Знаете, что теперь значит урок музыки в нижегородской школе? Бах? Бетховен? Да кому это надо! Добро пожаловать в эпоху нового образования, где вместо музыки вечных симфоний великих композиторов, дети 7 класса наблюдают взрослыми видео на экране. Но, конечно же, это вовсе не попытка шокировать подростка, нет-нет! Это всего лишь образовательный процесс — ведь им же сказали: «Вы уже взрослые». А раз так, почему бы не интегрировать детей в пучину контента, который, как уверяет учительница, служит доказательством того, что «в музыке пропагандируют не традиционные ценности»?
Тут поневоле задумаешься: неужели у нас в учебном плане действительно прописаны такие темы? Или кто-то просто решил добавить изюминку в серьёзное школьное образование? Казалось бы, музыка — это искусство, стремление возвысить, развить вкус, научить чувствовать прекрасное. Но вместо этого детям приготовили устрашающую лекцию о «вреде» западной культуры с откровенными сценами и нелепыми объяснениями. Очевидно, что вечное «наше всё» — Бах, Моцарт и Бетховен — недостаточно актуально для современного урока, где в качестве учебного материала уже не партитуры, а шок-контент. Ну, зато как-то веселее, правда?
Разумеется, родители взбунтовались. Ведь их чада пришла на урок музыки, а не на киносеанс в стиле «Уроки нравственности в экстремальности».
В МВД естественно начали проверку. Но вместо того, чтобы выяснить, каким образом такие материалы вообще попадали в школьный кабинет, полиция предпочитает действовать осторожно. Официальные лица отказываются от комментариев, дело затягивается, школа становится центром скандала. Видимо, чтобы разобраться, кто решил, что подросткам нужно обязательно показывать столь откровенные сцены, требуют не одной проверки и не одного бюрократического витка.
Конечно, учительница не осталась в стороне и решила объясниться. Оказалось, она руководилась исключительно благими целями. Ее цель была в том, чтобы показать детям, как западные песни через музыку, насаждают неправильные ценности и поведение подросткам. А если кто-то решил, что это не подходящий формат для школьного урока — что ж, это уже их проблемы. «Они уже взрослые», — как намекает учительница. Вот только возникает вопрос: если школьники настолько взрослые, что их можно знакомить с такими «нравственными уроками», может, стоит тогда серьезнее подойти к вопросу образования и, например, заняться классикой? Почему бы вместо всего этого не изучать глубокие и вечные произведения Баха, Бетховена, Шостаковича, Чайковского?
Между тем, кажется, что это не единственный случай, когда школа берет на себя роль не столько образовательного учреждения, сколько культурной трибуны. Оказывается, каждый учебный период ученикам этой школы демонстрирует проблемы, которые приводят к изменению их культурного и морального восприятия мира посредством просмотра документального фильма. И если раньше это были какие-то вполне адекватные фильмы на тему музыки, то теперь, кажется, смена темы — пропаганда ЛГБТ (которая запрещена в России) выходит на первый план. На самом деле, учителям надоело рассказывать про классиков, и они решили, что детям пора узнать всю «правду» о том, что скрывают левые звезды под яркими клипами и модными песнями.
Но что-то пошло не так. Судя по поведению и родителям, школьники явно не были готовы к такому культурному перевороту. Да и вряд ли они ожидали увидеть на уроке сцены, которые больше подходят для обсуждения в другом месте и возрасте.
Можно, конечно, было бы объяснить это случайностью, но кажется, что здесь мы имеем дело с новым витком образовательного курса, где воспитание через страх и шок стали первородными. Дети на уроках музыки теперь больше не учатся понимать гармонию, анализировать произведения или даже просто слушать мелодии, они учатся отличать «правильные» ценности от «неправильных». Вот только вопрос: кому и зачем это нужно?
В результате, пока продолжаются проверки, в городе разгорелся настоящий скандал. Полиция молчит, учительница настаивает на своем праве, а министерство образования подтверждает, что это был всего лишь «документальный фильм». Но из-за этого фильма доверие к школе у родителей подорвано. Когда детям вместо музыки показываются сцены категории «18+», сложно говорить о педагогических методах и воспитательной работе.
И вот мы возвращаемся к главному вопросу: зачем это было нужно? Если цель учителя заключалась в том, чтобы показать, насколько музыка может служить проводником различных идей, не лучше ли было бы выбрать для этого произведения великих композиторов, творчество которых подтверждено их культурную и нравственную ценность? Ведь в конечном итоге задача школы — не напугать детей, а научить их понимать и ценить настоящее искусство.