«Как забавно этот малыш извозился в муке!»
Ох уж эти залипательные видео, где дети засыпают весь дом мукой, разрисовывают спящего папу, режут шторы на «платье принцессы».
Да, со стороны смотреть смешно. Но мысль «Хорошо, что это – не со мной!» мелькала у всех. Однако в ситуации «Как же это случилось?!» был каждый родитель.
Дети: шкодничают все?
Даже самые тихие хотя бы раз что-нибудь да учудят. Вспомните себя в детстве. Ведь было же?
Просто лет до 10-ти хулиганство – это способ познания. Так дети учатся понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.
Первые «цветочки»: уже в 10-12 месяцев
Но не пугайтесь: в этом возрасте дети действуют ещё неосознанно. Развитие ребёнка идёт от более широких движений руками к мелкой моторике. И часто что-то падает и ломается совершенно случайно – потому, что ребёнок ещё не научился контролировать свои движения.
К тому же он находится в процессе изучения мира: исследовательский интерес заставляет его всё трогать, бросать, пробовать на вкус.
А если хулиганит 3-4-летка?
Тут-то всё уже вполне осознанно. Но всё дело в том, что с 3 до 5 лет основная деятельность ребёнка – ролевая игра. Он осваивает нормы поведения, выстраивает границы общения. Вы видите желание напакостить, а для него это – игра.
Помните, что и в этом возрасте дети ещё не могут полностью контролировать своё поведение. Их мозг не созрел для того, чтобы просто тихо сидеть. «Хорошо» себя вести они научатся только к 7, а то и 10 годам.
Слишком строгие правила – излишни
Как и чрезмерное ограничение свободы ребёнка. Лучше направьте его энергию в мирное русло: расстелите ватман и дайте карандаши – вероятность разрисованных обоев снизится в разы.
Старая одежда, косметика, использованные органайзеры, пустые коробки – всё это может быть элементами творчества. Зачем резать мамино новое платье, если есть старый бабушкин халат? Кромсай на здоровье – всё вполне легально.
Очерчивать границы? Конечно, нужно
Объясните ребёнку доступным для него языком, что можно делать, а что – нельзя, и почему. Расскажите, что поступки бывают хорошие и плохие. Говорить нужно спокойно, чётко и уверенно. Строгость – допустима в разумных пределах, но повышать голос не следует. Этим вы только запугаете ребёнка, но не сделаете свои слова понятнее.
Лучше всего, если вы объясните, что такое хорошо, а что такое плохо на конкретных примерах. Расскажите какую-нибудь историю или сказку, где герои ведут себя по-разному. Сказки ценны тем, что в них всегда есть мораль: хорошие поступки вознаграждаются, а плохие – наказываются. Пусть ребёнок сам оценит последствия разных моделей поведения, и сделает свои выводы. Ваша задача – ненавязчиво, но твёрдо его к этим выводам подтолкнуть.
А самое главное – помните, что самый первый образец для подражания у своего ребёнка – вы сами. Именно ваши поступки формируют у ребёнка картину мира. Показывайте на личном примере, что такое нравственное поведение – и результат обязательно будет.
Иногда бывает и так
- Детям не хватает внимания. Хулиганское поведение здесь – один из способов его к себе привлечь.
- Ребёнок может просто чего-то не знать: базовых настроек у него нет, а родители не могут всё предусмотреть. Для вас очевидно, что нельзя разрисовывать входную дверь у соседей, а кошку таскать за хвост? А ребёнку надо это объяснять.
- Ребёнок стащил плохо лежащую вещь и напакостил? Подумайте, как избежать этого впредь. Ваша ответственность – организовать пространство безопасно. Не оставляйте ценные и/или опасные предметы где попало.
А вот и правила поведения для родителей:
- Никогда не бейте ребёнка.
- Не оскорбляйте и не унижайте его.
- Покажите ребёнку другие способы выхода энергии.
- Не бойтесь обратиться за помощью или советом к специалисту, если вы заметили у ребёнка признаки агрессивного поведения.
- Любите своего ребёнка. Любовь и принятие справятся со всеми трудностями. 💖