Найти в Дзене
Журнал Revista!

Дзига Вертов: Отец документального кино

Дзига Вертов (настоящее имя Давид Абелевич Кауфман, 1896-1954) был советским режиссером, сценаристом и теоретиком кино, которого часто называют отцом документального кино. Давид Кауфман родился в городе Белосток Гродненской губернии (ныне Польша) в обеспеченной семье. Его отец, Абель Кауфман, владел двумя книжными магазинами и заведовал городской библиотекой, а мать, Фейга Гальперн, была дочерью уважаемого раввина. Семья жила в Белостоке из-за черты оседлости, ведь евреям не разрешалось селиться в центральных районах России. Давид был старшим из троих детей. Позже у него появилось два младших брата — Моисей и Борис. Родители хотели дать своим детям качественное образование и отправили их в русские школы. В 1907 году Давид поступил в Белостокское реальное училище, где углублённо изучали французский, немецкий и естественные науки. Туда же поступил его брат Моисей. Вскоре они начали называть друг друга по-русски — Денис и Михаил. Эти новые имена были выбраны ради безопасности, ведь в гор
Дзига Вертов
Дзига Вертов

Дзига Вертов (настоящее имя Давид Абелевич Кауфман, 1896-1954) был советским режиссером, сценаристом и теоретиком кино, которого часто называют отцом документального кино.

Давид Кауфман родился в городе Белосток Гродненской губернии (ныне Польша) в обеспеченной семье. Его отец, Абель Кауфман, владел двумя книжными магазинами и заведовал городской библиотекой, а мать, Фейга Гальперн, была дочерью уважаемого раввина. Семья жила в Белостоке из-за черты оседлости, ведь евреям не разрешалось селиться в центральных районах России. Давид был старшим из троих детей. Позже у него появилось два младших брата — Моисей и Борис.

Родители хотели дать своим детям качественное образование и отправили их в русские школы. В 1907 году Давид поступил в Белостокское реальное училище, где углублённо изучали французский, немецкий и естественные науки. Туда же поступил его брат Моисей. Вскоре они начали называть друг друга по-русски — Денис и Михаил. Эти новые имена были выбраны ради безопасности, ведь в городе нередко происходили еврейские погромы.

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, семья Кауфманов покинула Белосток, переехав сначала в Киев, а затем в Могилев. Вскоре восемнадцатилетний Давид Кауфман был призван в армию. Однако на фронт он так и не попал — его вместе с другими молодыми людьми, обладающими хорошим слухом, отправили на обучение в военно-музыкальную школу в Чугуеве, на Украине. Из-за проблем с лёгкими будущего режиссёра через несколько месяцев комиссовали.

Война и массовая эвакуация практически ликвидировали черту оседлости, что позволило Кауфману переехать в столицу и продолжить образование. В 1914 году он поступил в Петроградский психоневрологический институт, который основал известный физиолог Владимир Бехтерев. Институт принимал студентов без ограничений, включая евреев и женщин, что было редкостью для того времени. Именно тогда Давид выбрал себе псевдоним — Дзига Вертов, где «дзига» на польском означает «волчок», а «Вертов» связано с русским словом «вертеться».

В 1918 году в Петрограде Давид случайно встретился со своим школьным товарищем Михаилом Кольцовым, который на тот момент уже был известным публицистом. К тому моменту наш герой уже успел бросить медицину, поучиться на юриста, но в период кипевшей в то время революции ему явно было не до учебы.

Михаил устроил Вертова секретарем-делопроизводителем в отдел хроники Московского кинокомитета. Будущий режиссер принимал и регистрировал кинопленки для экранного журнала «Кинонеделя» о событиях Гражданской войны. Вскоре он начал редактировать подписи к кадрам и монтировать небольшие видео. Уже осенью 1918 года Дзига Вертов стал заведующим киносекцией отдела агитационно-инструкторских пароходов и поездов ВЦИК. Он руководил работой фронтовых операторов, отбирал их материалы, и сам ездил на съемки. Летом 1918 года он смонтировал свой первый фильм-хронику «Годовщина революции». Картина показывала все важнейшие события в России с февраля 1917 по ноябрь 1918 года: демонстрации, совещания Временного правительства, разгон Учредительного собрания. Работа над фильмом заняла у режиссера чуть больше недели. «Годовщину революции» выпустили тиражом 40 копий, при том что обычные киноленты выходили максимум в пяти экземплярах.

Так началась кинокарьера режиссёра и монтажёра Дзиги Вертова.

Формирование стиля и концепция "Киноглаза"

Дзига на литературно-инструкторском поезде ВЦИК
Дзига на литературно-инструкторском поезде ВЦИК

Вертов работал в эпоху советской авангардной культуры, известной как "производственное искусство" или "конструктивизм". Он верил в силу кино как инструмента для изменения общества и создания образа нового советского человека. Его работы часто были направлены на отображение повседневной жизни рабочих и крестьян, а также на пропаганду коммунистических ценностей.

Основные работы и достижения Вертова включают такие фильмы, как "Кино-глаз" (1924), "Человек с киноаппаратом" (1929) и "Три песни о Ленине" (1934). Эти фильмы стали классикой документального кино и используются в учебных программах по всему миру.

Вертов сформировал собственный стиль документальной съемки, основанный на использовании длинных планов и внимательного наблюдения за объектами. Его фильмы отличались глубиной анализа и вниманием к деталям, что позволяло передавать настроение и эмоциональное состояние объектов.

Дзига начал снимать короткометражные фильмы о рабочем классе и сельской жизни, что дало ему опыт работы с реальностью. Он интересовался повседневными ритуалами и традициями, что позволило ему разрабатывать концепцию "Киноглаза". Вертов считал, что документальное кино должно быть таким же простым и доступным, как и обычная жизнь. Он утверждал, что кино способно запечатлеть реальную жизнь и сделать её более понятной для зрителя.

Заставка фильма "Кино-глаз"
Заставка фильма "Кино-глаз"

В 1924 году Дзига Вертов снял фильм «Жизнь врасплох» из серии «Кино-глаз». Это была картина без актеров, костюмеров и гримеров — режиссер ставил себе цель снять реальную жизнь без постановочных эпизодов. По задумке Вертова таких фильмов-выпусков в «Кино-глазе» должно было быть шесть. Но удалось закончить только первый, поэтому «Жизнь врасплох» вскоре стали называть как всю серию. Кинолента состояла из глав с разными сюжетами: «В церковном празднике, или Действие самогона на деревенских баб», «Утро в пионерском лагере», «Китайский фокусник» и другие. Больше всего Вертов показывал молодежь — новое поколение, которое, по мнению режиссера, было сознательнее взрослых Российской империи.

"Человек с киноаппаратом"

Кадр из фильма "Человек с киноаппаратом"
Кадр из фильма "Человек с киноаппаратом"

«Человек, вооруженный киноаппаратом направляется в жизнь <…> Человек должен проявить максимум быстроты и ловкости, чтобы поспеть за убегающими жизненными явлениями. В процессе съемки скрещиваются улицы и трамваи, толпы и одиночки, ноги и улыбки. Жизнь не ждет указаний кинорежиссера. Тысячи и миллионы людей делают свое дело. Все происходит независимо от вашего желания. Вы должны всюду успеть со своим аппаратом».

Дзига Вертов, «Статьи. Дневники. Замыслы».

«Человек с киноаппаратом» — это фильм об одном дне из жизни обобщенного советского города, собранного из кадров московских, одесских и киевских улиц. Но говорить о содержании тут бессмысленно — «Человек с киноаппаратом» бессюжетен и бессобытиен. Здесь нет никаких разъясняющих интертитров, традиционных для немого кинематографа: главное — завораживающий поток образов, чью магию нельзя нарушать информативными вставками.

«Человек с киноаппаратом» не проводит различий между людьми и другими объектами: с одинаковым вниманием вооруженный киноаппаратом кино к всматривается в ряд театральных кресел и в лица смеющихся детей. Но про людей в кадре нужно сказать отдельно. Вертов стремился заснять «жизнь врасплох», избежать всякой инсценировки. Потому его часто называют изобретателем скрытой камеры — как иначе снять крупный план женщины, надевающей чулок? На партийных обсуждениях коллеги обвинили фильм Вертова в постановочности: уж слишком интимные моменты удалось зафиксировать. В ответ режиссер перечислил целый набор ухищрений: телеобъективы, долгое наблюдение за местом, съемка из палатки, отвлечение внимания.

В 1964 году кинокритики 24 стран назвали «Человека с киноаппаратом» одним из 20 лучших документальных фильмов всех времен и народов. Однако современники Дзиги Вертова отозвались о картине скептически. Режиссера критиковали за то, что он отошел от «интересов пролетариата», а писатель Осип Брик (участник любовного треугольника с Владимиром Маяковским) обвинил Кауфмана в высокомерии.

В 1934 году Дзига закончил картину «Три песни о Ленине», в которой обратился к фольклору. В первой части под названием «В черной тюрьме было лицо мое» Вертов демонстрировал, плюсы советского образования и медицины. Дальше, под песню «Мы любили его», шла кинохроника с похорон Ленина. Финальная третья часть была о передовиках производства: на фоне кадров со всесоюзных строек звучала мелодия «В большом каменном городе». В 1934 году за «Три песни о Ленине» Дзига Вертов получил специальный приз на кинофестивале в Венеции.

В 1937 году скончался революционер Серго Орджоникидзе, и фильм о его жизни тоже поручили снять Дзиге Вертову. За работой режиссера следил чиновник Госкино Яков Блиох. Они не нашли общий язык и часто спорили: Блиох вносил правки и хотел, чтобы Вертов сделал «понятное для широких масс» кино. В этом же году режиссер закончил пропагандистский фильм «Колыбельная» о советских женщинах, жизнь которых, по сюжету, в эпоху Сталина стала более полноценной и счастливой: они могли делать выбор, работать наравне с мужчинами, совмещать карьеру и семью. Вертов снимал девушек в роддомах, школах и на заводах. Премьера «Колыбельной» состоялась в 1937 году. Однако в кино она шла всего пять дней: по указанию Сталина картину запретили без объяснения причин. С тех пор режиссеру больше не давали важных заказов.

В 1939 году, после подписания пакта Молотова-Риббентропа, Дзига Вертов и Михаил Кауфман добивались разрешения вывезти родителей из польского Белостока. Однако режиссерам отказали. Во время войны их родственники погибли в концлагерях. В 1941 году Дзигу Вертова с женой эвакуировали в Алма-Ату, где он готовил документальный журнал «Советский Казахстан». Однако выпуски не показывали на экране: пленки без объяснения причин просто хранили на складе. В 1942 году режиссер снял агитфильм «Тебе, фронт!» о подвигах в тылу. Картину показали лишь в нескольких кинотеатрах.

В 1943 году Дзига Вертов вернулся в Москву и стал работать в Центральной студии документальных фильмов. А с 1944 года режиссер занимался выпусками кинохроники «Новости дня», но ему доверяли снимать только части сюжетов.

В 1948 году в СССР началась кампания по борьбе с космополитизмом. На одном из заседаний Дзигу Вертова из-за фильма «Человек с киноаппаратом» раскритиковали за идею международного языка кино и обвинили в том, что для него форма важнее содержания.

Работы Дзиги Вертова консервативные чиновники не признавали в течение 30 лет. Творчество Вертова реанимировали французские эксперты кино в 60-х годах XX века. Французский режиссер-документалист Фредерик Россиф говорил: «Все западное кино в долгу перед Вертовым за его революционный поиск. До Вертова документалисты снимали изображение, после Вертова они научились снимать идеи». Вертов считал монтаж важным элементом специфики кино. Говорил, что монтаж документального кино начинается ещё до съёмок, на стадии рождения идеи.

Дзига Вертов на съемках
Дзига Вертов на съемках

Осенью 1953 года Дзиге Вертову поставили диагноз рак желудка. Отказавшись от лечения, он умер 12 февраля 1954 года. Его могила находится на участке № 6 Новодевичьего кладбища.

Дзига Вертов сыграл ключевую роль в формировании документального и экспериментального кино. Его работы оказали сильное влияние на развитие этих жанров, предлагая новые подходы к съемке и монтажу, которые сейчас широко используются современными режиссерами.

Вертов показал, что документальное кино может быть инструментом для осмысления реальности и понимания социальных процессов. Его фильмы демонстрируют, как кино может раскрывать тайны и показывать скрытую сторону жизни. Это открыл двери для дальнейших исследований и экспериментов в жанре документального кино.

Даже спустя десятилетия после смерти Вертова его фильмы продолжают использоваться в образовательных программах и показах. Его идеи и методы съемки остаются актуальными и востребованными. Многие молодые режиссеры и студенты продолжают изучать его работы, что свидетельствует о его важности для кинематографической культуры.

Если тебе понравилась эта статья, обязательно поставь лайк, ведь так ты поможешь нашему журналу развиваться и готовить для тебя новый интересный материал об искусстве во всех его проявлениях.

Подписывайся на наш журнал. Дальше будет только интереснее!