Найти в Дзене

Моя любимая рубрика «Однажды в Кронштадте»: Итальянский пруд и парк «Патриот» (корабль «Беспокойный» и деревянный маяк)

Добрый день! В очередное наше с мужем посещение этого города, обладающего великой морской славой, внимательнее рассмотрели очень красивую, всегда привлекающую внимание туристов часть.

Итальянский пруд
Итальянский пруд

Итальянский пруд является частью Купеческой гавани, в которой зимовали торговые суда, приходившие в Кронштадт. Строился в 1717—1727 годах под руководством архитектора Джованни Фонтана, в одно время с Итальянским дворцом (о нем расскажу в следующий раз). По дворцу же получил своё название.

На другом берегу пруда видно старинный портовый кран XIX века. С помощью такого крана с кораблей после прихода на зимовку снимались мачты для хранения на суше, потому что во время зимней бури они могли сломаться. Перед началом навигации, в весенний период, тот же кран использовался для установки мачт обратно на корабли.
На другом берегу пруда видно старинный портовый кран XIX века. С помощью такого крана с кораблей после прихода на зимовку снимались мачты для хранения на суше, потому что во время зимней бури они могли сломаться. Перед началом навигации, в весенний период, тот же кран использовался для установки мачт обратно на корабли.

С 1815 года Итальянский пруд стал конечной остановкой первого регулярного пароходного маршрута из Санкт-Петербурга в Кронштадт — так называемых «пассажботов», спроектированных и построенных фирмой Чарльза Берта. Это была первая в России пароходная линия.

Впоследствии отсюда стали отправляться пароходные рейсы в страны Европы.

В середине XIX в. берега Итальянского пруда были отделаны гранитом. С 1860-х годов в зимний период на Итальянском пруду открывался каток.

-3

На берегу Итальянского пруда установлены восемь чугунных пушек XVIII–XIX веков, калибром от 12 до 36 фунтов, а еще две с половиной пушки лежат напротив них, у Голландской кухни (не так давно восстановленной). Орудия находились в своё время на вооружении морских фортов и береговых батарей Кронштадтской крепости. Стреляли эти пушки ядрами, бомбами и картечью на расстояние до 4 километров. 

На цапфе (цилиндрический выступ, используемый в качестве точки крепления или поворота) одной из них можно увидеть вензель Петра I, это орудие является старейшим из найденных в Кронштадте. При визите в этот город попробуйте его отыскать.

Старинные пушки, стоящие на зеленых современных деревянных лафетах
Старинные пушки, стоящие на зеленых современных деревянных лафетах

-5

Впереди можно видеть восстановленное здание Голландской кухни, в котором располагаются три музея (как-нибудь подробно расскажу и о них). Строение сначала было деревянным и предназначалось для приготовления пищи для экипажей кораблей. В 1913 году здание приспособили под первую в Кронштадте электростанцию.
Впереди можно видеть восстановленное здание Голландской кухни, в котором располагаются три музея (как-нибудь подробно расскажу и о них). Строение сначала было деревянным и предназначалось для приготовления пищи для экипажей кораблей. В 1913 году здание приспособили под первую в Кронштадте электростанцию.

Далее мы передвинулись ближе к Финскому заливу, к Купеческой гавани.

Прекрасные уточки на набережной Купеческой гавани
Прекрасные уточки на набережной Купеческой гавани

Раньше суда не могли пройти из Финского залива в Санкт-Петербург и останавливались на острове Котлин, в гаванях Кронштадта. Купеческая гавань служила местом для перегрузки грузов с морских торговых судов на небольшие.

Нам повезло, мы увидели построение экипажей боевых кораблей перед отправлением на боевое дежурство.
Нам повезло, мы увидели построение экипажей боевых кораблей перед отправлением на боевое дежурство.

Зашли в парк «Патриот», мы не платили, предъявив свидетельство о многодетности, но вообще вход туда платный. Если Вы приехали единоразово в Кронштадт, то спокойно можно рассмотреть маяк и корабль «Беспокойный» издалека, непосредственно от входа, сэкономив средства и время.

-9

Парк «Патриот» состоит из двух частей: первая находится около собора, а вторая - здесь на берегу, где представлена тематическая выставка кораблей и военно-морского вооружения. Тут можно осмотреть катера и батискафы, торпеды и мины, подводные аппараты и лодки, боевые корабли.

Около каждого объекта находятся таблички с информацией.
Около каждого объекта находятся таблички с информацией.

-11

Понравится тем, кто увлекается военными объектами. Но всех, конечно, заинтересует красавец «Беспокойный» и деревянный маяк.

«Беспокойный»
«Беспокойный»

В 2018 году в Кронштадте состоялось открытие самого большого в России корабля-музея «Беспокойный» (он длиннее «Авроры» на 30 м).

Это судно класса «эскадренный миноносец» было спущено на воду в июне 1990 года, и, спустя почти 20 лет службы, выведено из состава флота и со временем переквалифицировано в музей.

В 1994 году «Беспокойный» обеспечивал визит королевы Великобритании в Россию. Всего же за время службы корабль принимал участие более чем в 30 учениях и отработках спасательных операций.

-13

Посмотрите внимательно на вооружение корабля. Например, артустановки делают эсминцы данного типа самыми сильными в артиллерийском отношении кораблями в мире на настоящий момент.

Вместе с открытием корабля-музея в Кронштадт вернулась традиция полуденного пушечного выстрела. Она существовала здесь до 1996 года.

В настоящее время попасть на него нельзя, после какого-то инцидента с упавшим в воду туристом (то ли у нас, то ли в Гваделупе), доступ на него закрыт.

-14

Один из старейших деревянных маяков мира, и, уж точно, последний из действующих. Несмотря на то, что мы находимся на территории парка «Патриот», сам маяк и клочок земли вокруг него по-прежнему принадлежит Минобороны. Официально он называется: Задний створный знак.

Его строительство на этом месте задумали еще в 1722 году по приказу самого Петра Великого. Оно шло под руководством итальянского архитектора Н. Микетти и его немецкого коллеги И.Ф. Браунштейна. Изначально мэтры хотели создать огромное сооружение с аркой в нижней части, через которую проходили бы военные корабли и торговые суда. Но столь грандиозной идее не суждено было сбыться. Маяк более, чем скромный. Свет фонаря заметен на расстоянии в 30 километров.

Он подвергался многочисленным ремонтам и переделкам, менялась и его «начинка». Например, сейчас деревянный маяк имеет металлический остов. А деревянная обшивка регулярно подновляется. Но все-таки перед нами не новодел, а, как минимум, 136-летний до сих пор действующий маяк (год постройки сооружения, которое мы видим – 1888). Впрочем, звание старейшего действующего и деревянного оспаривает эстонский маяк Суурупи 1858 года постройки.

Надеюсь, Вам было интересно. А закончить статью хочу серией фотографий, сделанных в данную поездку.

-15
Говорят, что таких чугунных дорог в мире существует лишь две: в Кронштадте и в Нью-Йорке. В Кронштадте есть еще сохранившийся оригинальный участок похожей дороги на Пеньковом мосту, а то, что видно на данном фото - восстановленный по чертежам новодел.
Говорят, что таких чугунных дорог в мире существует лишь две: в Кронштадте и в Нью-Йорке. В Кронштадте есть еще сохранившийся оригинальный участок похожей дороги на Пеньковом мосту, а то, что видно на данном фото - восстановленный по чертежам новодел.

Вид на главный собор морского флота России
Вид на главный собор морского флота России

Вход в первую часть парка «Патриот», находится напротив собора
Вход в первую часть парка «Патриот», находится напротив собора

-19

Вид на залив с дамбы
Вид на залив с дамбы

Спасибо, что дочитали!

-21