Найти в Дзене

Парадокс настоящего момента

Оглавление

Настоящий момент не существует так, как ты думаешь

Более десяти лет назад я выпал из времени на долю секунды.

Я был в поезде, смотрел в окно на быстро проносящийся мимо пейзаж. Помню, что солнечный свет казался мне очень ярким. Я провел выходные на духовном ретрите, наполненном медитацией, энергетическими практиками и дыхательными упражнениями.

Мое сердце было переполнено, и, возвращаясь домой в Донецк, я почти ни о чем не думал.

А потом я вообще перестал думать.

Я был этим пейзажем. Я был солнечным светом. Я не ощущал никакого разделения. Ни мыслей. Ни эмоций. Ни времени.

А затем все закончилось, когда мой разум ворвался с мыслью: "Это было удивительно!"

Я не мог точно сказать, сколько длилось это состояние — не больше секунды или двух — но мое возвращение во время совпало с возвращением мысли.

С этой мыслью я уже больше не был пейзажем или солнечным светом. Я вновь осознал происходящее, переживая это как воспоминание.

Но в этот момент я почувствовал, что я был действительно настоящим в таком виде, как никогда прежде. Я был не просто в настоящем моменте или наблюдал за его развитием.

Я был настоящим моментом. Я был "сейчас".

На долю секунды мое сознание стало неотделимо от ткани пространства-времени.

Это было состояние бескорыстия, которое описывают йоги и мистики. Блаженство без "Я".

Это был не первый мой мистический опыт со временем и, возможно, не последний.

Но этот опыт заставил меня задуматься: "Разве это не то, что имеется в виду в духовности и осознанности, когда говорят о пребывании в настоящем?"

Осознание времени

Многие учителя превозносят настоящий момент как портал к миру и трансцендентности. С таким восхвалением настоящего момента, можно подумать, что другие аспекты времени — это враг, которого нужно победить.

Тем не менее, мы неразрывно связаны со временем. Мы тратим свою жизнь на переговоры с песками часовых стекол и восходами и закатами солнца. Мы ведем борьбу с календарями и часами, пытаясь синхронизироваться друг с другом. Наши переговоры со временем, иронично, занимают большую часть нашего времени.

Не думать о планировании времени или графике кажется освобождающим. Но большинство из нас не может забыть о часах и отложить календарь. Даже те учителя, которые проповедуют жизнь в "сейчас", имеют расписания медитаций и планируют будущие семинары.

Нам необходимо управлять временем на часах, но мы также сталкиваемся с психологическим временем: как мы воспринимаем и ощущаем время в процессе его переживания.

Эмоции часто идут рука об руку со временем. Сожаление, гнев, горечь или даже ностальгия связаны с прошлым. Страх, безнадежность или скука, как незваные гости, появляются, когда мы размышляем о будущем.

Можно было бы заключить, что если вы избежите времени, то прекратите страдать.

Когда я выпал из времени, было лишь блаженство, никакого страдания. Но мой опыт, насколько он был мощным, освободил меня от времени лишь на мгновение.

Я не верю, как некоторые могут утверждать, что я должен стремиться достичь этого состояния и оставаться в нем. Мистический опыт — это не состояние, в которое нужно войти и не выходить. Вы касаетесь чего-то, и это изменяет основание реальности, когда вы к ней возвращаетесь.

Цель осознанности или духовности — не превзойти время, словно амнезия или неспособность планировать вперед — это высшая цель роста.

Скорее, путь к свободе заключается в изменении наших отношений с психологическим временем — чтобы наши чувства по отношению к прошлому или будущему не затмевали наше восприятие настоящего.

Для этого нужно по-другому понять, что такое время, и что мы имеем в виду под "настоящим".

Физика и наше восприятие времени

И вот загвоздка: согласно физике, настоящее не существует так, как мы его себе представляем.

Как объясняет физик Карло Ровелли в книге "Порядок времени", Альберт Эйнштейн доказал, что время — это не поле, независимое от нас. Нет единого универсального времени. Время одного человека меняется относительно времени другого человека.

Каждый из нас движется по своим часам. Эти часы определяются нашей скоростью (специальная теория относительности) и гравитацией (общая теория относительности). Человек, движущийся быстрее, будет переживать время медленнее по сравнению с другим человеком.

Точно так же человек на более высокой высоте (с меньшей гравитацией) переживает время медленнее, чем человек на низкой: "Время проходит быстрее в горах, чем на уровне моря" (стр. 9).

Даже то, что вы считаете настоящим моментом, не является таковым. Ровелли объясняет, что, когда вы видите, "свету нужно время, чтобы достичь вас, скажем, несколько наносекунд — крошечная доля секунды" (стр. 40). То, что вы видите, — это не то, что происходит сейчас, а то, что случилось долю секунды назад. Ваш "сейчас" и "сейчас" объекта немного отличаются.

Каждый из нас наблюдает вселенную с незначительной задержкой во времени.

Это создает парадокс того, что означает "быть здесь и сейчас".

Как я понимаю Ровелли, для каждого из нас настоящий момент — это единственное время, которое мы переживаем. Ваш настоящий момент — единственный момент, который существует для вас, и он отделен от моего настоящего момента.

Кроме того, наши "сейчас" на самом деле на долю секунды старше. То, что мы видим, уже не существует — это фрагмент "сейчас", который уже исчез к моменту, когда мы его обработали.

Мы видим мгновение из прошлого.

Отсюда я могу заключить, что призыв "быть здесь и сейчас" уже не значит то, что мы думаем. Мое "сейчас" и ваше "сейчас" не одинаковы. Вы и я находимся на своих временных линиях, не совсем касаясь реальности такой, как она есть, лишь настолько, насколько позволяют наши чувства.

Таким образом, мы всегда находимся в настоящем моменте — "сейчас" — это единственный момент, который мы можем пережить — и в то же время никогда по-настоящему не находимся в нем — потому что то, что мы видим, имеет задержку во времени и неполную информацию.

Вот он — парадокс настоящего момента.