Найти в Дзене
ВЕДОМОСТИ

Частные инвестиции по проектам ГЧП в 2024 году достигнут рекордных 1,6 трлн рублей

Объем инвестиций в рамках государственно-частного партнерства в 2024 г. может достигнуть 2 трлн руб. К 2030 г. показатель может вырасти до 10 трлн руб. и более, если государство продолжит развивать этот механизм.

Объем частных инвестиций по проектам государственно-частного партнерства (ГЧП) в 2024 г. составит рекордные 1,6 трлн руб., рассказала «Ведомости. Промышленность и инфраструктура» директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития Наталья Морщихина. В прошлом году, по данным министерства, показатель составлял 620 млрд руб. То есть частные инвестиции в рамках ГЧП в этом году вырастут в 2,6 раза.

Общий объем инвестиций в ГЧП в этом году прогнозируется на уровне 2 трлн руб., заключено 111 контрактов. В 2023 г. показатель был на уровне 1 трлн руб.

По данным Минэка, всего на 1 сентября 2024 г. в России насчитывалось почти 4300 концессионных соглашений и соглашений о ГЧП (в том числе 796 завершенных) на сумму почти 6,8 трлн руб., из которых частные инвестиции составляют более 5,2 трлн руб.

Дорогая инфраструктура

Основную долю инвестиций по контрактам ГЧП занимает транспортная отрасль: на нее приходится 65% всех вложений, говорит Морщихина. За ней следуют сфера ЖКХ (19%) и социальная сфера (15%).

Партнер консалтинговой компании Б1 Александр Чижов считает, что популярность ГЧП в транспорте связана с тем, что такие проекты имеют поддержку государства, отраженную на уровне программных документов, а также обеспечивают прогнозируемую доходность за счет платной эксплуатации. ГЧП в ЖКХ развивается за счет муниципальной активности и специального регулирования, продолжает он.

Высокий объем концессий в социальных проектах связан с приоритетными задачами российских регионов по повышению качества жизни населения, а также с необходимостью выстраивания более доступной и быстрой логистики между субъектами страны, пояснили «Ведомостям» в пресс-службе ПСБ.

Сейчас по количеству соглашений ГЧП при реализации инфраструктурных проектов лидируют Амурская (346 шт.), Тамбовская (214 шт.) и Кировская (183 шт.) области, говорят в Минэке. При этом по объему законтрактованных инвестиций впереди идут Московская (376,5 млрд руб.), Нижегородская (306,7 млрд руб.) и Самарская (221,7 млрд руб.) области.

Ключевой механизм

ГЧП в текущей макроэкономической ситуации остается ключевым механизмом взаимодействия государства и бизнеса, говорит Морщихина.

В последние два года происходит активное совершенствование законодательства в сфере ГЧП, отмечает Морщихина. Например, в июле 2023 г. был принят закон 296-ФЗ, который уточнил порядок работы концессий. В июле и августе 2024 г. было принято еще два закона: 196-ФЗ, способствующий запуску новых инфраструктурных проектов в космической отрасли, и 302-ФЗ, позволяющий государству оказывать поддержку частным инвесторам для проведения реконструкции частных промышленных предприятий и создания новых производств на частной земле в критически важных с точки зрения технологического суверенитета отраслях промышленности.

Также сейчас в Госдуме рассматривается законопроект, позволяющий передавать в концессию объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, для их восстановления и сохранения, напоминает Морщихина. По ее оценке, законопроект будет принят до конца 2024 г.

Основным преимуществом механизмов ГЧП является справедливое распределение рисков проекта между его участниками – инвесторами, государственными органами, подрядчиками и операторами, отмечают в пресс-службе ВТБ. Партнерство позволяет поддерживать проект на протяжении всего жизненного цикла, сохраняя эффективность. Механизм дает возможность успешно реализовывать сложные и капиталоемкие инфраструктурные проекты, объясняют в банке.

В проектах ГЧП есть государственная поддержка, которая выступает гарантией спроса на инфраструктуру и позволяет получить капитальный грант, который покрывает до 80% расходов на создание или реконструкцию объекта, а также дает льготный доступ к земельному фонду, отмечают в пресс-службе ПСБ. Кроме того, ГЧП позволяет инвестору обеспечить возврат вложенных средств и получить гарантированный доход, что минимизирует возможные риски сделки, уточняют в банке.

По словам первого вице-президента Газпромбанка Алексея Чичканова, текущее законодательство в сфере ГЧП балансирует интересы всех сторон и фиксирует их обязательства на длительный срок с прозрачными механизмами взаимодействия, в том числе в случае форс-мажорных обстоятельств и изменений макроэкономических параметров. Это делает ГЧП-проекты более устойчивыми по сравнению со стандартными коммерческими проектами и более привлекательными для инвесторов, говорит он.

Перспективы ГЧП

По мнению Чижова, последние изменения в законодательстве говорят о готовности государства поддерживать концессионные проекты, поэтому объемы инвестиций вряд ли будут снижаться. Также, по его словам, с ростом уровня открытости органов власти и готовности проводить предварительные переговоры на стадии идеи проекта будут появляться новые игроки и новые проекты.

По оценке Морщихиной, инструмент ГЧП останется востребован у инвесторов и в будущем. К 2030 г. объем законтрактованных инвестиций по проектам ГЧП может вырасти на 30% к уровню 2024 г. и достигнуть 10 трлн руб., ожидает она.

В ПСБ также ожидают расширения сфер применения механизма ГЧП. По оценке банка, новым импульсом для ускоренного развития механизма может стать использование ГЧП в промышленном сегменте, в том числе для целей импортозамещения и достижения технологического суверенитета страны.

Развитие инфраструктуры сейчас в приоритете у правительства России, поэтому привлечение частных инвестиций будет очень актуально, говорит Чичканов. По его словам, для реализации масштабных планов по строительству и модернизации крупных объектов только бюджетных средств может быть недостаточно. Поэтому Газпромбанк ожидает роста проектов ГЧП в России. По оценке Чичканова, до 2030 г. в них может быть привлечено не менее 50 трлн руб.

Однако он предупреждает и о возможных рисках. «Принятые в этом году поправки в Бюджетный кодекс РФ установили дополнительные ограничения на расходы и госдолг регионов, связанные с включением в расчет данных ограничений обязательств по проектам ГЧП», – отмечает топ-менеджер.

Новые правила будут применяться к проектам, коммерческое закрытие по которым будет достигнуто в 2025 г. и позже. В результате может возникнуть ситуация, когда в ряде регионов доступные лимиты на принятие обязательств по проектам ГЧП будут исчерпаны, что закроет им на какое-то время возможность заключать новые соглашения, говорит Чичканов.

В ВТБ полагают, что количество контрактов в ГЧП будет расти как минимум за счет ЖКХ, а также за счет транспорта, социальной сферы и промышленной отрасли. Но общий объем вложений в 2025–2026 гг., скорее всего, будет ниже, чем в текущем году, считают в банке. Это обусловлено тем, что в 2024 г. был дан старт строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом с общим объемом инвестиций 1,8 трлн руб. Проект осуществляется в рамках концессионного соглашения. Сопоставимых по объему финансирования проектов сейчас нет, отмечают в пресс-службе ВТБ.