В Европе особой популярностью пользуется так называемый кушеточный класс вагонов. Это такие купе, в каждом из которых расположено шесть мест: по три полки друг над другом на каждой из стен. Это решение является аналогом нашего плацкарта, но в России оно не прижилось. Разбираемся, почему.
Поездка в кушеточном вагоне – это самый дешевый способ путешествия по Европе на ночных поездах. Как правило, билет в такой вагон стоит столько же, сколько в «сидячку».
Сидеть в таких купе довольно неудобно, так как пространство ограничено, а высота между полками минимальна. Однако если рассматривать поездку лежа, условия становятся вполне комфортными. Полки в этих вагонах значительно длиннее, чем в российских плацкартных вагонах, и сравнимы по длине с теми, что находятся в купейных вагонах РЖД.
Одним из существенных отличий европейских кушеточных вагонов от российских плацкартов является отсутствие столиков. В российских поездах столики играют важную роль, служа не только местом для еды, но и неотъемлемым атрибутом культуры чаепития в пути.
В Европе же подобной культуры практически нет. Более того, в большинстве европейских поездов отсутствует кипяток, что для многих российских пассажиров может показаться удивительным. Поэтому отсутствие столиков в вагонах кушеточного класса никого особо не смущает.
Если пассажирам надоело лежать, они могут встать и немного размяться в коридоре. Но для тех, кто предпочитает сидеть, комфортнее всего будет на самой верхней полке.
Именно там можно выпрямиться и провести время в положении сидя, что делает это место неожиданно наиболее привлекательным из трех.
Интересно, что в РЖД тоже пробовали внедрить подобные вагоны.
В 2009 году Тверской вагоностроительный завод представил экспериментальный купейный вагон повышенной вместимости. Этот вагон был продемонстрирован на железнодорожной выставке в Щербине. Предполагалось, что вагон будет использоваться на маршрутах с большим пассажиропотоком, предоставляя больше мест для размещения пассажиров.
«В случае если новый вагон будет одобрен РЖД, он может заменить худший железнодорожный пережиток советских времен – давно устаревшие и не соответствующие никаким требованиям плацкартные вагоны, которые до сих пор широко распространены в России», – писал корреспондент Travel.ru.
«Конструкторам удалось обеспечить достаточное пространство для пассажиров всех трех ярусов. В частности, за счет ликвидации боковых мест все полки кушеточного вагона заметно длиннее плацкартных, на которых тяжело уместиться даже человеку среднего роста», – продолжает автор.
Интересно, что в российском вагоне удалось сохранить столик. Кроме того, пассажир нижней полки мог сидеть (за счет того, что российский габарит вагонов больше и сами вагоны выше).
Проект тогда вызвал интерес, однако массового внедрения вагонов с подобной планировкой так и не произошло. Вагон остался в единственном экземпляре. В прошлом году его видели в составе Поезда Деда Мороза.
Хотя на небольших расстояниях – например, из Москвы в Петербург или в Нижний Новгород такой вагон вполне можно представить, но РЖД отдали предпочтение классическому плацкарту.