Найти в Дзене

Организация комплекта чертежей и его печати в AutoCAD. Простой способ

Оглавление

Disclaimer!

Все, что написано ниже - ни в коем случае не догма. Просто... так удобнее.

Это способ кажется удобным лично мне, и я предпочел бы видеть смежные чертежи в подобном формате. Возможно есть другие, более удобные способы. Я совершенно уверен, что существуют иные корпоративные стандарты, некоторые из которых могут оказаться более рациональны, чем написанное ниже. Все это - тема для обсуждения в комментариях.

1. Объединяем наборы чертежей по файлам.

Иногда встречается стандарт: один чертеж - один файл (скажем схема, план или фасад). Сказать, что с этим неудобно работать, причем как разрабатывать, так и читать документацию в исходнике - значит ничего не сказать. С другой стороны, когда чертежи экспортируются из Revit (про другие BIM не скажу), то они как правило приходят пофайлово.

Для небольших проектов, особенно если нет требования использовать чертежи "в координатах", имеет смысл собрать все чертежи и даже тексты в одном файле. Основным ограничителем, по моим наблюдениям, является объем файла - если чертежи очень тяжелые, то начинают проявляться тормоза даже на относительно мощном и новом оборудовании.

При сведении в файл планов имеет смысл выстраивать планы "по осям":

Это упрощает копирование однотипных элементов с "этажа" на "этаж", особенно при включении клавишей F8 прямоугольной привязки

По тем же причинам фасады стоит выровнять по отметке (например 0.000):

-2

2. Рамки

Не знаю почему, но считается, что рамки (они же - "форматки") должны быть в пространстве листа. Возможно, так и правильно.

Но можно сказать однозначно - это неудобно. Хотя бы потому, что на чертежах часто бывает много выносок, которые значительно удобнее делать не в пространстве листа, а в пространстве модели - тем более, что чертежи в формате собственно чертежа, а не "бумаги" (читай - pdf) как правило значительно более удобны для чтения и уж точно значительно более информативны. Поэтому размещение в пространстве "модели" все основных пояснений улучшает читаемость документации.

-3

Исходя из этого разумным представляется нанесение "рамок" именно в пространстве "модели". Исключением являются случаи, когда информативная часть слишком мала относительно плана и надо делать выкопировку или фрагмент. Кроме того, как будет показано ниже, такой способ размещения рамок никак не усложняет, а скорее даже упрощает работу в пространстве листа

3. Организуем нужное нам видовое окно (viewport)

Итак, мы имеем некий комплект чертежей:

Если увеличить, то станет заметно, что листов (они же layout) у нас пока нет. И что автор застрял в 2012 году в части интерфейса автокада
Если увеличить, то станет заметно, что листов (они же layout) у нас пока нет. И что автор застрял в 2012 году в части интерфейса автокада

Переходим на вкладку layout/лист:

-5

Видим - пространство листа, печатаемую область, видовое окно/viewport и другое (сразу оговорюсь, что специальный курс по автокаду у меня был в 1997 году, сам автокад - английский, поэтому за точность терминов не ручаюсь) :

-6

Здесь:

  • пространство листа, лист, layout - это то, где мы находимся
  • граница листа - лист заданный в настройка плоттера
  • видовое окно, viewport - окно в котором показано пространство модели.

Именно последнее и будет нашим главным инструментом. Но сначала его надо настроить, чтобы он показывал нужное нам. Опять-таки, интерфейс автокада позволяет использовать множество разных способов настройки. Лично предпочитаю иметь панельку "viewports" в прямом доступе. Например, здесь:

правый верхний угол
правый верхний угол

Чтобы вынести эту панельку в доступ можно щелкнуть правой кнопкой мыши на панели, в выпадающем списке выбрать autocad, далее выбрать viewports:

Вот он, внизу.
Вот он, внизу.

Т.к. как viewport у нас уже есть, то нам осталось только его настроить. Важных моментов тут всего два - это габариты самого viewporta в пределах пространства листа и масштаб отображения. Понятно, что на листе А4 большой чертеж мы не разместим никак, поэтому прежде чем возиться с viewport надо сначала наладить лист, котором будем печатать.

Пусть это будет лист спецификации, его обычно делают на листе А3. Не знаю как "по уму", но это можно сделать очень просто - жмем "печать"

-9

Настраиваем плоттер и бумагу:

-10

обратите внимание, что в формате бумаги должно стоять "full bleed", т.е. без полей. В противном случае плоттер автоматически начнет настраивать поля и рамка не попадет в формат, т.к. идет по самому краю.

Нажимаем "Apply to layout" и,

-11

как ни странно "Cancel". Потому что если нажать "OK", то плоттер начнет печатать, а печатать нам пока нечего.

Получили примерно такое:

-12

Видовое окно сдвинулось вниз и стало меньше. Т.е. наоборот - лист стал больше (раньше был А4) и расширился вправо-вверх.Также исчезла пунктирная линия - это были поля.

Теперь нам надо настроить масштаб нашего viewport'а. Это можно сделать как минимум двумя способами, но самый простой - щелкнуть по синему треугольнику и выбрать нужный масштаб:

-13

получилось так, надо только будет отдалить размер layout

-14

Наш глобальный viewport готов. Белый прямоугольник в середине - это наш лист.

4. И вот теперь оформляем листы.

Теперь снова нажимаем "печать". Нас интересует область печати - это будет "окно" (window):

-15

далее выбираем наш лист для печати. Пусть это будет третий лист спецификации:

-16

Жмем "Apply..." и "Cancel"

-17

и получаем лист, идеально вписанный в рамку. Если, конечно, рамка идеальная.

Теперь щелкаем на layout2 и повторяем все заново.

Теперь надо дать листу краткое имя. Как показывает практика - это очень удобно, когда через полгодика вам придется искать нужный лист. Кроме того, при генерации pdf эти имена отражаются в структуре документа, поэтому они должны быть корректны. Т.к. это у нас третий лист спецификации, назовем его С3 (с-три)

Для этого надо всего лишь два раза щелкнуть левой кнопкой мыши на названии листа (по умолчанию layout или лист) и ввести новое имя. Здесь есть пара ограничений - имена должны быть уникальны и не должны содержать некоторые спецсимволы. Кириллица допускается.

Получили:

-18

Теперь все еще проще. Листы можно копировать. Сделать это можно через контекстное меню (Move or Copy) или простым перетаскиванием с зажатой клавишей Ctrl.

-19

По умолчанию к названию листа добавляется цифра копии. В данном случае - (2). Дальше повторяем операцию начиная с п.4.

5. Вывод документации на печать (в pdf)

Пусть мы получили три листа С2, С3, С4

-20

Теперь эти листы надо распечатать за один заход, иначе вся выполненная ранее работа не будет иметь практического смысла.

Жмем кнопку "Пакетная печать"/"Batch plot"/"publish" (принтер со стрелкой)

-21

Получаем такое окно:

-22

В нем показаны все листы и модель файла (в данном случае включено отображение всех открытых файлов)

-23

убираем из печатаемых листов ненужное (например, вид модели) и жмем publish. Далее (если печатаем в pdf) указываем имя файла и его положение на диске.

После этого программа спросит вас - хотите ли вы сохранить список листов. Это может быть полезно, но перед этим все файлы должны быть сохранены. Сохранены - в смысле не иметь изменений вплоть до положения и масштаба чертежа на мониторе. Поэтому данной возможностью я пользуюсь только если у меня проект в большом количестве файлов и надо переставлять листы. Но это уже совсем другая история...

ВСЕ! Комплект созданных вами листов отправлен на печать.

Статья была полезной? Ставь лайк!