Еще немного и село Дворянский Умыс пополнит печальный список упраздненных населенных пунктов Мордовии, ведь по итогам Всероссийской переписи 2020 года (по состоянию на 01.10.2021 г.) численность населения составляла всего 1 человек. Согласно интернет-источникам в село продолжают приезжать дачники.
Расположено в живописном месте, на что указывают данные конца XIX в.:
Село Дворянский Умыс занимает пространство, окруженное с восточной и западной сторон высокими горами, поросшими мелким кустарником, с северной же к южной - это пространство переходит в лощину, которая тянется к берегу реки Суры на протяжении 15 верст. (...) Место, занимаемое ныне Дворянским Умысом, лет 100 назад представляло собой редкий дар природы: тут рос огромный строевой лес, среди которого в углублении лощины красовался величественный, полный рыбою пруд, вырытый руками первых поселенцев, имя которых народное предание не сохранило.
В памяти народной живо сохраняются разные рассказы о прежних девственных лесах, которые были полны дикими зверями и в непроходимой чаще которых ютилась целая шайка разбойников, имея во главе атамана Петра Федорова Суворова. Все это показывает, что в старину местность Умыса была местом "темным", по выражению крестьян, да и в настоящее время она представляет собой глушь, так как селение расположено в лощине, и с восточной стороны вдоль построек тянется глубокий овраг, след бывшего пруда.
Если посмотреть на эту местность зимою, то взору представится самый печальный вид: в глубоком овраге - несколько хижин, окруженных большими глыбами снега, которые как бы стараются своим падением задавить их, самое солнце с его живительными лучами оставляет эту местность за высотою гор; не редко раздающиеся при этом протяженные, раздирающие душу завывания волков еще больше усиливают тягость впечатления.
С наступлением весны картина меняется: от теплых лучей солнца лес на горах покрывается бархатной зеленью; мириады птиц оглашают его своим пением и местность принимает приятный вид.
Согласно сведениям краеведов С.Б. Бахмустова ("Материалы к энциклопедии "Православная Мордовия") и И.И. Потапкина ("Очерки и рассказы по истории Кочкуровского района Республики Мордовия") Дворянский Умыс возник вскоре после появления Саранской и Атемарской крепостей, т.е. во второй половине XVII века. Основателями Дворянского Умыса были как служилые люди, так и дворяне. К числу первых, если основываться на историко-статистическом описании села и "Десятен Пензенского края" XVII в., можно отнести Ховрина. Судя по записям "Атемарской десятни за 1679-80 гг." в Саранском уезде этот род владел некоторым количеством земли:
Согласно одной из версий происхождения названия села (озвучена в Пензенский епархиальных ведомостях за 1888 г.), лощина, расположенная рядом с селом, тянется к берегу Суры на протяжении 15 верст. Около этой лощины или, по выражению старожилов, мыса Суры и утвердились первые поселенцы, отчего и само селение получило название "У мыса". Приставка "Дворянский" произошла от первых владельцев села, имеющих дворянское происхождение.
Советский исследователь И.К. Инжеватов в своем "Топонимическом словаре" объясняет происхождение название несколько иначе:
Название-гидроним: населенный пункт находится на речке Умыс (левый приток Суры). Определение дворянский связано со словом однодворец.
И далее И.К. Инжеватов приводит еще одну версию происхождения Дворянского Умыса:
Населенный пункт обосновался у подошвы мыса (горы), окруженного водным объектом - озером или старицей.
Так кто же такие однодворцы, упоминаемые И.К. Инжеватовым? Это сословная группа, существовавшая в нач. XVIII - сер. XIX вв. Они не были крепостными и могли владеть землёй, которую получали за службу. При этом однодворцы не имели большинства дворянских прав и привилегий. Они являлись главным образом потомками служилых людей XVI - XVII веков, которые несли пограничную военную службу на рубежах юго-восточной границы Российского государства.
В документе под названием "Состав мужского населения Завального и Руднинского станов Саранского уезда на 1725 г." (выписка из именных книг), можно увидеть, что в селе Покровское Умыс тож проживали 13 однодворцев, а также 3 помещичьих крестьян, принадлежавших стольнику Степану Путятину. Обратите внимание, что приставка "Дворянский" отсутствовала в названии, но использовалось церковное название населенного пункта - Покровское.
Какая судьба была у крестьян-однодворцев Умыса? В 1775 г. однодворцы перешли в состав казенных крестьян и продолжили жить в селе. И в «Списке населенных мест Пензенской губернии» (1869) Дворянский Умыс (Покровское) отмечен как село казенное и владельческое.
Когда в Дворянском Умысе был построен первый храм? Священник Дворянского Умыса Иоанн Ягодинский в своей статье, опубликованной в Пензенских епархиальных ведомостях за 1888 г. отмечает следующее:
Время сооружения первого храма в Умысе, за неимением письменных актов, определить трудно. Можно с вероятностью предположить, что как только в этой местности образовался приход, а такое образование началось со времени поселения владельцами своих крестьян (в конце XVII в.), и явилась потребность в церкви, то и сооружен был первый храм - деревянный, чему способствовало тогда обилие строевого леса; впоследствии этот храм пришёл в ветхость, в конце XVIII века выстроен был новый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы тщанием владельца Бабарыкина (Примечание Иоанна Ягодинского: Это видно из старинного диптиха, в коем в числе лиц, о которых должно быть поминовение, стоит имя Бабарыкина, как храмоздателя).
В 1868 году этот храм сгорел и прихожане при помощи сторонних благотворителей соорудили в своем селе третий храм, существующий доныне. (...)
Далее Иоанн Ягодинский перечисляет всех священников, служивших в Умысе - 1) Отец Спиридон (конец XVIII в. - 1842 г.); 2) Отец Алексий Троянский (1844 г.); 3) Отец Ефрем Иоаннов; 4) Отец Егор Виноградов (1853 г.); 5) Отец Иоанн Островидов (до 1868 г.); 6) Отец Иоанн Богородицкий (до 1875 г.); 7) Отцы Крылов и Девиченский (до 1886 г.), за болезненностью которых приходом заведовали соседские священники. С 1886 г. священствует Иоанн Ягодинский.
В книге "Церкви, причты и приходы Пензенской епархии" (А.Попов, 1896 г.) отмечено, что храм в память Покрова пресвятой Богородицы, деревянный, холодный, был построен в 1870 г. Причт состоял из священника и псаломщика. Приход состоял из самого Дворянского Умыса, а также туда входили две деревни - Малый Умыс и Татарский Умыс. Прихожане - 479 мужчин, 492 женщины.
В советское время здание бывшей Покровской церкви использовалось под хозяйственные нужды, а затем было уничтожено.
Поговорим немного о владельцах села, ведь среди них есть довольно известные люди, оставившие след в истории России.
Краевед И.И. Потапкин в своей книге "Очерки и рассказы по истории Кочкуровского района Республики Мордовия" отмечает, что согласно списку "Состав мужского населения Завального и Руднинского станов Саранского уезда на 1725 год" в селе Покровское, "Умыс тож" значатся помещики: Василий Петров, отставной драгун Давыд Лысков, Фёдор Патолов, Феоктист Селмикеев. В итоге, вместо прежних нескольких господских усадеб появилось большое селение.
В.В. Потапкин также приводит сведения из документа о составе мужского населения в Саранском уезде за 1725 год. Согласно документу в Дворянском Умысе насчитывались 13 однодворцев; а также 5 крестьян помещика Василия Петрова; 17 крестьян отставного драгуна Давыда Лыскова; 1 крестьянин недоросля Ивана Фёдорова - сына Полибина; 3 крестьянина Фёдора Патолова да Феклиста Селмикеева.
Согласно списку потомственных дворян, владевших в Пензенской губернии населенными имениями в 1785 году, у Дворянского Умыса было три владельца - граф Гавриил Иванович Головкин (сподвижник Петра Первого), Иван Шехмаметьев и Лев Ховрин.
И.И. Потапкин в своей книге "Очерки и рассказы по истории Кочкуровского района Республики Мордовия" также приводит документ под названием "Ведомость о состоящих Пензенского наместничества в Саранской округе винокурнях" конца XVIII в. В этом документе упоминается винокурня отставного секунд-майора Льва Никитина - сына Ховрин:
О Льве Ховрине, а также первых помещиках, сохранилось интересное описание в Пензенских епархиальных ведомостях за 1888 г.:
Ещё многие старожилы застали первых первых дворян - Ховрина и др., из которых одни получили земли Умыса в вотчинное владение, а другие скупили у первого графа Балашова. От первых владетелей Умыса - дворян, он и называется Дворянским.
В последних годах XVII ст. здесь поселились другие дворяне, получившие земли по наследству: Полибина, Назимов, Галахов, Миронов и др. Они переселяли сюда своих крестьян из других владений, так что собственно с этого времени началось постепенное образование прихода, и вместо прежних нескольких господских усадеб явились обширные поселения крестьян.
К селу Умысу принадлежит деревня Малый Умыс, или по имени прежде бывшего владельца - Бабарыкино. В 50 годах настоящего столетия бабарыкинские крестьяне в числе 20 дворов жили около Умыса с северо-западной стороны, но по недостатку там воды переселились на настоящее место. (...)
По церковным документам с конца XVIII ст. [священником] значится отец Спиридон, который священствовал до 1842 г. - около 50 лет. (...) В былое время, рассказывают старожилы, он был всегдашним защитником крестьян пред владельцами, на которых, не мудрствуя лукаво, умел, однако, действовать своим простым, но сильным словом. Бывшие крестьяне Ховрина в своих молитвах доселе не забывают своего пастыря, оказавшего им особенное благодеяние. Когда буйные приверженцы Пугача [Емельяна Пугачева] явились в вотчину Умыс, крестьяне, пользуясь отсутствием Ховрина, выдали злодеям его жену и дочь, которые и пали жертвою их злодейства.
Крестьяне могли ожидать страшной мести от своего барина, но о. Спиридон явился ходатаем за них: своими просьбами, исполненными духа любви и христианского смирения, а может быть и слезами он достиг того, что Ховрин, кроме полного помилования, подарил крестьянам свою землю, лишь бы они в своих молитвах поминали падших от разбойников.
Согласно Плану дач генерального и специального межевания (1746-1917 гг.) во второй половине XVIII в. одной из владелиц имения в Дворянском Умысе была статская советница Екатерина Ивановна Козицкая (1746-1833), одна из богатейших женщин России XVIII в.
Стоит отметить, что Екатерина Ивановна Козицкая была матерью Александры Григорьевны Лаваль. Её муж, граф Ивану Степановичу Лаваль, владел селом Соколовка, которое находится недалеко от Дворянского Умыса.
К середине XIX в. владельцы меняются. В «Сведениях о помещичьих имениях» (1860) владельцами села Дворянский Умыс были двое: Дмитрий Миронов (с деревней Кочуново ему принадлежало 30 дворов, 150 крепостных мужского пола (из них 4 дворовых, что говорит нам о нахождении в Умысе непосредственно самого имения, куда помещик приезжал или жил постоянно); князь Иван Сергеевич Трубецкой (2 двора, 13 крепостных мужского пола).
Иван Сергеевич Трубецкой тесно связан с вышеупомянутыми семьями Козицких и Лаваль. Иван Сергеевич родился в 1843 г. в с. Оёк Иркутской губернии и является сыном декабриста Сергея Петровича Трубецкого. А мать Ивана Сергеевича – Екатерина Ивановна Трубецкая, была урожденная Лаваль и следовательно дочерью Александры Григорьевны Лаваль и внучкой Екатерины Ивановны Козицкой. Упоминала об этом здесь.
После отмены крепостного права в Дворянском Умысе сохранилось несколько дворянских имений, что подтверждает Список дворян землевладельцев Пензенской губерни 1902 г. В данном списке упоминается Анна Алексеевна Герасимова и Павла Павловна Миронова.
Священник Дворянского Умыса Иоанн Ягодинский в своей статье, опубликованной в Пензенских епархиальных ведомостях за 1888 г. отмечает, что отмена крепостного права сыграла большую роль в улучшении благополучия крестьян:
"Бывало всегда работаешь на барина, даешь ему всякую всячину, а у себя ни кола, ни двора, и в кармане ни гроша".
Действительно, крепостная зависимость убивала в русском человеке всякую энергию к работе на себя; находясь под игом тяжелой господской работы, они видели в себе батрака, который до гробовой доски должен служить своему барину. При таком положении мог ли достаточно и безбедно жить барский подневольный люд? Среди умысских владельцев имена некоторых особенно памятны своей жестокостью и бесчеловечным отношением к людям.
Крестьяне этих господ, по сказанию очевидцев, едва ли чем отличались от рабов, так как обращение с ними было чисто рабское; жилищем им служили полуразвалившиеся хижины, и были они настолько бедны, что едва прикрывали свое тело.
Жалкое положение умысского крестьянина несколько облегчалось, благодаря только огромным лесам, доставлявшим источник обильной охоты на всякую птицу и зверей, шкуры которых ценились дорого.
Но с уничтожением крепостной зависимости состояние барских людей улучшилось, особенно когда некоторые владельцы Умыса отдали крестьянам свои земли даром.
Согласно книге "Волости и важнейшие селения Европейской России" (1880 г.) в селе было 78 дворов, 503 жителя, православная церковь с усыпальницей и богадельня.
Населенный пункт продолжал увеличиваться и согласно «Справочной книге по Пензенской губернии» (1894) в нём насчитывалось 97 дворов, а к 1913 г. - 120 дворов, что подтверждает сборник «Итоги оценочно-статистического исследования Пензенской губернии. Ч. 2. Саранский уезд» (1913). Также согласно данному сборнику в селе функционировала земская школа.
В советский период в селе работала школа, медпункт, клуб, почта, магазин. Однако во второй половине XX века село стало приходить в упадок.