(«Лимита» 1994. Драма. Криминал. Хакеры)
Фильм «Лимита» из числа тех киношных причуд, в которых «такое вот видение» затмевает собой всё, в том числе и конкретику. Чувствуется замах на «высокий кинематограф» с его урывками, трамвайными сценами, показом непонятно куда едущих поездов, пьяной грязью, бликами, развалинами, недосказанностью, топотом пролетарских ботинок, тёмными переулками, и прочим туманом.
В общих чертах смысл всей этой несуразной причуды понять, конечно, можно, но это всё-таки не то кино, в котором нужно что-то понимать. Связавшись с этим фильмом, лучше пытаться смотреть его «третьим» своим глазом. Если же не получается пока открыть тот глаз полностью, то хотя бы попытаться начать им подглядывать.
В случае же акцента зрителя на такой ерунде как конкретика и логика, есть риск накопить в итоге кучу вопросов, отвечать на которые придётся самому же. И вопросы там могут быть такие, что может даже ненароком образоваться зрительский комплекс неполноценности. На самом же деле, ничего себе накручивать не нужно, это всё «коварные» киноделы, которым, наверное, логика не давала в полной мере раскрыть «такое вот их видение».
А ещё и взгляд с современной колокольни добавляет в фильм несуразности: в начале девяностых компьютерный мир ведь был ещё на уровне каменного века. Интернетом тогда и не пахло, вот они там и носились с дискетами в карманах, и обсуждали хакерские атаки вот так просто, придя в какую-то там квартиру.
Загадки, недосказанности и вопросы в фильме будут на каждом шагу, и ими лучше вообще особо не заморачиваться. Ну, бегает Машков в каком-то здании под звук сигнализации (?), а что это за здание (?), откуда там дискета с компроматом (?), почему она не зашифрована (?), почему он на ней себя не увидел (?), сколько таких дискет вообще (?), они разные что ли (?)
Вопросы такие, и не такие, можно тут и дальше продолжать нанизывать на отсутствие конкретики. А можно тут же и версии свои выстраивать, списывая всё, в основном, на то, что он, мол, ничего не знал, просто совпало, и вообще, он почти честный, но нервный. Только это поучится натягивание совы на глобус. Лучше уж всю глупость списать на «каменный век» и на «высокоинтеллектуальных» бандитов их 90-х. Про «запароленные» же дискеты я вообще думать боюсь, иначе любое восприятие этого фильма поломается, и уже не поможет даже попытка обнаружить у себя «четвёртый глаз».
В общем, герой Машкова, который Иван, побегал под звук сигнализации, где-то, непойми где, украл дискету, сдал её заказчику, получил пачку валюты, и сильно обрадовался. Чтобы всем было понятно наличие радости, Иван сделал соответствующий жест рукой. Если бы Иван добавил к жесту вторую руку, то мог бы получится уже неприличный жест, но сейчас ситуация не очень располагала к демонстрации не совсем приличных жестов.
Короче, жизнь удалась, Иван рад, и тут он начинает вспоминать моменты своей нищей, но счастливой молодости, когда он только прибыл в столицу. А прибыл он в Москву с другом Мишей, которого в фильме играет, естественно, Евгений Миронов. Это славный кинодуэт. У актёров грандиозно получается играть в паре, и, если есть такая игра, то конкретика может и подождать. Эмоциональный перевес будет, как всегда, на стороне Миронова, но, а без Машкова вообще бы никакой «Лимиты» не получилось, ибо, какая же это «Лимита» без Машкова? Это всё равно, что «Охоту на пиранью» представить без оного.
Итак, Иван-Машков чего-то там вспоминает. Воспоминания показаны в виде чёрно-белого кино, снятого на любительскую киноплёнку. На очень любительскую киноплёнку. Чтобы наличие любительства чувствовалось сильнее, любительскую камеру трясут, и вообще делают всё, чтобы зрителя поскорее укачало.
Но всё-таки на кадрах можно разглядеть смысл веселья из прошлого: чудики, похожие на бомжей, в алкогольном состоянии нелепо куражатся. По всем прикидкам, у смотрящих такие трясущиеся кадры, наверное, должно возникать представление о «лимите», или о «понаехавших», об их интересах, их сути, и якобы крепкой алкогольной дружбе.
Воспоминания заканчиваются, и Иван с Мишей оказывается в современном по мерке 90-х зале игровых автоматов, где показано, что Ивану хронически везёт. Далее, они перемещаются на старый стадион. Оказывается, что стадион этот Иван недавно купил, он ведь теперь жутко богат. Однако же богатства эти не от трудов праведных: Иван хакер.
Он тут же читает Мише лекцию о пользе большого количества денег, и хочет переманить его на свою хакерскую сторону. Миша, нужно сказать, тоже компьютерщик, но работает он в банке, и получает аж сто долларов в месяц. Миша на хакерскую сторону переманиваться не желает, и Иван обзывает его не совсем умным человеком.
Михаил этот, вообще-то, персонаж странноватый. И вопросов там просто уйма. В основном, это, конечно, касается той дискеты с компроматом, что является краеугольным камнем всего этого фильма. Дискету ведь шифровал Миша, и он видел, что там была за информация. Стало быть, он знал, что на дискете есть компромат и на Ивана, и ещё на кучу бандитов.
Или он не заглядывал внутрь дискеты? Но в фильме драматизм был выкручен таким образом, что Михаил чувствовал и свой печальный финал. И Иван тоже, по его прикидкам, должен был вот-вот отправиться в Страну Вечной хакерской Охоты. Тут уж, кому как повезёт, а везло, естественно, всегда Ивану.
Дело повернулось таким образом, что бандиты припёрли Ивану ту саму шифрованную дискету, чтобы тот её хакерски ломанул. Тот, естественно, взялся за своё тёмное хакерское дело, но быстро смекнул, что дискетку-то шифровал его старый друг Мишка. Иван, само собой, к Мишке: скажи, мол, пароль, я же всё равно шифр сломаю, так чего же время-то терять? А Мишка ни в какую: и по дружбе ни в какую, и за деньги – та же песня. Иван такую упёртость понять не может.
Судя же по Мишиной реакции, тот здорово понял все расклады. По Мишиным прикидкам, и моим догадкам, выходило, что если Иван откроет дискету, то бандиты моментально обеспечат Иванов печальный финал путём отправки его в Страну Вечных Хакеров. Если же Иван дискету открыть якобы не сможет, то печальный финал будет обеспечен уже Мише.
В промежутках между хакерскими атаками и дружескими разговорами по душам, Иван будет всячески добиваться Кати, которая Кристина Орбакайте. Тут тоже нужно было показать «такое видение», которое и было успешно показано. По крайней мере начало их отношений было диким, и не укладывающимся в хоть в какие-то здравые рамки.
Но Катю тоже можно понять: она журналами торгует, а тут в неё вроде как влюбляется миллиардер с внешностью молодого Владимира Машкова. Замашки у миллиардера, правда, дикарские, но это, мол, стерпится-слюбится.
Однако ж нужно до конца разобраться с дискетой и печальными финалами. А Кристина Орбакайте в этом фильме так, что-то вроде вешалки. Роль кривая и непонятная, но уродства в фильм добавляет. Короче, Иван дискету усиленно ломает: день за днём, включая ночи, он сосредоточенно добивается цели. Деньги Ивану светят огромные, поэтому он кряхтит-пыхтит, и почти уже заканчивает взлом. Михаил же осознаёт, что Иван всё равно своего добьётся, и сам идёт к Ивану, чтобы отговорить его, но снова без конкретики. Ибо конкретика в этом фильме является злом номер один.
Итак, Михаил идёт к Ивану, и они вместе здорово напиваются. В ходе такого увлекательного процесса друзья чудят и вспоминают былое. Чудачества будут подкреплены кражей банки маринованных патиссонов из продуктового магазина. В ту же тему будет добавлена похабненькая сценка, где Машков ещё немного поблистает своей брутальностью.
Однако Михаилу удаётся-таки удачно нажать на нужную Иванову педаль. Иван проникается воспоминаниями, и прекращает хакерски атаковать дискету. Заказчику же Иван сообщает, что его хакерские таланты совершенно бессильны перед такой гениальной защитой. Ивану оставляют семь тыщь убиенных енотов за «беспокойство», и больше его не беспокоят.
Далее показано, и снова без конкретики, что Миша таки завершил свой жизненный путь. Иван же, сопоставив в голове расправу над Мишей, дискету, и своего заказчика, снарядил пистолет, и отправился мстить. Но вместо кардинального мщения, у Ивана получилось только немного помахать кулаками. Пули же он все намеренно выпустил в пол, ибо слаб оказался тот Иван, и дружбу он таки променял на свою шкуру.
Хотя, какой толк в мщении, когда всё уже вот так вот случилось? Да и кулаками нужно было раньше махать. Лучше, конечно, вообще ничем не размахивать, и изначально жить по закону, но у «гениальных» хакеров из фильма всё-таки чего-то в головах недоставало, если таким вот образом всё закончилось
А Миша тот, он, по ходу, всё знал, поэтому так настойчиво и пытался спасти Ивана. И в итоге всё-таки спас. Он бы мог Ивану сразу сказать код, но он понимал, что Ивана после этого тут же уберут. А тут получилось так, что бандиты убедились в надёжности кода посредствам Ивана (господи, какая глупость), а после убрали того единственного, кто знал способ отрыть дискету. Мише, скорее всего, при любом раскладе было бы не жить, потому как нельзя связываться с бандитами, и шифровать для них дискеты. Занавес.
В статье использованы кадры из фильма «Лимита» 1994, а также кадр из фильма «Кавказская пленница» 1966, «Ширли-мырли» 1995