Найти в Дзене
MY ORT

Красные флаги детского стоматолога

Оглавление

Как понять, что стоматолог не умеет работать с детьми.

Выбор детского стоматолога - ситуация, в которой оказывался каждый родитель. Чаще всего обращают внимание на репутацию клиники, стоимость услуг, стаж работы доктора, расположение.
Но есть факторы, которые не всегда "на поверхности", но имеют большое влияние на качество лечения и психологический опыт самого ребенка.

Печатникова Маргарита Петровна, детский стоматолог MY ORT

Важно, чтобы малыша лечил такой доктор, который сформирует в нем позитивный опыт от приемов, а не посеял страх.
Поколения миллениалов и беби-бумеров отлично понимают, о чем я говорю.

Сегодня я поделюсь с вами 9 советами, которые помогут вам не ошибиться в выборе детского стоматолога для своего ребенка.

Designe by www.freepik.com
Designe by www.freepik.com

Отмечу, наличие одного из признаков - это еще не повод для категоричного отказа.

Цель данной статьи только подсветить те неочевидные признаки, которые помогут вам, как родителю, быть еще более бдительным и требовательным на начальных этапах знакомства с врачом.

1.
Врач не способен оценить эмоциональное состояние ребенка

При грамотном подходе детский стоматолог может оценить состояние и настроение ребенка и взаимодействовать с ним, исходя из этой оценки. К примеру, ребенок спокоен, не нервничает и готов к лечению, врач не будет чрезмерно его успокаивать, включая мультфильмы или предлагая отвлекающие игрушки.
Однако, если ребенок явно напуган, не идет на контакт, взволнован или даже плачет и кричит, а доктор игнорирует это состояние, говорит, что это нормально и игнорирует поведение малыша, это повод родителю задуматься о последствиях такого лечения.
Страх, негативный опыт у ребенка, сформированный в детстве, может остаться с ним на всю жизнь. И будет препятствовать ему в своевременном обращении за стоматологической помощью.

Сейчас в стоматологиях практикуется адаптационный метод лечения, который предполагает под собой планомерное знакомство ребенка со средой стоматологической клиники: с доктором, инструментами, манипуляциями. Обычно для адаптации хватает одного приема, а на следующем приеме доктор может провести профессиональную гигиену или начать лечение.

2.
Врач пугает родителей и ребенка

Некоторые врачи начинают приём с нагнетания ситуации, обвиняя родителей в недобросовестном уходе за зубами ребенка. Это не только не помогает ребенку справиться со страхами, но и может сформировать у него негативное отношение к стоматологу в целом. Грамотный доктор поддерживает, объясняет и даёт рекомендации, а не обвиняет.

3.
Врач не минимизирует триггеры, вызывающие у ребенка страх

Компетентные детские стоматологи всегда скрывают «триггеры», которые провоцируют стресс у маленького пациента: зонды, шприцы, иглы, боры. И это касается не только инструментов, но и слов, фраз в коммуникации с ним.
Например: «больно не будет» или «потерпи» не только усиливают тревожность и напряжение, но и подрывают доверие ребенка к врачу.

Я в практике использую адаптационные названия инструментов, аппаратуры, материалов в общении с детьми. Это отлично снижает тревожность и увлекает.
Прием проходит в игровой форме, мы оговариваем с пациентом «стоп-слова», которые будут сигналом для медперсонала, что следует остановиться и уточнить у ребенка причину недовольства. Таким образом, у пациента возрастает степень доверия к врачу и усиливается ощущение безопасности.

Designe by www.freepik.com
Designe by www.freepik.com

4.
Врач не общается с ребенком

Прямая коммуникация с малышом играет одну из ключевых ролей в лечении. Иногда врачи активно взаимодействуют с родителями, а ребенку уделяют недостаточное внимание. Если врач игнорирует ребенка, разговаривая исключительно с родителями, это говорит о недостатке навыков общения с детьми. Доверительные отношения между врачом и пациентом — ключ к успешному лечению и позитивному опыту ребенка.

При общении я использую методику TELL-SHOW-DO («РАССКАЖИ-ПОКАЖИ-СДЕЛАЙ»). Все свои действия я заранее проговариваю. На мягкой игрушке с зубами демонстрирую этапы предстоящего визита. При этом ребенок является активным участником происходящего и может все потрогать руками.

-4

5.
Врач не пускает родителей в кабинет во время приема

Если доктор отказывает вам в присутствии на приеме своего ребенка без весомых причин, это настораживает, согласитесь? К исключениям можно отнести лечение в наркозной комнате, когда присутствие немедицинских сотрудников может быть небезопасным.

Для особенно юных пациентов я практикую совместное лечение, когда ребенок находится на руках родителя, расположенного на стоматологическом кресле. Так малыш чувствует себя в безопасности, что способствует бесстрессовому лечению.

6.
Врач не замечает очевидных проблем с зубами

Родители могут заметить только поверхностные проблемы с зубами, такие как кариес или потемнение эмали. Я даже не буду долго останавливаться на этом пункте, так как он слишком очевиден, что доктор обязан провести качественную диагностику и внимательно проанализировать наличие скрытых патологий. В обратном случае, это явный сигнал недостатка опыта, невнимательности или безразличия.

Designe by www.freepik.com
Designe by www.freepik.com

7.
Врач не делает местную анестезию без объяснения причин

Иногда детские стоматологи избегают применения местной анестезии, что может вызвать у ребенка сильную боль во время лечения и сформировать негативный опыт.

Если у малыша нет противопоказаний, современная анестезия прекрасно помогает предотвратить боль.

Перед местной анестезией я всегда использую анестезирующий гель, который аппликативно наносится на мягкие ткани вместо будущего лечения. В результате чувствительность снижается, и пациент в пределах обработанной зоны уже не почувствует укала местной анестезии.

8.
Врач направляет сразу на наркоз

Если стоматолог первым же делом предлагает лечение под наркозом и не предлагает альтернативные методы лечения, это признак недостатка профессионализма. Грамотный детский стоматолог обращается к общей анестезии только по показаниям. Это эффективный, но далеко не единственный способ стоматологического лечения.
Хорошо, когда доктор налаживает контакт с ребенком и использует менее инвазивные методы, такие как закись азота, прежде чем предлагать наркоз.

9.
Врач не спрашивает о противопоказаниях

Пренебрежение к сбору анамнеза перед лечением — серьезная ошибка. Это касается абсолютно всех направлений в медицине. Аллергии и противопоказания играют такой же вес в выборе методики лечения, как и анамнез.

Перед приемом в клинике просят заполнить анкету здоровья ребенка. Это является неотъемлемой частью лечения. Обратите внимание, изучает ли доктор заполненные данные. Или как вариант, в ходе общения с вами он может спросить про аллергии и болезни малыша.

Игнорирование противопоказаний подвергает здоровье ребенка непредвиденным осложнениям и риску.

Designe by www.freepik.com
Designe by www.freepik.com

Заключение

Уважаемые родители, не стесняйтесь задавать неудобные вопросы докторам, настаивать на личном присутствии в кабинете или отказываться от лечения, если вас что-то смущает. В стране много опытных, квалифицированных профессионалов, умеющих не только классно лечить, но и делать это без страха и слез. Для этого существует сотни эффективных методик и инструментов.

Автор статьи: Печатникова Маргарита Петровна
Детский стоматолог клиник
MY ORT в Санкт-Петербурге.