Работы Евгения Доманова принесли ему множество международных наград. На фотоконкурсе International Photo Awards в 2023 году в Нью-Йорке, который является «Оскаром» в мире арт-фотографии, он завоевал первое место в категории «Архитектура». А вообще в копилке автора — более 100 престижных международных наград и премий в сфере искусства, завоеванных в Токио, Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Будапеште и Лос-Анджелесе. Работы Евгения представлены в самых престижных галереях мира и продаются ограниченным тиражом.
Прочла, что искусство фотографии вы стали постигать еще в школе…
В Советском Союзе почти в каждой семье был фотоаппарат, а также фотоувеличитель и бачок для проявки пленки. Я не был исключением. И у меня был фотоаппарат «Смена 8М», вскоре родители подарили мне фотоаппарат посерьезней — «Зенит». В наследство от учителя мне перешла и фотолаборатория, я стал заниматься коммерческими съемками. Меня приглашали на различные праздники, мероприятия, на дворе стояли лихие 1990-е, сложные, но интересные времена. Общий стаж фотографии у меня на сегодня уже более 30 лет.
В какой-то момент захотелось отойти от коммерческой фотографии и заняться творчеством, но за несколько лет съемок на благо хлеба насущного я настолько выгорел, что забросил фотокамеру в дальний угол и не брал ее 15 лет.
Кто был вашим главным учителем в фотографии?
Моего главного учителя зовут Владимир Фефилов, он обучал нас искусству фотографии, когда я учился в школе. Фотолаборатория перешла мне в наследство после того, как он уехал в деревню и ушел на пенсию. Этой весной я исправил ситуацию и съездил в Братск, к нему в деревню. Мы не виделись 30 лет — это была очень трогательная встреча. Все эти годы мой учитель интересовался моими успехами, выставками и достижениями. При переписке или в телефонном разговоре Владимир задавал один и тот же вопрос: «Фотографией занимаешься? Все в порядке?». Я отвечал: «Только ей и занимаюсь» (улыбается). Мы пересматривали его старые фотоальбомы, в которых было много уникальных работ в стиле пиктореализма. Он снимал на пленку, создавал такие шедевры, о которых сегодняшние фотографы даже не мечтают.
Что нужно сделать, чтобы работы были коммерчески успешными?
Нужно создавать искусство, которое было бы интересно людям. Сегодня фотошколы дают знания по композиции, свету, фототехнике, но нигде не преподают историю искусств. А ведь это основной, базовый предмет для фотографа! После обучения многие фотографы остаются «в общих рамках», не имеют «своего лица». Искусство же индивидуально, оно не «про красиво», а «про смыслы» и высказывание автора. Арт-фотографу важно выходить в большое плавание, становиться индивидуальностью. Здесь не у каждого хватит опыта, знаний, понимания и смелости. К сожалению, у нас в стране пока нет должного арт-рынка, все находится в зачатке. То, что у нас сегодня считается красивым, — это «трехплановые» пейзажи: закаты, рассветы, вода… Кто ярче закат снимет, тот и молодец. Но когда начинаешь разговаривать с коллегами на эту тему, выясняется: почему-то такие пейзажи никто не покупает, потому что это открытки. А в мире искусства слово «открытка» означает «безвкусица, дешевка». Такие фотографии не ценятся. Во время пандемии, когда все ушли на карантин, мне очень повезло, и я получил образование в сфере арт-фотографии у настоящих мастеров Европы и США. Именно тогда многие известные мировые фотографы перешли со своими обучающими программами в онлайн. Чтобы лучше понимать и чувствовать кадр, изучал архитектуру, дизайн, графику, живопись, музыку, историю искусств. Искусство — то, что осталось за кадром, но зритель смог это почувствовать. Я учусь создавать именно такие произведения.
Не страшно ли снимать хищников?
Я не боюсь (улыбается). Часто снимаю хищников через ограждения решетки. Бывали моменты, когда я успевал за секунду отскочить от тигра до его удара лапой. Тигры, пантеры и медведи, как правило, нападают только со спины. Кстати, самый эффективный прием против медведя — поднять руки вверх как можно выше вместе с объективом. Важно, чтобы человек оказался выше медведя. Поскольку у него плохое зрение, он все видит в общих чертах. Если соперник больше, медведь уйдет. Однажды пантера разорвала мне пуховик на спине. Если бы его на мне не было, она точно вскрыла бы мне спину своими когтями. Когда я к ней подошел, она находилась за ограждением, но лапа с легкостью проходила сквозь решетку. Я имел неосторожность повернуться к ней спиной, и в этот момент получил удар, почувствовав хруст. А вот огромную тигрицу Магду фотографировал на арене цирка с расстояния нескольких метров. Она была спокойна, с ней был дрессировщик, который держал ее на поводке. Когда я подошел совсем близко, он сказал: «Женя, я, конечно, все понимаю, но в ней 200 кг мышц, и если она на тебя прыгнет, я ее уже не удержу, поэтому дистанцию все-таки держи — это дикая кошка». Лошади тоже не любят, когда их снимают на большой объектив, расценивая его «глаз» как опасность. У одного моего заказчика была собственная конюшня, и он попросил меня снять его красивых лошадей для интерьеров. Во время съемки я почувствовал нервное состояние красивого вороного жеребца, а потом он на меня кинулся. Хорошо, что рядом находился крепкий парень, который прыгнул и остановил скакуна, так бы мне крепко досталось.
Где вы ищете натуру для съемок?
По всему миру. Идеальное место, на мой взгляд, это Япония. Именно там животные не боятся людей. Их там подкармливают, заботятся. Вспоминаю, как несколько суток добирался на север Байкала за животными из Красной книги, через горы и перевалы, на заповедное озеро, куда невозможно попасть простому смертному. Вместе с инспекторами приехал в уникальное место, где обитал редкий лебедь-кликун. Фотографировал его на расстоянии 500 метров. Пока он делал над нами круг почета, снял два или три кадра. Когда прилетаешь в Японию, эти же лебеди-кликуны ходят по берегу озера совсем близко к людям, толкают посетителей, могут даже щипнуть, их можно погладить. То же касается и диких японских лис, оленей и белохвостых орланов с острова Хоккайдо. В Японии есть «аттракцион» — корабль с фотографами отчаливает от берега, экипаж ставит на палубу пять-шесть ящиков с мороженой рыбой и выбрасывает их за борт. В этот момент к судну слетаются огромные орланы, у которых размах крыльев достигает 2,5 метра. Они хватают эту рыбу на лету, это потрясающая находка для фотографов со всего мира.