Найти в Дзене

«В самом сердце»: памяти тамбовских преподавателей-победителей фашизма

В преддверии Дня народного единства Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина присоединяется к проекту «В самое сердце», направленному на укрепление межнациональных отношений и сохранение культурного наследия представителей всех национальностей, проживающих в России. Мы убеждены, что эта задача может быть решена только при условии сохранения исторической памяти о нашем общем прошлом. Свой вклад в Победу на полях сражений внесли представители всех гражданских профессий и специальностей. Преподаватели вузов – не исключение. Страницы истории Державинского университета (в 1940-х гг. – Тамбовского государственного педагогического института) свидетельствуют о ратном подвиге русских и белорусов, украинцев и армян, евреев и латышей... Вот три жизненные истории преподавателей, после возвращения с полей сражений, связавших свою судьбу с Тамбовским пединститутом. Белорус Василий Митрофанович Картышев в годы войны служил переводчиком в частях Волховского и 3-го Украинского фронтов

В преддверии Дня народного единства Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина присоединяется к проекту «В самое сердце», направленному на укрепление межнациональных отношений и сохранение культурного наследия представителей всех национальностей, проживающих в России. Мы убеждены, что эта задача может быть решена только при условии сохранения исторической памяти о нашем общем прошлом.

Свой вклад в Победу на полях сражений внесли представители всех гражданских профессий и специальностей. Преподаватели вузов – не исключение. Страницы истории Державинского университета (в 1940-х гг. – Тамбовского государственного педагогического института) свидетельствуют о ратном подвиге русских и белорусов, украинцев и армян, евреев и латышей... Вот три жизненные истории преподавателей, после возвращения с полей сражений, связавших свою судьбу с Тамбовским пединститутом.

Белорус Василий Митрофанович Картышев в годы войны служил переводчиком в частях Волховского и 3-го Украинского фронтов. Был награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда» и «За участие в Отечественной войне». Еще до войны Василий Митрофанович преподавал в учебных заведениях Москвы, Могилева, Смоленска и Рязани, а после демобилизации был принят старшим преподавателем в Тамбовский пединститут.

Станислав Петрович Кивленик, латыш по национальности, был мобилизован в июне 1941 года. В составе частей Красной Армии участвовал в освобождении Европы. Службу проходил старшим методистом по лечебной физкультуре в различных армейских полевых госпиталях, что во многом определило его дальнейшую профессиональную деятельность в гражданской жизни. В 1947 году Станислав Петрович был принят на работу в Тамбовский пединститут на должность заведующего спортом и спортивных игр.

Армянин Ашот Падваканович Базиянц ушел на фронт в 1941 году из города Баку. В апреле 1942 года получил ранение. Позднее был награжден Медалью «За победу над Германией». После защиты кандидатской диссертации работал в Тамбовском пединституте старшим преподавателем на кафедре всеобщей истории.

Немало было тех педагогов, кто с началом войны оставил своих студентов, чтобы дать отпор агрессору, и вернулся в стены пединститута уже после демобилизации. Интересна судьба еврея Израиля Львовича Кабыльницкого. До 1941 года он преподавал методику истории в Тамбовском пединституте, работал учителем истории в 21 школе областного центра. В рядах Красной Армии сражался с первых дней войны. За образцовое выполнение заданий командования был награжден медалью «За боевые заслуги». После возвращения к мирной жизни Израиль Львович работал на кафедре всеобщей истории Тамбовского пединститута, руководил педагогической практикой студентов.

Антонина Сергеевна Фёдорова – уроженка Тамбовщины (село Сампур) – после окончания Саратовского медицинского института работала на почасовой основе в Тамбовском пединституте. Из стен института отправилась на фронт, сюда же вернулась после войны – с Орденом Красной Звезды (за отличную эвакуацию раненых бойцов и офицеров, 1943 г.) и медалью «За победу над Германией» (1945 г.).

Кадровый потенциал и научная база Тамбовского пединститута в послевоенные годы позволили на необходимом уровне обеспечить проведение экзаменов кандидатского минимума. Многим фронтовикам тамбовская Альма-матер открыла дорогу в науку, способствовала дальнейшему профессиональному развитию. В их числе – украинец Николай Степанович Гончаров. Он находился на фронте с марта 1942 года, участвовал в освобождении Польши и Чехословакии. Был награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией». В 1953 году Николай Степанович прикрепился к Тамбовскому пединституту, где впоследствии сдал кандидатские экзамены.

Без сомнения, все фронтовики – герои. Описание их подвигов, даже рассмотрение некоторых примеров, заслуживает отдельного разговора. Залогом новых побед многонациональной России в непростом XXI веке служат бессмертные подвиги наших предков, верность их памяти.

#Vсамоесердце

-2

-3