Найти в Дзене

Переходы из тональности в тональность. Удобный чек-лист

Оглавление

Это чек-лист со всеми вариантами переходов из тональности в тональность.

Полную версию с примерами можно посмотреть в моём видео "Переходы из тональности в тональность"

Отклонение – временный переход на другую тональность и возврат на предыдущую в итоге.

Модуляция – переход в другую тональность навсегда, безвозвратно.

Заглавные латинские буквы без рядом стоящей «m» - это мажорные аккорды. Например, A, G, D# и т.д.

Заглавные латинские буквы с рядом стоящей «m» - минорные аккорды. Например, Am, Cm, F#m и т.д.

Простейшие переходы.

(достаточно скопировать и вставить все гармонические партии на новую высоту в новой тональности).

1. На полтона или на тон выше предыдущей тональности.

Например, аккорды: Em-C-D-Em (в тональности E-minor) переходят в Fm-C#-D#-Fm (тональность F-minor)

P.S. чаще всего, для мажорных звучаний подходит переход в тональность на тон выше, а для минорных звучаний – на полтона выше.

Очень часто в песнях такой переход происходит в последнем припеве.

2. Переход в близкородственную тональность – тональность, которая ближе всех стоит по кварто-квинтовому кругу.

Например, аккорды: Bm-F#m-G (в тональности B-minor) переходят F#m-C#-D (тональность F#-minor).

P.S. для этого достаточно предыдущую гармонию (бас, мелодию, аккорды и т.д.) транспонировать на нужную высоту, ориентируясь на новую тонику.

Очень часто такой переход происходит в бридже.

Переходы сложнее.

(через «захват» аккордов у тональностей)

1. Захватываем главные аккорды у родственной тональности для перехода в нее.

Для любой тональности главными аккордами будут являться аккорды от 1, 4 и 5 ступеней. Они и создают у нас ощущение выбранной тональности.

Например, аккорды: Am-C-Dm (в тональности A-minor) переходят в Gm-Am-Dm (в тональность D-minor). Произошёл захват двух новых главных аккордов из D-minor - это Gm и Am.

2. Захват аккорда с новым знаком, который отсутствовал в старой тональности. У близкородственных тональностей.

Например, аккорды: Аm-G-Dm (в тональности A-minor) переходят в Am-G-D-Em (где появилась нота F#. Произошел переход в тональность E-minor).

3. «Зависание» на каких-то общих для двух тональностей аккордах, чтобы уши смогли привыкнуть, и захотеть услышать новую тональность.

Легко можно сделать из аккордов, стоящих рядом.

Например, аккорды: Am-G-Am-G и т.д. (в тональности A-minor), затем Dm-C-Dm-C и т.д. (перешли в тональность D-minor).

4. Через «обман ушей». Аккордовыми сочетаниями можно как запрограммировать на определенную тональность, так и обнулить. Для этого достаточно проиграть часть аккордов «вне системы», чтобы сбить первоначальную настройку ушей.

Такого легко можно добиться играя несколько аккордов, расположенных друг от друга на расстоянии полутона.

Например, аккорды: Em-C-Bm (в тональности E-minor) после заиспользовать аккорды, расположенные по полутонам вниз A#m-Am-G#m и аккорды в новой тональности G#m-E-D#m. (произошел переход в тональность G#-minor)

P.S. такой переход часто можно встретить в лиричных композициях, серьезных по содержанию, минорных. Для мажорных сочетаний также можно пробовать ставить аккорды по полутонам вверх, придя в новую мажорную тональность.

Сложные переходы

(тональности второй степени родства, у них общая тоника, но разное настроение.)

1. Переход через мажорный доминантовый аккорд, где аккорд от 5 ступени общий для обеих тональностей. Чаще всего используется мажорный доминантовый аккорд.

Например, аккорды: Am-Dm-Em, играть переходный аккорд E, а затем A-D-E (произошел переход из тональности A-minor в тональность А-major).

P.S. идеально использовать такое изменение тональностей, когда вы хотите поменять настроение трека из мажорного в минорный, либо наоборот.

Переходы аккордов вне тональности.

(используются такие аккорды, которые в рамках одной тональности вместе быть не могут, но имеют весьма интересное друг с другом сочетание).

1. Переход через тритон, используя только мажорные или минорные аккорды.

Для этого нужно взять два минорных, или два мажорных аккорда и расположить их между собой на расстоянии тритона (6 полутонов). Нижние ноты этих аккордов будут располагаться через тритон.

Например, аккорды: Fm-Bm-Fm-Bm или С-F#-C-F#

P.S. также возможно комбинировать минорный аккорд с мажорным и наоборот.

2. Переход через терцию, используя только мажорные или минорные аккорды.

Терция – это расстояние в три или четыре полутона.

Выбираете 3 мажорных или минорных аккорда и располагаете относительно друг друга на расстоянии терции.

Например, аккорды: Gm-Bm-Dm или G-B-D. Можно также комбинировать мажорные аккорды с минорными Gm-B-Dm

Расстояние в 4 полутона: G-B-D# или Gm-Bm-D#m и т.д.

P.S. Можно пробовать разные комбинации мажорных и минорных аккордов расположенных на 3 или 4 полутона друг от друга. Каждое сочетание аккордов даст свою характеристику звучания.

Не забудьте посмотреть моё видео с музыкальными примерами "Переходы из тональности в тональность"

■□■□■□■□■□■□■□■□■□

🤩 Risha Manis - музыкант, композитор, музыкальный педагог

Об авторе https://www.rishamanis.com/

Видеокурсы 👉 https://musatlas.ru/courses

Услуги 👉 https://musatlas.ru/uslugi

■□■□■□■□■□■□■□■□■□

Способы связи со мной:

Телеграм 👉 https://t.me/rishamanis_mus

ВК 👉 https://vk.com/rishamanismus

Рутуб 👉 https://rutube.ru/u/rishamanis/

Ютуб 👉 https://www.youtube.com/c/RishaManis

Почта 👉 rishamanis@yahoo.com

Сайт 👉 https://www.rishamanis.com/

■□■□■□■□■□■□■□■□■□