Здравствуйте! Представьте типичный сценарий: вы проезжаете пешеходный переход, а через несколько десятков или сотню метров вас останавливает инспектор ДПС и заявляет, что вы якобы не пропустили пешехода.
Или на экзамене в ГИБДД курсант ошибочно полагает, будто он пропускает пешехода, хотя на самом деле нарушает правила.
Ещё хуже, когда новичок необоснованно экстренно тормозит перед переходом, полагая, что надо пропустить пешехода, хотя в данной ситуации этого делать как раз не следовало.
Итак, давайте обратимся к букве закона. ПДД рассматривают пешехода как полноправного участника дорожного движения, которому водитель обязан уступить дорогу в определённых ситуациях.
Пункт 14.1 чётко гласит:
Помимо этого, пункт 8.3 требует:
Но что конкретно подразумевает понятие «уступить дорогу» в контексте ПДД? Оказывается, и этот термин чётко определён в правилах.
Представьте, что вы остановились на пешеходном переходе, вынуждая человека обходить ваш автомобиль. В этом случае очевидно, что вы создали пешеходу помеху, не уступив дорогу.
Даже если пешеход просто остановился, не решаясь переходить из-за вашего автомобиля, - это тоже считается непредоставлением преимущества, так как вы заставили его изменить скорость движения.
Однако бывают случаи, когда инспекторы трактуют ситуацию неверно.
Например, пытаются вменить водителю нарушение, когда пешеход ещё даже не дошёл до «зебры».
Помните: обязанность уступать возникает лишь тогда, когда пешеход уже переходит дорогу или хотя бы ступил на проезжую часть.
Получается, если человек движется в сторону перехода, но ещё не наступил на проезжую часть, у водителя формально нет обязанности его пропускать. Верно? Не совсем.
Давайте снова вспомним формулировку понятия «уступить дорогу». Пешеход имеет преимущество, то есть не должен быть вынужден менять скорость движения из-за действий водителя.
Предположим, человек быстрым шагом приближается к переходу, смотрит по сторонам, но видит, что автомобиль не тормозит, хотя должен был его пропустить.
Пешеход останавливается, не дойдя до «зебры», поскольку боится выходить перед несущейся машиной. Это тоже будет нарушением со стороны водителя.
Да, формально пешеход ещё не ступил на проезжую часть, но его преимущество всё равно нарушено, ведь он вынужденно изменил свою скорость из-за невнимательности водителя.
С другой стороны, картина может быть противоположной. Вот стоит человек возле перехода, отвернувшись от дороги и разговаривая по телефону. Он явно не собирается переходить прямо сейчас.
Если в такой ситуации водитель притормозит, пропуская «потенциального» пешехода, это будет уже его ошибкой. Ведь стоящий на месте человек не может изменить свою скорость, значит, преимущества тут нет и уступать дорогу не требуется.
Самое главное для водителя - внимательно оценивать ситуацию на переходе заранее, ещё на подъезде к нему. Мало того, что надо смотреть, свободен ли переход прямо сейчас.
Важно следить за обочинами и тротуарами, анализировать, приближаются ли пешеходы к «зебре», и если да, то с какой скоростью они идут и успеют ли дойти до проезжей части к моменту проезда вашего автомобиля.
Скажем, до перехода вам ещё метров 40, а в пяти метрах от «зебры» вы замечаете быстро идущего или даже бегущего в её сторону человека. И хоть вы едете 60 км/ч, нужно понимать: спустя пару секунд он гарантированно окажется на переходе.
И даже если пешеход в итоге не дойдёт до проезжей части, он почти наверняка вынужденно затормозит, увидев, что вы не снижаете скорость. А значит, формально вы создадите ему помеху, нарушив ПДД.
Инспектор ГИБДД будет вправе оштрафовать вас за это, а экзаменатор - не засчитать задание.
Конечно, в ситуации когда пешеход уже ступил на проезжую часть и продолжает по ней идти, у водителя нет никаких сомнений - надо уступить дорогу, притормозив или остановившись.
Но когда человек ещё только приближается к «зебре», следует быстро просчитать, успеете ли вы проехать так, чтобы он не был вынужден притормаживать или менять траекторию из-за вашего манёвра.
Однако всё вышесказанное не отменяет правила «безопасность превыше всего», что особенно актуально для начинающих водителей.
Да, бывает, что вы банально проспали переход и заметили пешехода, когда он уже ступил на «зебру». Первое побуждение - резко нажать на тормоз. Но это может быть чревато аварией, причём с серьёзными последствиями!
Бывает, начинающий водитель увидел, что пешеход уже идёт по переходу через широкую 6-8 полосную дорогу. До линии движения автомобиля ему ещё достаточно далеко. Но новичок, позабыв про едущие сзади машины, бьёт по тормозам. Итог, как вы понимаете может быть весьма неприятным.
Поэтому применять экстренное торможение стоит лишь тогда, когда этого однозначно требует дорожная ситуация.
В случае, если вы поздно заметили пешехода на «зебре», но видите, что успеете проехать переход задолго до того, как он окажется на вашей траектории, - не стоит резко тормозить.
Потому как ДТП с ударом сзади может оказаться куда серьёзнее, чем формальное непредоставление преимущества пешеходу.
Подводя итоги, призываю всех водителей быть максимально внимательными и осмотрительными при проезде пешеходных переходов. Удачи на дорогах и ни гвоздя, ни жезла!