Вождение на льду может создать множество проблем, но эти советы помогут вам избежать неприятностей
Сочетание низких температур и мокрых дорог может представлять смертельную, но почти незаметную угрозу. Когда образуется чёрный лёд, часто во время ночных похолоданий, это становится особенно серьёзной проблемой для водителей, выезжающих рано утром, и если грузовики с шипованной резиной тоже застают врасплох, дорожные условия на пути следования могут привести к катастрофе.
Конечно, «чёрный лёд» может образоваться в любое время, когда достаточно холодно, но то же самое можно сказать и о более заметных обледенелых поверхностях после снегопада или сильных морозов. Все они представляют опасность для водителей, которые не адаптируются к условиям, не осознают риски или не знают, как реагировать, если их автомобиль начинает опасно скользить.
Не садись за руль!
Первый вопрос, который нужно задать себе: действительно ли вам нужно выезжать на обледенелые дороги? Даже если вы подготовлены и опытны, не все остальные будут такими же, поэтому вероятность аварии значительно возрастает. Но если вы взвесили все «за» и «против» и решили сесть за руль, следующие советы помогут вам оставаться в безопасности.
Сбавь скорость
«Снизьте скорость» — это всё, что вам нужно, чтобы безопасно водить машину в гололёд. На льду сцепление с дорогой намного хуже: тормозной путь на мокрой дороге удваивается, а на льду может увеличиться в 10 раз, и вы можете вообще не успеть остановиться.
Риск заноса существует всегда, даже при движении со скоростью пешехода, особенно при торможении или резких поворотах руля, а также на подъёмах. Этот риск возрастает в геометрической прогрессии с увеличением скорости, как и опасность потери управления.
Ведите машину осторожно
Измените свой стиль вождения, чтобы нажимать на акселератор небольшими, плавными движениями и по возможности избегать торможения. Если вы управляете автомобилем с механической или полуавтоматической управлением, переключайтесь на вторую передачу, а не на первую, чтобы мощность двигателя не перегружала шины, а при чтении дороги перед собой вы можете рассчитывать на плавное торможение двигателем для снижения скорости.
Не паникуйте и не жмите на тормоза изо всех сил: новые автомобили оснащены антиблокировочной системой тормозов, но лёд может вывести её из строя, если все колёса заблокируются одновременно. Регулируйте давление в тормозной системе, чтобы колёса могли вращаться во время замедления автомобиля, сохраняя контроль над направлением движения. Спускаясь с холма, заранее снизьте скорость и используйте пониженные передачи, чтобы уменьшить необходимость в торможении.
Планирование и подготовка
Всегда планируйте свой маршрут перед поездкой. Лучше всего придерживаться основных дорог, которые с большей вероятностью будут обработаны. Также может быть полезно следовать по автобусным маршрутам, так как они с большей вероятностью тоже будут обработаны.
Помимо обычного скребка для льда, на случай чрезвычайной ситуации рекомендуется иметь при себе полностью заряженный мобильный телефон, аварийный треугольник, буксировочный трос, провода для прикуривания и тёплую одежду. Если вы едете по неочищенным дорогам или по сельской местности, вам следует взять с собой лопату для уборки снега и старый коврик или мешок, чтобы положить их под колёса, если вы застрянете.
Прежде чем сесть за руль, убедитесь, что ваш автомобиль готов к поездке. Заведите его и включите обогрев, чтобы очистить стёкла и зеркала перед поездкой. Используйте кондиционер, чтобы очистить салон, так как он более эффективен, чем просто обогрев.
Если у вас возникнут проблемы, позвоните своему аварийному комиссару или в службу экстренной помощи, если вы оказались в опасной ситуации или представляете угрозу для других водителей.
Когда дороги покрыты льдом, очень важно уметь справляться с заносом.
Что делать, если ваша машина плохо поворачивается
Недостаточная поворачиваемость возникает, когда передние колёса автомобиля проскальзывают на дорожном покрытии, в то время как задние колёса сохраняют сцепление с дорогой. Обычно это происходит, когда вы входите в поворот на слишком высокой скорости, поэтому, когда вы блокируете рулевое управление, автомобиль стремится двигаться прямо.
Дальнейшее вращение рулевого колеса не поможет, потому что передние шины потеряли сцепление с дорогой. Вместо этого вам нужно замедлиться и ослабить блокировку рулевого управления, чтобы шины снова начали цепляться за дорогу.
Однако, когда дорога покрыта льдом, единственным эффективным способом замедлиться может быть сброс газа, потому что резкое нажатие на тормоза может только усугубить ситуацию.
Когда вы достаточно замедлитесь, снова добавьте газ, чтобы повернуть за угол и вернуться на прежний курс.
Что делать, когда ваш автомобиль переворачивает руль
Когда вы поворачиваете на обледенелой дороге и задние шины теряют сцепление с дорогой, инерция может развернуть заднюю часть автомобиля, как маятник. В этом случае вам нужно направить автомобиль в занос, поэтому, если автомобиль отклоняется влево, вы поворачиваете влево, чтобы попытаться предотвратить занос.
При любой скорости нажатие на тормоза, скорее всего, усугубит занос. Вы также должны стараться не перерегулировать скольжение, слишком агрессивно управляя рулем, так как задняя часть может ‘вильнуть хвостом’ в противоположном направлении, что вынудит вас снова корректировать движение, поочередно въезжая в несколько скольжений.
Однако будьте готовы к тому, что вам придётся несколько раз быстро скорректировать направление движения, так как сложно определить, какое количество корректирующей блокировки руля нужно применить, если вы раньше не практиковались в искусстве борьбы с заносом. Возможно, в этот момент вы пожалеете, что не прошли курс обучения борьбе с заносом…
Каковы ваши главные советы по вождению в зимнее время? Напишите нам в комментариях ниже...