В последнее время дома, в Москве, я бываю редко. Но как только приезжаю, тут же погружаюсь в выставочную жизнь столицы. Вот и сейчас, не успев разобрать чемоданы, поспешила в инженерный корпус Третьяковской галереи на выставку "Адепты красного. Малявин & Архипов", которая открылась 20.09.2024 г.
Забегая вперед - выставка прекрасная, из категории тех, что если не пойдешь, будешь кусать локти.
Зачем на нее идти? Во-первых, чтобы зарядиться положительными эмоциями. Яркие, наделенные неуемной энергией картины - отличная таблетка от осенней депрессии. Во-вторых, чтобы посмотреть на работы выдающихся мастеров. В-третьих, чтобы раз и навсегда научиться отличать Филиппа Малявина от Абрама Архипова.
Ф. Малявин и А. Архипов, с одной стороны, совершенно разные художники. С другой, и у одного и второго крестьянские образы - одна из центральных тем. И, как видно из названия выставки, оба виртуозно использовали красный цвет, один из самых трудных в живописи.
Признаюсь, до посещения выставки с Малявиным я была знакома гораздо лучше, чем с Архиповым. И портреты крестьянок в красных нарядах ассоциировались у меня исключительно с первым.
Помню, как на одной из выставок, увидев картину с крестьянской бабой в яркой шали, была уверена, что она принадлежит кисти Малявина. И какое было удивление, когда на табличке была указана фамилия Архипова. После "Адептов красного" подобной ошибки я больше не совершу.
Выставка представляет собой по сути две отдельные монографические персональные экспозиции, которые в определенный момент соприкасаются.
Стартует выставка с третьего этажа, отданного преимущественно под работы Ф. Малявина, на втором этаже царит А. Архипов. Кураторы их объединяют в центральном зале третьего этажа, где вокруг "Вихря" Малявина в едином хороводе встречаются "красные" крестьянки обоих художников.
Экспозиция Ф. Малявина начинается с ранних работ художника - мы видим великолепные, наполненные психологизмом, портреты отца, односельчан, сокурсников по Императорской Академии художеств в Петербурге (И. Грабаря, К. Сомова, А. Остроумовой). В них красный цвет пока еще не главенствует, появляется фрагментарно, чтобы затем вспыхнуть на картинах из крестьянского цикла.
А. Бенуа так писал про живопись Ф. Малявина: "Таких красивых сочетаний красок, такой бравурности в технике, такой великолепной простоты и смелости не найти на всем протяжении истории русской живописи".
В случае с Архиповым мы также видим как меняется колорит его работ, как от света он переходит к цвету.
В центральном зале, где работы Малявина и Архипова сталкиваются друг с другом, наглядно видно, чем они отличаются друг от друга. Крестьянки Архипова расслабленные, счастливые, "созерцательные". Говорят, сам художник отличался спокойным нравом. И красный цвет у него более "смирный", не забирает все внимание на себя, часто уходит в красивый розово-оранжевый цвет.
"Малявинские" крестьянки - будто языческие образы - сгусток энергии, вихрь. И красный цвет у него более импульсивный, написанный широкими пастозными мазками.
В заключение хочу еще раз повторить - выставка отличная. Зашел - вдохнул воздух от восхищения и выдохнул, только когда вышел.Немного, как всегда у Третьяковки, портит впечатление плохое освещение. Но на этот недостаток можно закрыть глаза.
От всей души рекомендую посетить "Адепты красного", если у вас будет такая возможность (выставка будет идти до 16 февраля 2025 года).
Спасибо за внимание!
📍 Инженерный корпус Третьяковской галереи (Лаврушинский пер., 12). Стоимость полного входного билета - 600 руб.