объяснить ученикам самые простые вещи. Я не могу объяснить им, почему нельзя читать чужие письма! — Почему нельзя читать чужие письма? Нельзя, и всё! Наверняка вы сразу вспомнили этот диалог. Психологическая драма «Чужие письма» вышла на экраны в конце августа 1976 года. В тот год мало кто не посмотрел этот фильм режиссера Ильи Авербаха. Его обсуждали в прессе, в школах, на совещаниях разного уровня, да и просто между собой. Одни жалели Зину, другие осуждали Веру Ивановну, а третьи вообще говорили, что совсем не так в нем снята наша советская школа, и очень негативно отзывались о картине. Не буду пересказывать сюжет, вдруг кто-то его еще не видел «Чужие письма». Да и тем, кто уже давно смотрел, стоит еще раз пересмотреть. Где-то читала, что в одном из кинотеатров во время просмотра этого фильма после сцены с пощечиной многие зрители (естественно, не сговариваясь между собой) зааплодировали. Вы представляете, во время просмотра фильма люди аплодировали его героине! Это од

— Я не могу объяснить ученикам самые простые вещи. Я не могу объяснить им, почему нельзя читать чужие письма!

— Почему нельзя читать чужие письма? Нельзя, и всё!

Наверняка вы сразу вспомнили этот диалог.

Психологическая драма «Чужие письма» вышла на экраны в конце августа 1976 года. В тот год мало кто не посмотрел этот фильм режиссера Ильи Авербаха. Его обсуждали в прессе, в школах, на совещаниях разного уровня, да и просто между собой. Одни жалели Зину, другие осуждали Веру Ивановну, а третьи вообще говорили, что совсем не так в нем снята наша советская школа, и очень негативно отзывались о картине.

-2

Не буду пересказывать сюжет, вдруг кто-то его еще не видел «Чужие письма». Да и тем, кто уже давно смотрел, стоит еще раз пересмотреть.

Где-то читала, что в одном из кинотеатров во время просмотра этого фильма после сцены с пощечиной многие зрители (естественно, не сговариваясь между собой) зааплодировали. Вы представляете, во время просмотра фильма люди аплодировали его героине!

-3

Это один из самых сильных моментов в картине. И опять: одни считали, что пощечина — это победа умных над дураками, которые так любят прикрываться «святой простотой», которая, как известно, хуже воровства.

-4

Другие же жалели такую правильную и циничную Зину Бегункову. Ее типаж наверняка и вам часто встречался. Это люди, которые, по их мнению, всегда правы во всем, при любой власти, при любом строе, в любом коллективе они всегда будут на шаг впереди остальных. Они «прут как танки», снося на своем пути всё и всех...

-5

А как в «Чужих письмах» Зину Бегункову сыграла Светлана Смирнова! Она даже получила за эту роль приз — «За лучший актёрский дебют» на IX Всесоюзном кинофестивале.

Это была ее первая кинороль, и в год съемок ей было всего 19 лет. Кстати, Светлана Смирнова всего на восемь лет младше Ирины Купченко, которая в картине играла ее классную руководительницу Веру Ивановну.

-6

В том далеком 1975-ом году Ирина Купченко сыграла главную роль не только в этой картине, но и княгиню Трубецкую в «Звезде пленительного счастья». И в двух картинах сыграла блестяще!

-7

Киносценарий этой драмы написала Наталья Рязанцева.

-8

Наталья Борисовна Рязанцева была знаменита в среде шестидесятников. Именно Рязанцева написала сценарий фильма Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» . наверняка вы смотрели и другие картины, снятые по ее сценариям. Это «Крылья», «Долгие проводы», «Холодно — горячо», «Долгие проводы», «Личная жизнь Кузяева Валентина», «Портрет жены художника»). Наталья Борисовна была первой супругой режиссёра, киносценариста и поэта Геннадия Шпаликова, и второй — Ильи Авербаха.

Наталья Рязанцева и Илья Авербах
Наталья Рязанцева и Илья Авербах

Илья Александрович Авербах ушел из жизни 11 января 1986 года, ему был всего 51 год. Рак. Наталья Борисовна пережила мужа ровно на 37 лет. Она покинула этот мир 10 января прошлого года... Их нет, но остались их бесценные фильмы, над которыми не властно время...

Авербах очень точно подобрал актеров. В каждом из героев и героинь был какой-то свой внутренний стержень, нерв. Да, сначала на роль Зины он пригласил Ирину Мазуркевич, но на пробах не почувствовал в ней этого самого стержня. И тогда одна из его ассистенток посоветовала ему пригласить на пробы одну очень талантливую студентку Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии Светлану Смирнову.

-10

Но ему и фотопроб с ней даже не понадобилось. При первой встрече он сразу понял, что Зину будет играть Смирнова, такая миловидна девушка с таким холодным взглядом. Она будто сошла к нему с листов киносценария. Именно такой он себе ее и представлял.

В выборе актеров помогала супругу и Наталья Борисовна. И Майя Булгакова, и Зинаида Шарко уже играли в фильмах, которые были сняты по ее сценариям.

-11

Они долго не могли найти актера, который будет играть роль возлюбленного Веры Ивановны. В итоге художника Игоря сыграл профессиональный художник, книжный иллюстратор Сергей Коваленков.

Это была его первая и единственная роль в кино. Но озвучивал эту роль Михаил Боярский. А вместо Янковского Женю Пряхина должен был играть Михаил Боярский. Но потом режиссер остановил свой выбор на Олеге Янковском. И опять попал в точку.

-12

Снимали фильм в Калуге. Сначала Авербах решил, что девятиклассников у него будут играть студенты театральных училищ, а потом он отказался от этой идеи, и одноклассников Зины играли обычные калужские школьники.

-13

К удивлению создателей картины, чиновники от Госкино к готовому фильму практически не придрались. Но настоятельно посоветовали лишь как-то обозначить в картине точку зрения школьных учителей. Авербах легко доснял сцену разговора пожилых педагогов, и она очень удачно вписалась в картину.

  • Не буду больше отнимать ваше время, лучше посмотрите или еще раз пересмотрите хорошее кино.

А если есть еще время, то почитайте и еще об одной почти забытой картине, снятой по сценарию Натальи Рязанцевой. Вот ссылка.

  • Спасибо за лайк! Всем добра и спокойствия.