При упоминании термина «люксовый автомобиль» в первую очередь представляется салон, отделанный кожей и хромированными элементами, тишина и спокойствие, мощный двигатель и комфорт, за соответствующую стоимость..
Кадиллак — это американский автомобиль класса люкс, известный своим стилем, комфортом и производительностью. Он пользуется популярностью у тех, кто ценит роскошь и качество.
Компания Cadillac является одним из старейших автопроизводителей в Соединенных Штатах Америки, уступая по возрасту лишь Oldsmobile (прекратившему свое существование в начале 2000-х годов) и Buick. История Cadillac весьма примечательна, хотя и не лишена трагических моментов для ее основателя.
А началось всё с очень выдающегося американского инженера. Генри Мартина Лиланда, который к началу 20 века основал компанию «Лиланд и Фолкнер» в Детройте, которая занималась изготовлением двигателей (тогда это были одноцилиндровые моторы), сборкой шасси и деталей, а так же их отливкой. В 1902 году покровители Форда обратились к Генри Лиланду за оценкой оборудования на его заводе. Финансисты планировали распродать имущество, чтобы сберечь средства, вложенные в Детройтский автомобильный завод, где Форд был главным инженером. Завод обанкротился после ухода Генри Форда и его партнеров. Директора предприятия обвиняли Форда в том, что он хотел создавать только гоночные автомобили. Лиланд, оценив состояние оборудования, пришел к выводу и убедил финансистов, что завод выгоднее реорганизовать с использованием двигателя, который предполагалось устанавливать на автомобили Олдсмобиль. Однако из-за мощности двигателя компания Олдсмобиль не решилась на переделку конструкции автомобиля.
"Джентльмены, я уверен, что вы совершаете ошибку, выходя из бизнеса. Автомобили имеют великое будущее. Я принес двигатель, над которым мы работали в Leland & Faulconer. Он втрое мощнее мотора Olds, имеет взаимозаменяемые детали, и я смогу производить его для вас дешевле, чем другие делают двигатели для Olds Motor Works."
В результате недолгих раздумий 22 апреля 1902 года компания была переименована в Автомобильную компанию Кадиллак» (Cadillac Motor Car Company) в честь французского исследователя и колониального администратора XVII столетия Антуана Ламе де Ла Мот-Кадийяка, в 1701 году основавшего Детройт, а сам Лиланд был включён в состав директоров компании.
Лиланд был новатором, все модели, которые собирали на его заводе соблюдали принцип взаимозаменяемости. Так в 1907 году в городке близ Лондона, на глазах сотен зрителей были разобраны три кадиллак разных моделей. Все детали сложили в общую кучу. А уже после были собраны обратно из деталей в этой куче.
Эмблема Cadillac, также относится к маркизу Кадийяку и является его гербом. Зарегистрированный в 1905 году знак состоял из короны, говорящей о принадлежности де Ля Мотов к графам Тулузы и состоятельности рода. Щит подчеркивает храбрые начала рода, но на гербе маркиза он был круглым, у автокомпании использовался дизайн щитов крестоносцев. Уточки символизировали младших братьев, которым предстояло подняться на «крыльях доблести», а три утки олицетворяли святую троицу, а черно-золотая гамма говорила о мудрости и богатстве. Пояс же являлся символом верности и воинской славы.
Красный цвет символизирует компетентность и решимость, синий - воинскую честь, а серебряный - чистоту, благотворительность, доблесть и изобилие. Части, в которых они находились, означали удачный брак, который увеличил состояние семьи.
Так же в 1910 году Кадиллак выпустили первый полностью закрытый автомобиль, а так же первым выпустил автомобиль в 1926 году с цельнометаллической крышей, вместо использовавшейся тогда деревянной. В 1912 году кадиллак стал использовать единую электрическую систему, после получения смертельной травмы головы инженера от стартового кривошипа, тогда Лиланд потребовал от Чарльза Кеттеринга создать электрический мотор способный запустить двигатель. Система состояла из последовательно соединённых 6 вольтовых батарей, которые в итоге выдавали 24 вольта, а освещение питалось от 6 вольт.
В 1914 году компания Cadillac массово устанавливала на свои модели двигатели V8 нижнеклапанного типа. В 1928 году Cadillac представила первую бесшумную коробку передач механического типа, использующую шестерни постоянного зацепления. В 1930 году компания Cadillac первой интегрировала кондиционер мощностью 370 Вт от C & C Kelvinator Co.
С 1926 года использовался ударопрочный триплекс, в остеклении, а в следующем поступили в продажу автомобили дизайнерского типа. В 1930м году был разработан первый двигатель V16 мощностью 160 л.с. В 1957 году Кадиллак предлагал сиденья с функцией памяти, позволявшая настраивать сиденья под разных водителей. А в 1964 году появился климат-контроль. В конце 60-х предлагалась оптоволоконная система контроля ламп. А подушки безопасности ставили на некоторые модели с 1974 года.
Двигатели V8, V12 и V16 компании Cadillac стали символом надежности и тихой работы, что принесло компании лозунг «Стандарт для всего мира». Эти двигатели получили множество наград и положительных отзывов, а в 1949 году двигатели Cadillac V8 с верхним расположением клапанов стали стандартом для автомобильной промышленности США.
Первый автомобиль Cadillac сошел с конвейера в 1902 году и имел обозначение А, как и Ford, выпущенный годом позже. Эти два автомобиля были очень похожи друг на друга, поскольку их разработка б
ыла совместной. Рама была модифицирована Фордом, который покинул компанию, а силовой агрегат был разработан Лиландом. Уже в 1905 году выходит модель с обозначением D, на который устанавливали уже четырёх цилиндровый двигатель. Именно в этом году «Лиланд и Фолкнер» объединилась с Кадиллаком.
В 1909 году компания General Motors приобрела Cadillac за почти 6 миллионов долларов. В то время Вильям Дюран занимал пост президента General Motors и предложил Лиланду занять должность управляющего компании.
К сожалению, в 1917 году Лиланд покинул пост президента компании Cadillac и основал новую компанию — Lincoln Motor. Название компании было выбрано в честь 16-го президента США, за которого он впервые голосовал. В конечном итоге компания была продана Генри Форду.
Кадиллак показал свой спортивный характер на гонках Индианаполис 500 в 1927 году с моделью LaSalle
В 1934 году произошла революция в технологии сборочного конвейера. Генри Филлипс представил на рынке винт «Phillips» с крестовым шлицем и крестовую отвёртку. Он провел переговоры с Дженерал Моторс и убедил группу «Кадиллак», что его новые винты сократят время сборки и, следовательно, увеличат прибыль. «Кадиллак» стал первым автопроизводителем, использовавшим технологию Phillips, которая получила широкое распространение в 1940 году.
В 1941 году компания «Кадиллак» представила автоматическую гидравлическую трансмиссию и крышку топливного бака, скрытую за задним левым световым сигналом. В феврале 1942 года компания прекратила производство гражданских моделей и сосредоточила все свои усилия на поддержке фронта.
Вплоть до 1908 года американские производители не уделяли особого внимания названиям своих моделей, предпочитая использовать буквенные обозначения. До 1914 года автомобили обозначались как Model 30, что указывало на мощность установленного двигателя. В 1915 году, после освоения первого американского двигателя V8, компания Cadillac начала называть свои автомобили Type, начиная с Type 51 и закончив в 1925 году Type 61.
С 1926-34 машины получали трёхзначные маркировки начиная с Series 314, что было обозначение шасси и двигателя автомобиля.
После путаницы в 1935 году следующий год стал более значимым для номенклатуры Кадиллака. Автомобили получили индексы: Series 50/60/70/75/80/85/90. Например, индекс 50 принадлежал дочерней марке LaSalle, 70 и 75 — флагманскому длиннобазному автомобилю с V8 (кузов Fleetwood), Series 80 и 85 (V12, кузова Fleetwood), а 90 означал V-16 под капотом с соответствующим кузовом. Популярной серией стала Series 62 на платформе Fisher Bodies, к которой относилось большинство выпущенных Cadillac с 1940 по 1962 год. Далеко не все из них могли похвастаться каким-то дополнительным именем, вроде Coupe de Ville или Eldorado.
Одновременно с этим, каждой модификации присваивался внутренний 4-значный код, например 6129 означал 4-дверный кабриолет Series 61 1939 года. Тем не менее, этот код использовался только заводом или дилерским центром.
В 1965 году система серийных индексов была отменена, как и четырехзначный код. Вместо него использовался пятизначный код до 1980-х годов все так же для дилера и завода, а сами модели, которых на тот момент было три, получили названия Calais, De Ville и флагманской Fleetwood. Окончательно на понятную номенклатуру марка перешла в 1987 году: DeVille, Fleetwood, Brougham, Eldorado, Seville, Cimarron и Allante.
Относительно ATS, BLS, ELR, SRX, XLR, XTS. Набор букв, который на первый взгляд ничего конкретного не обозначает, был придуман маркетологами в 2004 году.
Тем не менее, в названии родстера XLR угадывается «accelerate»;
гибрида ELR — «electro»;
SRX последней буквой намекает на кроссовер;
пришедший на смену DTS (Deville) и STS (Seville) седан XTS продолжает традицию аббревиатур с «TS — touring sedan»,
а ATS и BLS первой буквой подчеркивают размер машины меньший, чем CTS (Catera Touring Sedan).
Кстати, LS в названии BLS расшифровывается как Luxury Sedan — это известно благодаря более раннему Seville SLS.
ETC (Eldorado Touring Coupe).
Эскалада. Данный термин из военной истории и в русском языке существует, как "эскалада" (от escalate — быстро подниматься) и означает штурм стены с применением лестниц. С 1999 года используется для обозначения крупного внедорожника.
Новые CT6, XT5, XT4. Алфавитно-цифровой суп стал попыткой мимикрии под Infiniti, Lexus, BMW и другие марки, традиционно использующие похожие методы наименования. В данном случае буквы означают тип автомобиля (CT — седан, XT — кроссовер), а цифра — относительное положение в линейке.
История бренда богата, как и его модельный ряд. Классические автомобили с эмблемой щита по-прежнему пользуются уважением и бороздят дороги многих стран. Я считаю, что каждый владелец Cadillac по-своему счастлив, сидя за рулем такого автомобиля. Пока существует компания, живо и имя Генри Мартина Лиланда.