Найти в Дзене
Познавая Планету

На байдарке по Белому морю: архипелаг Кузова

Оглавление

Архипелаг Кузова расположен в юго-западной части Белого моря, между Кемью и Соловками. Острова привлекательны не только природными красотами, но и объектами культурного наследия: здесь сохранились многочисленные сейды и другие мегалитические постройки. Ниже — рассказ о байдарочном фотопутешествии к этому удивительному архипелагу.

Нитка маршрута: Рабочеостровск — Якостров — Ончеостров — о. Северный Кельяк — о. Кашин — о-ва Дарьины — о. Немецкий Кузов — о. Русский Кузов — о. Попадьина — о. Ягель — о. Лигова — о. Як — Рабочеостровск

Мы пошли вдвоем, одной байдаркой. Стартовать решили из Рабочеостровска. Первоначальную идею выйти сразу от станции к реке Кемь и спуститься по ней до моря отбросили, посмотрев спутниковые снимки и наслушавшись рассказов бывалых водников о том, что бывает (с точки зрения находящегося в байдарке), когда течение реки сталкивается с приливной волной.

Никакой спортивной цели мы не преследовали: главное — половить свет и поснимать что хочется и когда хочется, а не на бегу. Поэтому маршрут на десять дней заложили совсем небольшой, порядка пятидесяти километров. Были предусмотрены «бонусные» крюки до соседних островов, если где-то пройдем быстрее, резервные дни на случай непогоды и альтернативные варианты выброски, если что-то пойдет не так.

Ниже — краткая хроника нашего путешествия по дням. Для желающих повторить маршрут или сделать что-то подобное, в конце статьи приводятся практические советы.

Наша маленькая команда. Байдарка — Ангара 3 Travel
Наша маленькая команда. Байдарка — Ангара 3 Travel

День первый, 8 сентября. Кемь — о. Северный Кельяк

Поезд, приходящий в Кемь ровно в середине ночи — не слишком удобно. Особенно если приезд совпадает с пиком отлива. В два ночи заняться в Кеми решительно нечем, да и торчать у вокзала не хочется: через дорогу, рядом с единственным круглосуточным ларьком, какая-то отвязная компания шумно выясняет отношения. Выписанные накануне телефоны такси почему-то оказываются нерабочими. Пробуем позвонить по телефону с рекламного щита у того самого ларька — отвечают, что машину пришлют, но минут через сорок. Что ж, придется подождать...

Перезваниваю через обещанные сорок минут — нет, машину еще не нашли... И когда найдут — не знают. К счастью, у нашего попутчика из поезда был телефон местного таксиста, не связанного с такси «Пуля» и прочими службами, которые в Кеми работают вот так...

Сразу становится понятно, что втроем с вещами и байдаркой не влезем, поэтому договариваемся на вторую ходку и ждем еще полчаса. По пути заезжаем к колонке, набрать пресной воды. Ее нам потребуется много: до самого Немецкого Кузова источники воды если и имеются, то сезонные, небольшие и ни на каких картах не обозначенные. Вода в колонке — с легким привкусом йода и ржавчины. Но пить можно. Впрочем, нас уверяют, что в остальных колонках Кеми она еще хуже.

И вот мы у причала. Небо начинает едва-едва светлеть на востоке, а под ногами — темнота, водоросли и скользкие камни: прилив только-только начинается. К счастью, море спокойное: хотя бы в первый день можно освоиться с байдаркой без лишнего экстрима.

Наконец, вещи упакованы в гермомешки, мы — в гидрокостюмы, а волна прилива начинает слегка лизать нос байдарки. Еще темно, но пора выходить: не оттаскивать же вещи обратно от моря из-за прибывающей воды!

Включив фонарики на случай опасного сближения в темноте с каким-нибудь катером, делаем первые взмахи веслами и начинаем огибать справа остров Як — самый большой и ближайший к Рабочеостровску.

В ожидании прилива
В ожидании прилива

Мели начались практически сразу. К слову, для нашей Плиомеры пятнадцать сантиметров — совсем не мель. Вот десять и меньше — уже, пожалуй, мелковато... Вскоре мы оказываемся рядом с байдаркой, по щиколотку в воде. Впереди, насколько хватает глаз (рассвело уже достаточно) — не море, а литораль. С торчащими из воды камушками и характерными норками червей-пескожилов. Пытаемся протащить лодку вручную, но вскоре садимся окончательно. Рановато вышли, рановато... Но и сдавать назад, чтобы обойти Якостров с другой стороны, где глубоко и ходят катера — вроде смысла нет. Остается ждать, пока прилив до нас доберется. Еще минут сорок — и под килем снова никаких камней и пескожилов, только водная гладь. А рассвет удается встретить уже на ближайшем островке.

Рассвет за Якостровом
Рассвет за Якостровом

Лагерь разбили на острове Северный Кельяк. Одна из герм (как назло, со спальниками) по дороге малость протекла. Остров интересный, да и гребли последний раз года три назад на Ладоге, вымотались с непривычки — почему бы не устроить завтра дневку?

Северный Кельяк. Краски осени
Северный Кельяк. Краски осени

На небольших островах за Яком сразу бросается в глаза, насколько ближе к нам стала осень. Если на материковой части и лесистом Яке деревья еще почти сплошь зеленые, то здесь, на продуваемых ветрами скалах, все пожелтело и покраснело. Даже ягель не покрывает камень сплошным ковром, а растет отдельными пушистыми кустиками.

Кустики ягеля
Кустики ягеля

На высоких обзорных точках, хорошо видимых с воды, возвышаются кресты. Установленные, очевидно, не только с культовыми целями, но и в качестве ориентиров. Как выяснилось позже, это — особенность многих беломорских островов.

Крест на вершине
Крест на вершине

День второй, 9 сентября. Северный Кельяк, дневка

Следующий день посвятили купанию, просушке вещей и прогулкам по острову. Штормов в последние дни не было, поэтому вода в Белом море — сравнительно теплая. Ну, градусов двенадцать... Во всяком случае, после захода в воду не возникает желания выпрыгнуть из нее в ту же секунду.

Купание в Белом море
Купание в Белом море

Рассвет встретили на самой высокой точке острова, под пронизывающим ветром. Море пока спокойное, но небо намекает, что следующий день во время перехода по открытому морю может преподнести сюрпризы.

Северный Кельяк. Рассвет
Северный Кельяк. Рассвет

На ужин — импровизированный салат из собранных во время отлива мидий, риса и брусники.

Закат на о. Северный Кельяк
Закат на о. Северный Кельяк

День третий, 10 сентября. На Кузова!

График байдарочного похода по Белому морю целиком подчинен приливам и отливам. В идеале выходить нужно за пару часов до пика прилива, а причаливать — через пару часов после пика. Конечно, можно попытаться выйти и в отлив, протащив байдарку и гермомешки по литорали пару сотен метров, и причаливать в отлив, проделывая те же процедуры после выгрузки, но удовольствия в этом немного. А если участники похода — еще и фотографы, то график не в меньшей степени будет завязан на свет, положение и высоту солнца над горизонтом. Поскольку приливы «живут» по лунному, а не по солнечному календарю, совпадают эти два критерия редко. И вопрос, как их сочетать, решается каждый раз по-разному.

До Кузовов путь неблизкий, но проделать его лучше за один переход: пригодных для стоянки островов по пути нет. Чтобы успеть причалить до отлива, вставать и начинать сборы приходится в темноте до рассвета. Едва каменную гряду чуть-чуть прикрывает вода, выходим.

Перед переходом на Кузова. Прилив начал прикрывать каменную гряду
Перед переходом на Кузова. Прилив начал прикрывать каменную гряду

До острова Кашин — последнего более-менее крупного клочка суши перед Кузовами — дошли быстро и без приключений. Но долго рассиживаться на нем нельзя: ветер становится сильнее, а волны выше...

Между Кашиным и Немецким Кузовом из моря выглядывают всего две одинокие скалы — острова Дарьины. На них можно переждать непогоду, но не поставить лагерь: ни кустика, ни ровных площадок под палатку, один трещиноватый камень.

На Дарьиных выяснилось, что упало давление в баллонах. Пробую подкачать — без толку. Похоже, где-то продрались... Под свист ветра пытаюсь обнаружить место утечки — вроде все чисто, нигде не травит. Значит, упало из-за понижения температуры. Ничего, подкачаем. Качаю — давление не повышается. Значит, все же продрались, надо снова искать... К счастью, вовремя обнаруживаю, что травит не лодка, а насос: протерся и потерял герметичность. Достаю запаску — через пару минут все в порядке. Ура, можно выдвигаться! Вот только волны уже какие-то совсем большие. Торчать на одинокой скале дальше не хочется совсем, попробуем проскочить...

Плиомеру ощутимо сносит ветром, а к особо высоким волнам иногда приходится вставать носом... Но пути назад уже нет. То есть, он есть, но ничуть не лучше пути вперед. Мощный силуэт Русского Кузова приближается невыносимо медленно, а волны становятся все выше и злее... Наконец, начинаем огибать остров, чтобы войти в пролив между Русским и Немецким Кузовами.

Мимо проходит катер. Глядя на нас, кувыркающихся в волнах, люди спрашивают, не нужна ли помощь. Будь волна еще чуть повыше — наверное, не отказались бы. Но пока вроде терпимо: благодарим за предложение и направляемся в пролив. И тут, как по волшебству, шторм стихает! На самом деле, конечно, шторм тут ни при чем: просто в закрытом от ветра узком проливе между островами его и не было. И вот он, Немецкий Кузов!

Направляемся к обозначенному на картах месту, разрешенному для стоянки. К слову, на островах, ближайших к Кеми, стоянки не запрещены нигде, а на Кузовах и прилегающих, относящихся к заказнику — запрещены везде, где не разрешены.

На стоянке оказывается неожиданно многолюдно. Имеется даже некоторое количество стационарных построек и несколько портативных бань. Пытаемся выяснить, кому и сколько оплатить за стоянку (была информация, что все стоянки на Кузовах платные). Вразумительного ответа так и не получаем, но позже выясняется, что все, что нужно — это оплата посещения нацпарка (она у нас была).

Вечерний свет с плато Немецкого Кузова
Вечерний свет с плато Немецкого Кузова

С трудом найдя сравнительно укромный уголок под палатку, поднимаемся на плато — уже ближе к закату... Делаем несколько (ну, несколько десятков) кадров и идем спать.

Каменистая тундра Немецкого Кузова
Каменистая тундра Немецкого Кузова

День четвертый, 11 сентября. Немецкий Кузов

В ближайших окрестностях стоянки есть три видовые точки. Первая — невысокое плато, на которое мы поднимались днем раньше. Вторая — так называемая «Гора случайных связей». Название говорит само за себя: если на плато со связью все хорошо, то здесь — удастся ли ее поймать, и если да, то какую именно сеть, неизвестно. И, наконец, есть высочайшая точка острова, выглядящая с плато неприступной стеной. Туда мы и направились в обход, по более пологому склону.

Немецкий Кузов. Виды с плато
Немецкий Кузов. Виды с плато

На вершине отмечено множество сейдов — мегалитических сооружений, созданных то ли саамами или досаамскими племенами, то ли ледником, то ли современными туристами.

Сейд или не сейд? Одинокий камень вполне мог прикатить ледник
Сейд или не сейд? Одинокий камень вполне мог прикатить ледник

Осмотр позволил предположить, что их происхождение может быть совершенно различным, а то и комбинированным. К примеру, ледник притащил на склон горы здоровенный валун, далее саамы поставили его на «ножки», а кто-то из туристов предположил, что каменному «снеговику» не хватает головы и водрузил еще пару камней сверху.

Один из сейдов. Скорее всего, старый, но «доработанный» туристами
Один из сейдов. Скорее всего, старый, но «доработанный» туристами

В отличие от явно новодельных пирамидок, в изобилии покрывающих плато, возраст таких сооружений определить очень непросто. Впрочем, есть один способ: посмотреть, как растут на соединенных друг с другом камнях лишайники. Если один из камней сплошь покрыт лишайниками, а на подпирающем его втором камне лишайников почти нет — значит, росли они в разных условиях и были приставлены друг к другу максимум несколько лет назад. Если же в области стыка лишайники плавно переходят с одного камня на другой — это уже признак древности конструкции. Правда, природная она или рукотворная, определить все равно довольно сложно.

Два валуна были соединены еще в древности — человеком или ледником (видно по росту лишайников). Куча камней вокруг — явный новодел
Два валуна были соединены еще в древности — человеком или ледником (видно по росту лишайников). Куча камней вокруг — явный новодел

Гарантированное сочетание древности и рукотворности обнаружили, пожалуй, только на одном сейде: огромный камень был выкопан и поставлен вертикально на «ножки», а под ним осталась глубокая яма, успевшая зарасти не меньше окружающего пейзажа.

В новодельных пирамидках и кружочках из камней красоты не больше, чем в оставленном на склоне горы мусоре или надписях типа «здесь был Вася». И все же среди современных «творений» иногда попадаются примечательные.

Этот «менгир» стоит не на плато, а практически на побережье: для сейдов не очень характерно. Да и форма сооружения — явно не для этих мест. Но стоит посмотреть на рост лишайников, как все становится ясно: одна сторона плиты покрыта ими сплошь, другая — лысая. Значит, камень этот лежал на земле еще несколько лет назад и был поднят и поставлен уже в наше время.

«Псевдоменгир» на побережье
«Псевдоменгир» на побережье

День пятый, 12 сентября. Русский Кузов

С каждым днем прилив сдвигается все позже: подниматься чуть свет уже нет необходимости. Спокойно собираемся и выходим в середине дня, благо переход сегодня совсем короткий. Предварительно запасаемся свежей водой на роднике — единственном постоянном источнике воды на всем архипелаге. Вода в нем куда вкуснее, чем из кемской колонки.

Море неспокойное, но и от берега далеко отходить нет необходимости: всего-то обогнуть остров, войти в узкий пролив и перебраться на Русский Кузов.

На стоянке — не так многолюдно, как на Немецком, но народ есть. В том числе — люди из администрации ООПТ. Проинструктировали нас по поводу костров, мусора и туалета. Если с первыми двумя пунктами и так все очевидно, то туалет на Русском Кузове — это отдельная песня. Прямо на берегу пролива, на хорошей видовой точке, выкопана яма, на которую водрузили сиденье от биотуалета. Обзор во все стороны и шикарный вид. Впрочем, на самого «созерцателя» — тоже...

На Русском Кузове осенние краски еще ярче, чем на Немецком: карликовые березки здесь почему-то окрашиваются не в желтый, а в ярко-оранжевый цвет.

Карликовая березка
Карликовая березка

Бросается в глаза обилие мертвых, перекрученных ветрами деревьев. Причем живых с подобной формой ветвей — ни одного. Видимо, несколько десятилетий назад погодные условия были немного другими, и деревья росли так. Потом что-то поменялось, молодые деревца стали стройнее, а старые погибли и так и остались стоять закрученными памятниками самим себе...

Причудливо перекрученная сухая сосна
Причудливо перекрученная сухая сосна

На Русском Кузове тоже имеется плато с сейдами, среди которых встречаются весьма древние и странные. Как, например, эта конструкция.

Сейд на Русском Кузове, похожий на... В общем, сами решайте, на что он похож
Сейд на Русском Кузове, похожий на... В общем, сами решайте, на что он похож

Встречаются любопытные сооружения и среди «новодела». К примеру, эта пирамидка демонстрирует чудеса баланса: кажется, что камни удержаться в таком положении не могут, особенно на сильнейшем ветру — но она не падает...

Чудеса баланса
Чудеса баланса

«Официальных» источников воды на Русском кузове нет, но на плато мы встретили озеро в каменной «чаше», наполняемое дождевой водой. Вода пресная и по ощущениям довольно свежая. Есть, правда, вероятность, что этот источник сезонный, а в засуху вода в нем убывает и портится.

Озеро в скале. Остров Русский Кузов
Озеро в скале. Остров Русский Кузов

Ночь с 12 на 13 сентября. Первое сияние, Русский Кузов

Ночь выдалась холодной. Долго не мог заснуть, практически стуча зубами в спальнике. В конце концов, решил немного прогуляться — и увидел странные «облака», какие-то светлые и расходящиеся радиально примерно из центра неба.

Полярное сияние 12-13 сентября 2024 г. Белое море, остров Русский Кузов
Полярное сияние 12-13 сентября 2024 г. Белое море, остров Русский Кузов

Нормального полярного сияния я до этого не видел, только слабые сполохи однажды на юге Карелии, поэтому сразу не опознал. Мне казалось, что все интересное должно происходить у северного горизонта, но никак не в зените. А тут — такая картинка. Не всегда хорошо различимая глазом, но прекрасно фиксируемая камерой.

«Фигуры» в верхней части неба
«Фигуры» в верхней части неба

По-прежнему стуча зубами, начал возиться с камерой и штативом, подбирая настройки. Первые несколько кадров оказались совершенно черными. Но вот, наконец, все параметры выставлены как надо, и следующий кадр не оставил никаких сомнений: да, это оно. Еще и цветное — пурпурное над головой, у Полярной звезды, и зеленое у горизонта. У Полярной звезды вспыхивали, непрерывно меняясь, причудливые фигуры, а иногда свет струился этакими «водопадами».

«Водопад» света
«Водопад» света

День шестой, 13 сентября. Острова Ягель и Попадьина

После ночной феерии проснулись, разумеется, разбитые. Выходить пришлось поздно, практически на пике прилива. Но надо двигаться дальше, время уже поджимает, а что дальше с погодой — неясно. Сейчас же — море спокойное, как зеркало.

Посмотрев на эту тишину и благодать, решили возвращаться не через Дарьины острова (они — что-то вроде страховки посреди большой воды на случай внештатной ситуации), а напрямую, через остров Попадьина. В итоге не прогадали: десятикилометровый переход без остановок по спокойной воде прошел совсем легко. В хорошую волну, да еще и с боковым ветром, даже два-три километра выматывают куда сильнее. Отсюда, кстати, вывод: байдарочные переходы в шторм по Белому морю вообще лишены смысла (ну, если только не случилось что-то чрезвычайное). Лучше погулять по острову, отдохнуть, а километраж, если он так уж необходим, наверстать в более спокойную погоду. Пройдете больше и устанете меньше.

Причаливать пришлось чуть ли не на пике отлива. Кое-как удалось найти участок оголенного берега, лишенный многочисленных камней и вытащить туда Плиомеру. Вот только палатку ставить негде: ни единой ровной площадки. Подходящее место нашли метров через двести, стали перетаскивать туда вещи... А в конце обнаружили замечательную маленькую бухточку практически у нас под носом, куда, оказывается, можно было спокойно зайти. Ну да ничего, зато когда пойдем дальше — вещи уже не таскать.

Перешеек между островами Попадьина и Ягель
Перешеек между островами Попадьина и Ягель

Острова Попадьина и Ягель соединяются узким перешейком. В прилив он заливается морем, а в отлив представляет собой легко проходимое болотце: два острова соединяются в один.

Валуны
Валуны

На перешейке привлекают внимание многочисленные валуны, разбросанные отдельными группами. Природное или рукотворное их происхождение — сложно сказать, но слишком уж упорядоченно...

Остатки кораблекрушения?
Остатки кораблекрушения?

Еще одна примечательная особенность острова — огромное количество старого, выбеленного морем дерева, разбросанного чуть ли не по всей береговой линии. Причем большинство бревен ровно отпилены, а в некоторых можно заметить аккуратно выбранные пазы и ржавые кованые гвозди. То ли это остатки кораблекрушения (но тогда корабль должен был быть совсем гигантским, да и ничего явно корабельного замечено не было), то ли уничтоженные штормом постройки. Первая мысль — о каких-нибудь бараках времен СЛОНа, но дерево на вид сильно старше: внутренние части огромных стволов почти сплошь превратились в труху.

День седьмой, 14 сентября. Рабочеостровск — Якостров

Финал похода уже близок, резервные дни не использованы... И мы, как люди, измученные сублиматами, решили сделать небольшой крюк до Рабочеостровска — пополнить запасы провианта и рома (которые, к слову, окончательно выдохся день на третий). Тем более, что один из вариантов сублимированного плова оказался совершенно несъедобным, а значит — еды у нас в обрез. Ну и пресной воды хорошо бы поднабрать.

К счастью, магазин Поморочка — всего в 200 метрах от причала. Захожу, закупаюсь... Попутно интересуюсь качеством воды из колонки рядом. «Ну, мы пьем...» — слышу обтекаемый ответ. К слову, вода оказывается чуть хуже, чем в роднике на Немецком кузове, но гораздо лучше кемской.

После закупок идем на Як. На этот раз обходим остров с севера, по фарватеру. Продолжаем его огибать, пока Рабочеостровск не скрывается из виду. Все же по воде — менее полукилометра до города, а светить лагерь желания нет. Вообще народ тут спокойный, но мало ли... Да и от шума проходящих мимо катеров хочется спрятаться куда-нибудь поглубже.

Остров Як. Фарватер
Остров Як. Фарватер

В конце концов, находим тихую заводь, проходимую только в прилив и только на нашей пузотерке: ни катер, ни моторная лодка сюда не сунутся. Выбор оказался верным: за три дня, проведенных на острове, мы так и не встретили ни единого человека и ни одного проходящего рядом плавсредства, несмотря на близость к цивилизации.

Наша заводь. Остров Як
Наша заводь. Остров Як

Остаток дня провели за прослушиванием пиратских песен под пиво и нормальную, не сублимированную еду, по которой мы уже истосковались.

День восьмой, 15 сентября. Якостров

Эту главу можно было бы оформить в стиле дзен, просто оставив пустую страницу. Поскольку это единственный день за весь поход, когда не происходило решительно ничего. Разве что клюкву нашли. Причем в неожиданном месте — не на верховом болоте, а прямо на скале, покрытой крошечном островком сфагнума.

Якостров. Вид на Рабочеостровск и деревянную церковь
Якостров. Вид на Рабочеостровск и деревянную церковь

День девятый, 16 сентября. Якостров

Погода выдалась пасмурная. Интересного света не ожидалось весь день, поэтому просто пошли гулять по лесу: он здесь все равно дремучий и темный в любую погоду. И не прогадали: когда еще выдастся возможность спокойно и вдумчиво поснимать лесные пейзажи?

Лесные «чудовища». Якостров
Лесные «чудовища». Якостров

Обилие причудливых коряг и замшелых камней придает беломорскому лесу какой-то колдовской вид: кажется, что вот-вот встретишь то ли Лешего, то ли Бабу Ягу.

Беломорский лес
Беломорский лес

Поймали сводку погоды: ничего хорошего, в ближайшие дни обещают усиление ветра до почти экстремальных значений. Значит, неплохо бы закончить маршрут уже завтра. Созвонились с гостиницей в Кеми, получили подтверждение, что нас готовы принять на день раньше, взглянули на KP-индекс... И вместо того, чтобы идти высыпаться, остались караулить полярное сияние.

Ночь с 16 на 17 сентября. Второе сияние, остров Як

Да, к вечеру KP-индекс зашкаливал за 7. Для этих широт — сияние практически с гарантией. Вооружившись техникой и штативом, остались ждать, когда, наконец, достаточно стемнеет, чтобы его стало видно.

Но солнце давно скрылось за горизонтом, сумерки становились все гуще, а сияния все не было. Иногда возникало едва заметное, на грани видимости, зеленоватое свечение у горизонта — и все. Вдобавок, вскоре поднялась луна — огромная и яркая, а KP-индекс стал неотвратимо падать. Решив, что ловить больше нечего, мы отправились спать.

Как оказалось, ненадолго. При первой же попытке проснуться и высунуться на всякий случай из палатки, я увидел, что небо-то уже поинтереснее. С прошлой феерией не сопоставимо, но поснимать-половить вполне можно. К слову, KP к этому времени уже опустился до 3-х. То есть, ничего особо яркого наблюдаться как бы и не должно...

Полярное сияние, начало
Полярное сияние, начало

Вторая попытка проснуться была уже незадолго до рассвета. И тут — началось!

Сияние снова стало цветным, во все небо, а каждый кадр приносил новые «сюрпризы» в виде различных фигур.

Полярное сияние. Белое море, о. Як, 16-17 сентября 2024 г.
Полярное сияние. Белое море, о. Як, 16-17 сентября 2024 г.

Оно было, во всяком случае, не хуже первого — но совсем другим. На этот раз преобладала сине—зеленая цветовая гамма, а пурпура было значительно меньше.

Полярное сияние. Белое море, о. Як, 16-17 сентября 2024 г.
Полярное сияние. Белое море, о. Як, 16-17 сентября 2024 г.

Даже перед самым рассветом, когда стало почти светло, небо продолжало полыхать — да так ярко, что сложно представить, как это зрелище выглядело бы в темную безлунную ночь.

Полярное сияние. Белое море, о. Як, 16-17 сентября 2024 г.
Полярное сияние. Белое море, о. Як, 16-17 сентября 2024 г.

Спать пошли только когда лучи восходящего Солнца окончательно заглушили картинку на небе — но даже в это время оно продолжало слабо мерцать.

День десятый, 17 сентября. Рабочеостровск, выброска

Рабочеостровск. Завершение похода
Рабочеостровск. Завершение похода

Последний переход до Рабочеостровска — менее полукилометра. Ориентироваться — проще некуда: деревянная церковь у причала хорошо видна с Яка. Выброска, сборы вещей под мелким моросящим дождиком (так нас провожало Белое море), ресторан «Кемска Волость» в ожидании транспорта — и мы в Кеми.

Оставшиеся два резервных дня решили применить с пользой: в первый — прогуляться по Кеми (там вполне есть, что посмотреть), а во второй — сходить в небольшую 15-километровую радиалку. Конечно, уже без байдарки, пешком... Но об этом — в следующих материалах.

Практические советы

Наш маршрут
Наш маршрут

Для желающих повторить наше путешествие или сделать что-то подобное — несколько практических советов.

  • Заранее распечатайте и заламинируйте график приливов. На его основе легко построить ходовой график. Для этого на каждый день от пика прилива можно отнять часа полтора-два (это будет время выхода) и прибавить столько же (получится время, до которого хорошо бы причалить).
  • Обязательно закладывайте резервные дни на случай непогоды или происшествий с плавсредством или участниками. Не понадобятся — тоже хорошо: их можно употребить на пешие прогулки по островам или по материковой части побережья, которое тоже красиво.
  • Идти в шторм не только опасно, но и малоосмысленно: пройдете четыре километра, а вымотаетесь так, как будто прошли все двадцать. «Потерянное» время проще наверстать в более спокойную погоду.
  • Запасайтесь водой заранее. Между побережьем и родником на Немецком Кузове источники пресной воды могут встречаться, но носят эпизодический характер.
  • Русский и Немецкий Кузова вместе с прилегающими островами являются особо охраняемой природной территорией. Здесь можно пользоваться для стоянок только специально отведенными местами (подробная схема скачивается с сайта ООПТ). Никаких неудобств это не доставляет: разрешенные для установки палаток места есть практически на каждом острове, где существует хоть какая-то возможность поставить лагерь. Острова, лишенные таких участков, чаще всего представляют собой просто торчащие из воды голые скалы. Это правило касается только непосредственно Кузовов: на ближайших к Кеми островах ставиться можно везде, где сочтете нужным.
  • Перед путешествием полезно посмотреть и загрузить (или распечатать и заламинировать) потенциально проблемные участки, снятые с разных спутников в разное время — в прилив и отлив. Это позволит избежать множества неприятных сюрпризов. Конфигурация моря и суши в отдельных местах может меняться очень сильно.
  • Для радиалок возьмите небольшой, но удобный рюкзак. Гулять по некоторым островам можно целый день, а с большим рюкзаком (или, тем более, гермомешком) это не слишком удобно.
  • Подножный корм на Белом море имеется, но сильно рассчитывать на него не стоит. По сравнению с более северными частями (Пояконда, Кандалакша), море здесь на удивление бедно всевозможной живностью. Даже мидий удавалось пособирать только в паре мест. Скорее всего, это связано с сильным опреснением воды из-за впадения полноводной реки рядом.
  • Разумеется, телефоны и навигаторы должны быть водонепроницаемыми (или убранными во влагозащитные чехлы) и пристрахованы к поясу или спасжилету. Для фототехники лучше выделить отдельный гермомешок, который всегда на виду. Тогда ее легко можно будет вытащить на любой короткой остановке. А вот интересных кадров, снятых с воды, я не припомню ни у кого. Поэтому камеру на ходу и не достаю: мне кажется, не стоит рисковать техникой ради снимков в стиле «половина меня, море и кусок весла».

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

Возник вопрос по статье? Не стесняйтесь задать его в комментарии.