Найти в Дзене
МХТ имени А.П. Чехова

Наталья Беднова: «В театре надо знать всё от и до»

26 октября в Портретном фойе МХТ имени А.П. Чехова будут вручены памятные знаки «Чайка» работникам театра, Музея МХАТ и Школы-студии МХАТ, прослужившим здесь 15 лет и дольше. Эта традиция – одна из самых эмоциональных и тёплых в Художественном театре – была введена когда-то ещё Станиславским и Немировичем-Данченко. Среди тех, кто в этом году станет лауреатом «Чайки» за 25 лет службы в театре, – Наталья Александровна Беднова, заведующая труппой и репертуарной частью театра. Публике не видна работа репертуарно-актёрского управления, а между тем именно от слаженной деятельности этих сотрудников напрямую зависит то, как крутятся шестерёнки всего большого театрального механизма. Быть заведующей труппой в таком театре, как МХТ, – значит обладать редкой стрессоустойчивостью, умением разруливать самые сложные ситуации, видеть дело в целом и одновременно не упускать из виду множество мелочей. Наталья Беднова, безусловно, из тех, на ком держится нынешний МХТ. Сегодня она – героиня нашего интервь

26 октября в Портретном фойе МХТ имени А.П. Чехова будут вручены памятные знаки «Чайка» работникам театра, Музея МХАТ и Школы-студии МХАТ, прослужившим здесь 15 лет и дольше. Эта традиция – одна из самых эмоциональных и тёплых в Художественном театре – была введена когда-то ещё Станиславским и Немировичем-Данченко.

Среди тех, кто в этом году станет лауреатом «Чайки» за 25 лет службы в театре, – Наталья Александровна Беднова, заведующая труппой и репертуарной частью театра. Публике не видна работа репертуарно-актёрского управления, а между тем именно от слаженной деятельности этих сотрудников напрямую зависит то, как крутятся шестерёнки всего большого театрального механизма. Быть заведующей труппой в таком театре, как МХТ, – значит обладать редкой стрессоустойчивостью, умением разруливать самые сложные ситуации, видеть дело в целом и одновременно не упускать из виду множество мелочей.

Наталья Беднова, безусловно, из тех, на ком держится нынешний МХТ. Сегодня она – героиня нашего интервью в рубрике «Посторонним вход разрешён», посвящённой театральным профессиям.

Вы пришли в Художественный театр в 1999 году, при жизни Олега Ефремова. Как это произошло?

– Я никогда не думала, что буду работать в театре. Училась в одном из московских институтов на экономическом факультете, и было мне там очень скучно. Наступил момент, когда я поняла, что нужно что-то в своей жизни менять. А моя соседка работала помощником Владимира Андреева в Театре Ермоловой. Поделилась с ней своими мыслями, и она посоветовала: «Ты пойди поработай кем-нибудь в театре. Да хоть полы мой! Вот у нас студентки МГУ полы моют». Я пошла в Театр Ермоловой, там со мной поговорила заведующая костюмерным цехом, которая сказала: «Вы слишком молоды для такой работы, вы у нас не задержитесь». Тогда я перешла Тверскую и заглянула на служебный вход МХАТа. Ко мне вышла Валентина Ипатьевна Желеткова, зав. костюмерным отделением Художественного театра ещё со времен Бориса Ливанова и Виктора Станицына, посмотрела на меня и сказала: «Рост хороший, удобно будет вешалки с кронштейнов снимать».

Так за рост я и попала в театр. Сезон проработала костюмером. Относилась ко всему с любопытством, но атмосфера во МХАТе была странноватая. Когда спустя годы я получила возможность сравнивать, то поняла, что в театре тогда висело предощущение ухода сильного лидера. Это было затишье в ожидании перемен, тоскливое время. Я думала, что пора, наверное, восстанавливаться в институте, что театр – это всё же не моё. Но пришёл Олег Павлович Табаков, и всё закрутилось. И я попала в этот круговорот.

Быстро изменилась атмосфера в театре, когда худруком стал Табаков?

– Я тогда была практически ребёнком и почувствовала перемены на каком-то энергетическом уровне: просто пространство вдруг ожило, наполнилось внутренней силой. Сегодня я понимаю, насколько сложно пришлось людям, проработавшим тридцать лет с Ефремовым, совершить переход к совершенно другому типу театра. Ведь каждый новый руководитель – это новый, другой театр. Но здесь всегда существуют люди, верные не только конкретному художественному лидеру, а всему этому пространству. И они остались. А потом Олег Павлович «подкупил» их заботой о сотрудниках и успехом спектаклей, которые начали выходить при нём в МХТ. Причастность к успеху воодушевляла, даже если само новое искусство не нравилось или воспринималось с трудом.

Как вы начали работать в репертуарной части?

– Мне предложила перейти в неё Александра Федоровна Кулыбина, наш легендарный помощник режиссёра. Я стала диспетчером репертуарной части, начала работать с Ольгой Семёновной Хенкиной, бессменным помощником Олега Павловича, и это дало мне определённый толчок к развитию.

С Хенкиной было сложно работать?

– Сложно. Но включался азарт соответствовать. Это вообще было моим основным стремлением – соответствовать: Олегу Павловичу, Ольге Семёновне, тому, что происходило в театре. Хотелось доказать, что ты можешь. И ещё важнее было не подвести. Сделать всё чётко, не сорвать отлаженные механизмы, когда от тебя что-то зависит.

– Хенкина и сама прошла определённый путь при Табакове: она пришла на должность его помощника, но ведь помощником можно оставаться и номинальным. А она действительно стала его правой рукой.

– Вы знаете, практически все, кто составлял команду Табакова, были людьми, начинавшими в театре с нуля. Такого не было, чтобы человек сразу стал начальником отдела, директором или заместителем директора. Как правило, это были люди, которые именно в этих стенах переживали своё личностное и профессиональное становление.

– Возможно, Олегу Павловичу были свойственны особая незашоренность, талант разглядеть потенциал человека и позволить ему расти?

– Да, причём в разных областях. У него был дар находить и привлекать в МХТ артистов, и также он привлекал людей других профессий, и они развивались, становились опорой для него. В театре очень сложно управлять тем, чего ты не знаешь. Нужно пройти всё от и до, чтобы понимать, как работают службы, как вообще существует театр, что это за организм такой. Тогда к тебе возникнет уважение. Если же просто прийти и сказать: «Я начальник, делайте так», то, к сожалению, в Художественном театре это не сработает. Надо всё это пережить, себя воспитать, а потом уже каким-то образом помогать делать общее дело.

– Какие качества вам потребовалось развивать в себе, когда вы стали диспетчером репертуарной части?

– Тогда вовсю играли легендарные артисты старшего поколения – Андрей Васильевич Мягков, Татьяна Евгеньевна Лаврова, Ия Сергеевна Саввина, Вячеслав Михайлович Невинный. Мне было любопытно их изучать, найти к каждому свой подход. Требовалось самообладание, было чёткое ощущение субординации.

Вообще, мне кажется, старый театр был намного жёстче. Раньше за кулисы нельзя было зайти на каблуках – у костюмеров, реквизиторов существовала своя спецодежда.

Сейчас не так?

– Сейчас всё проще, это ещё при Олеге Павловиче началось. Само время диктует иную манеру общения, более свойскую. Хотя я и сегодня стараюсь держать дистанцию, это полезно в работе.

Олег Павлович Табаков вручает Наталье Бедновой премию Фонда Табакова. Фото Екатерины Цветковой
Олег Павлович Табаков вручает Наталье Бедновой премию Фонда Табакова. Фото Екатерины Цветковой

– В какой-то момент вы пошли учиться на продюсерский факультет ГИТИСа и окончили его, как говорится, без отрыва от производства. Сложно было совмещать учёбу и работу?

– Не сложно, я всё равно постоянно находилась в театре и практические знания получала именно здесь, а в ГИТИСе было больше теории. И эта теория иногда билась с практикой. Помню, Юрий Матвеевич Орлов, профессор ГИТИСа, основатель продюсерского факультета, заставлял нас рисовать на листе формата А3 этапы выпуска спектакля на примере схемы запуска самолёта. Он закончил авиационный институт, и эта аналогия была ему близка. Там всё было чётко расписано, всё спланировано. Но когда ты работаешь в театре, то понимаешь, что вся эта стройная схема непременно обрушится. Что реальная театральная жизнь, в которой перед премьерой происходит множество неожиданностей, совершенно не похожа на этот рисунок, где всё так чётко, по линейке, со сроками.

Мне кажется, чтобы руководить репертуарной частью такого большого театра, как МХТ, надо обладать очень крепкими нервами и настоящей силой духа.

– Хотелось бы, конечно. Но по-разному бывает. Я очень эмоциональный человек, хотя и стараюсь над этим работать. Иногда веду крайне темпераментные разговоры, потому что меня обижает отношение той или иной службы или артиста к театру. Потом переживаю.

Вы проводите с артистами воспитательные беседы?

– Провожу. На предмет дисциплины, на предмет отношения к этому месту. Как правило, с молодыми – со взрослыми разговаривать бесполезно, это уже сформировавшиеся личности с устойчивыми привычками. С дисциплиной сейчас в театре тоже более свободно, чем раньше. Хотя, с другой стороны, если почитать, например, письма Ольги Бокшанской к Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко, то понимаешь, что особенно ничего не изменилось. Просто тогда к опозданиям на репетицию относились по-другому: нарушали, но знали, что это не норма. А сейчас опоздание для многих в порядке вещей.

Иногда это связано ещё и с актёрской психологией. Есть в театре артисты, которые постоянно опаздывают. Начинается репетиция – кого-то нет. Мы все перезваниваемся: вот он едет по бульвару, вот он поворачивает в Камергерский, шлагбаум открывается. Он нервничает, мы нервничаем, все на адреналине – вот он появился, вот он пришёл! Наверное, это тоже способ существовать в центре внимания.

– Расскажите о какой-нибудь сложной ситуации, которую вам пришлось разруливать.

– Совместно с Чеховским фестивалем мы ездили на гастроли в Колумбию. Везли «Преступление и наказание» Льва Эренбурга. В последний момент наш тогдашний директор Игорь Павлович Попов не смог поехать, и из административной команды на гастролях оказалась одна я. Монтировочная часть прибыла в Боготу раньше. И вот мы выходим в зал прилёта, а там стоит наш завпост Николай Павлов и через стеклянную стену показывает записку, где сказано, что исполнитель роли Раскольникова на гастроли не прилетит. И мы понимаем, что у нас нет актёра, играющего главную роль.

– Какой ужас! Что же было делать?

– Было принято решение, что Виктор Хориняк, исполнитель роли Разумихина, сыграет Раскольникова.

А кто играл Разумихина?

– Максим Блинов, который в этом спектакле был занят в двух ролях – Разумихина и Миколки. Миколкой пришлось стать Дмитрию Готсдинеру, прилетевшему в Колумбию вовсе не в качестве артиста, а как супруг актрисы Ксении Лавровой-Глинки. При этом все мы ехали в эту экзотическую страну, естественно, с целью её посмотреть. Кто-то хотел увидеть соляные пещеры, кто-то собирался поплавать, а вместо этого у нас оказалась только одна задача: сыграть спектакль. Я не знаю, как Витя Хориняк за два дня выучил весь текст, но в итоге он даже не пользовался услугами суфлёра. Я очень волновалась ещё и потому, что мелких бытовых проблем тоже никто не отменял и ими приходилось заниматься параллельно. Страшно было что-то не продумать, упустить. Конечно, я постоянно находилась на связи с Москвой, нас все поддерживали, но, по сути, я всё равно была одна. Спектакль прошёл очень успешно, и Витя потом продолжил играть Раскольникова уже дома.

У вас после этого возникло чувство, что вы способны разрулить любую ситуацию?

– Нет, не могу так сказать, потому что ситуации всегда разные. Каждый раз эту задачку приходится решать заново. Например, в «Зойкиной квартире» однажды по объективным обстоятельствам не смогла выйти исполнительница роли Аллы Вадимовны. Мы нашли такое решение: сократили в спектакле одну маленькую роль – роль проститутки, и эта актриса сыграла Аллу Вадимовну. Особенно опасно, когда что-то подобное происходит за считанные минуты до начала спектакля. Но со времён Олега Павловича во мне живёт убеждённость в том, что почти не существует обстоятельств, когда спектакль может быть отменён. Что бы ни случилось, должны прийти зрители, открыться занавес, а артисты выйти на сцену. Табаков так считал, и нам это привил. Мы редко отменяем спектакли.

Фото Екатерины Цветковой
Фото Екатерины Цветковой

А вам можно позвонить ночью или рано утром, если какой-то форс-мажор, проблема?

– Конечно, в любое время. Я же понимаю, что просто так люди не позвонят, значит, что-то произошло. Расскажу одну историю из того периода, когда театром руководил Сергей Васильевич Женовач. Сергей Васильевич – противник срочных вводов, он, как режиссер, считает, что замены наносят урон качеству спектакля. А у меня другие задачи.

И вот однажды мне в 5 утра позвонил Александр Молочников, который играл Буланова в спектакле «Лес». Он был введён на эту роль после того, как первый исполнитель роли Буланова Юрий Чурсин ушёл из труппы МХТ. Саша сообщил, что заболел и играть не сможет. Я посоветовалась с Женовачем, Сергей Васильевич, естественно, сказал: «Давайте отменять спектакль». Но я подумала: а не позвонить ли Чурсину, вдруг он в Москве и согласится сыграть? Вдруг получится? И случилось чудо – Юрий, который шесть лет не выходил на сцену, согласился.

Вы не представляете, какой в этот вечер в театре был праздник! Все артисты, играющие в спектакле, были рады возвращению первого состава. Все службы пошли смотреть, билетёры поздравляли Юру. Было ощущение премьеры. Это имело своё продолжение и дало толчок к появлению «Сирано де Бержерака» в постановке Егора Перегудова, где Чурсин сегодня прекрасно играет Сирано. Так что я чувствую гордость за свою причастность к тому, что Юрий Чурсин снова стал выходить на сцену Московского Художественного театра.

Кроме диспетчерской службы, сводящей воедино расписание репетиций, спектаклей и гастролей, кто ещё входит в репертуарную часть?

– Помощники режиссёра и суфлёры. Помрежи также круглосуточно на связи с артистами и с режиссёрами, потому что режиссёры могут и в три часа ночи поменять расписание репетиций, часто они после показа хотят внести какие-то коррективы в постановку. Помощники режиссёра у нас очень разные, но все уникальные, личностные. От Ольги Михайловны Росляковой, которая работала ещё с Олегом Ефремовым, истинной леди, умеющей при этом крепко держать в руках все бразды правления, до недавно пришедшей в театр Анны Турчаниновой, бывшей балерины, чьим «боевым крещением» стала работа с Анатолием Александровичем Васильевым над «Западной пристанью». Помощники режиссёра в МХТ – специалисты такого высокого уровня, что могут одни заменить собою целый штат сотрудников. Алла Сигалова после выпуска спектакля «ХХ век. Бал», в котором занята почти вся труппа, рассказывала, как ставила в Гранд-опера: «Там мне назначили шесть человек ассистентов, продюсеров, стейдж-менеджеров, и они не справлялись с объемом задач, который здесь виртуозно выполняла одна Наташа Кольцова». Наши помощники режиссёра – они все такие.

Вы спорите с худруками? Например, с Константином Хабенским, который уже четвёртый руководитель театра на вашем мхатовском веку.

– Не спорю, скорее, предлагаю другие варианты. Ведь у меня были 18 лет счастливой работы с Олегом Павловичем, и есть представление, каким должен быть театр. Поэтому очень сложно чем-то не поделиться, сложно не сказать: а вот так можно сделать, так можно разрулить проблему. А дальше всё равно решать худруку.

Как живёт театр сегодня?

– При Константине Юрьевиче МХТ существует в активном художественном поиске. И отличительное свойство этого нового периода в том, что Хабенский во многом опирается на молодых, даёт им шанс проявить себя и в больших премьерах, и в лабораторных проектах. Репетиции в театре идут повсюду, как говорил Олег Павлович, «даже на лестницах», что создаёт определённые сложности в составлении расписания.

Когда вы вспоминаете о Табакове, что вам в первую очередь приходит в голову?

– Знаете, он как-то удивительно всё формулировал. Иногда мог позвонить в какую-то службу и задать вопрос совершенно из другой области. Однажды позвонил в репчасть и спросил что-то по инженерным коммуникациям. Я растерялась, сказала: «Я не знаю». А он: «Никогда не говори “не знаю”. Говори “выясню”». Запомнила это на всю жизнь.

Фото Екатерины Цветковой
Фото Екатерины Цветковой

– Вы в МХТ 25 лет, можно ли сказать, что театр до сих пор открывается вам с новой стороны?

– Когда только приходишь в театр, то долго не осознаёшь, сколько вообще человек здесь работает, сколько существует разных служб, какой огромный коллектив. Постепенно узнаёшь людей и понимаешь, что у каждого есть своя уникальная история. Многие из этих историй, кстати, сегодня звучат в нашем спектакле «Занавес», поставленном Юрием Квятковским к юбилею театра. С годами твоё понимание театра становится всё объёмнее. При этом есть ощущение стабильности. Всё-таки Московскому Художественному театру 126 лет, это настоящее место силы. Поэтому отсюда так сложно уйти.

– А такая мысль возникала?

– Случалось иногда, когда ты на эмоциях, когда казалось, что происходит что-то неправильное, несправедливое. Разные бывали моменты. Но потом успокаиваешься и думаешь, что ничто не сравнится с этим местом. Ведь мы находимся в эпицентре, в пространстве, откуда когда-то и пошли преобразования в театре, захватившие буквально весь мир. И ещё есть чувство, что люди, которые вложили много души и сил в этот театр, а затем ушли из жизни, – они все по-прежнему здесь. Вот мы сейчас сидим с вами в комнате Аллы Юрьевны Шполянской, пресс-атташе МХТ и «Табакерки», и, хоть её нет с нами уже десять лет, комната до сих пор как будто остаётся за ней. И когда мы назначаем здесь встречи или интервью, то говорим: «Соберёмся в комнате Шполянской». В этом есть что-то очень человеческое, тёплое.

Бывает ли так, что вы пересматриваете спектакли МХТ не потому, что нужно увидеть чей-то ввод, а просто потому, что захотелось?

– Я была сама себе удивлена, но я четыре раза смотрела спектакль Николая Рощина «Самоубийца», от первого чернового прогона до премьерных показов. Я просто влюблена в этот спектакль, в артистов, которые раскрылись в нём с неожиданной стороны. Видно, что они получают удовольствие от своей работы в этом спектакле. Считаю, что «Самоубийца» – большая удача театра.

Знаю, что вы всегда присутствуете на показах выпускников театральных вузов. Какие они сейчас, молодые актёры?

– Мне кажется, они хотят всего и сразу. Они более свободны. По-своему любят театр, но в меру, у них не существует привязки к нему. Иногда разговариваешь с ними про съёмки, и они предлагают ввести кого-то на свою роль в том или ином спектакле. Если объясняю им, что это невозможно, делают выбор в пользу съёмок. Мы с вами говорили о том, что в театре можно вырасти, пройти путь, которым ты потом будешь гордиться. Им это неважно, они хотят, чтобы всё сложилось сейчас. Я недавно разговаривала с одним молодым артистом и говорю: «Как, ну вы же служите в этом театре…» Его очень обидело слово «служите». «Я не давал присягу!» – воскликнул он. Но старые мхатовцы говорили именно так. И если вы придёте на церемонию вручения памятных знаков «Чайка», то услышите, сколько раз в словах лауреатов звучит именно это слово – «служение».

Беседовала Александра Машукова

Генеральный спонсор театра – Банк ВТБ

Также будет интересно:

И это всё о ней

Театральный роман Александра Бенуа

Олег Ефремов. Живой голос