Найти в Дзене
Мысли обо всём

Разумная Вселенная, о смысле жизни и бессмертии

Итак, мы добрались до самой верхней ступеньки мироздания - разумной Вселенной. Честно говоря, были сомнения, получится ли написать что-нибудь нетривиальное о разумной Вселенной. До этого уровня даже фантасты редко добираются. Галактика - ещё туда-сюда (мало ли что происходит в далёкой-далёкой галактике), но Вселенная просто чудовищно огромна. Настолько огромна, что в нашем повседневном опыте просто нет подходящих сравнений. Один из самых быстрых космических аппаратов, созданных человеком, «Вояджер-1», за 46 лет своего полёта едва добрался до границы Солнечной системы (24,2 млрд км). Чтобы долететь до границы наблюдаемой Вселенной с нынешней скоростью 17 км/с, ему понадобится 10^15 или 1000 триллионов лет, что в 70 тысяч раз больше нынешнего возраста Вселенной. По современным представлениям к тому времени во Вселенная останутся только тусклые белые карлики и чёрные дыры, т.е. по большому счёту Вселенная погрузится во тьму. Ну, а в реальности, он не долетит никогда, потому

Итак, мы добрались до самой верхней ступеньки мироздания - разумной Вселенной. Честно говоря, были сомнения, получится ли написать что-нибудь нетривиальное о разумной Вселенной. До этого уровня даже фантасты редко добираются. Галактика - ещё туда-сюда (мало ли что происходит в далёкой-далёкой галактике), но Вселенная просто чудовищно огромна. Настолько огромна, что в нашем повседневном опыте просто нет подходящих сравнений. Один из самых быстрых космических аппаратов, созданных человеком, «Вояджер-1», за 46 лет своего полёта едва добрался до границы Солнечной системы (24,2 млрд км). Чтобы долететь до границы наблюдаемой Вселенной с нынешней скоростью 17 км/с, ему понадобится 10^15 или 1000 триллионов лет, что в 70 тысяч раз больше нынешнего возраста Вселенной. По современным представлениям к тому времени во Вселенная останутся только тусклые белые карлики и чёрные дыры, т.е. по большому счёту Вселенная погрузится во тьму. Ну, а в реальности, он не долетит никогда, потому что для преодоления притяжения галактики нужна в 30 раз большая скорость (537 км/с), а граница даже видимой Вселенной убегает от нас ещё в 500 раз быстрее.

Глобальная структура Вселенной устроена очень своеобразно. По сути, она похожа на структуру нервной ткани. Я уже приводил эту картинку в первой части:

Слева - срез нервной ткани, справа - часть глобальной структуры Вселенной
Слева - срез нервной ткани, справа - часть глобальной структуры Вселенной

И хоть есть соблазн связать это непосредственно с разумностью Вселенной, общепринятая точка зрения на настоящий момент заключается в том, что это результат квантовых флуктуаций, имевших место на самой ранней стадии эволюции Вселенной и впоследствии растянутых инфляцией до космических масштабов. Как бы то ни было, есть множество исследований, показывающих, что Вселенную действительно можно уподобить мозгу. Начнём с того, что рассмотрим два варианта разумной Вселенной: с ограничением "скорости" сознания скоростью света (назовём её эмерджентной) и с возможностью мгновенных взаимодействий в рамках единого сознания (назовём её квантовой, подробнее об этом - в третьей части). Размер наблюдаемой Вселенной - 10^27 м. Это значит, что свет проходит её примерно за 90 млрд лет (без учёта расширения). Нетрудно прикинуть, что если скорость взаимодействий во вселенском сознании ограничена скоростью света, то такая Вселенная будет "думать" медленнее человека в 3*10^19 раз, и по меркам человеческой жизни она прожила только 10^-10 секунды. С другой стороны, Вселенная больше галактики в 10^5 раз, а во Вселенной 10^10 галактик. Если все они разумные, то это 10^20 перекрёстных связей между ними. Итого, эмерджентная разумная Вселенная может быть "умнее" галактики в 10^20 раз, но "думать" в 10^5 раз медленнее, т.е. выигрыш в "производительности" - 10^15, или 1000 трлн раз. В общем, неплохо, причём этот выигрыш сохраняется, даже если разумной становится только одна галактика из 10 миллионов.

Совсем другое дело, если мы допустим возможность мгновенных квантовых взаимодействий в рамках единого сознания. Такая Вселенная будет "думать" с такой же скоростью, как человек, но с мозгом, состоящим из 10^40 нейронов. С учётом увеличения перекрёстных связей (разумная планета умнее человека в 10^20 раз, галактика умнее планеты в 10^20 раз, и Вселенная умнее галактики ещё в 10^20 раз) получаем 10^60. На что способен такой разум, представить себе ещё сложнее, чем масштабы Вселенной. Если и можно подобрать какое-то знакомое понятие, то это, конечно, Бог, всеведущий и всемогущий.

Ещё одна характерная особенность этого уровня - постоянное увеличение линейного размера, связанное с расширением пространства. Каждую секунду из нашего поля зрения навсегда уходят 60 тыс. звёзд. В долгосрочной перспективе в рамках эмерджентной модели «медленного» сознания это представляет для разумной Вселенной некоторую проблему. Конечно, в ближайшие миллиарды лет деменция Вселенной не грозит, но по большому счёту Вселенная умирает. При сохранении современной скорости расширения, примерно через 100 млрд лет наступит момент, когда взаимодействие между разными галактиками станет невозможным, потому что все они будут удаляться друг от друга со скоростями, превышающими скорость света, и тогда разумная Вселенная умрёт. Что ж, все умирают - почему Вселенная должна стать исключением? Вопрос в том, успеет ли вообще Вселенная стать разумной за это время. По вселенским масштабам срок не такой уж большой. И может быть, через миллиарды лет какая-нибудь разумная галактика, последняя из могикан каталога Мессье, даже опишет эту драму поистине вселенского масштаба. Драму тем печальнее, что такая Вселенная всегда будет одинокой. Ведь по сути, Вселенная представляет собой гигантскую чёрную дыру, которую ничто не может покинуть, и даже если есть другие Вселенные, они - такие же чёрные дыры, и формирование гипотетического следующего уровня сознания невозможно.

Намного оптимистичнее вариант квантовой природы сознания. Для такой разумной Вселенной расширение не представляет никакой проблемы, потому что скорость взаимодействий в её сознании не ограничена скоростью света. В конечном счёте она всё равно умрёт - когда погаснут последние звёзды (через 10^15 лет) и испарятся последние чёрные дыры (через 10^67 лет). Однако, если существуют другие вселенные, то у нашей Вселенной есть шанс выйти на следующий уровень - разумной Метавселенной. Если такой уровень возможен (а почему нет - множественность вселенных ничем не фантастичнее исключительности нашей), то к моменту своей смерти наша Вселенная уже будет частью чего-то большего, и её смерть - не большая трагедия, чем смерть одного нейрона в мозге. Возможно, так оно всё и устроено на самом высшем уровне? Целые вселенные рождаются в больших взрывах, достигают стадии разумности, умирают, а Метавселенная живёт и процветает.

И возможно, в этом ответ на извечный поиск человечеством философского камня, дающего бессмертие. Клетки нашего организма (каждая из которых представляет собой фактически живой организм) обновляются в среднем каждые 7 лет. Старые клетки при этом умирают, и их бренные остатки выводятся из организма. Если бы они могли думать, они бы пришли в ужас. Мы же, находясь уровнем выше, даже не замечаем этих миллиардов маленьких трагедий. Смерть каждого человека - трагедия. За всю историю человечества умерло около 100 млрд человек - 100 млрд трагедий. Сколько раз люди воздевали руки к небу в немом вопросе: "За что?". И однако же, человечество сегодня живёт и здравствует. Если человечество исчезнет, это будет трагедией планетарного масштаба, но что если к тому времени мы будем осознавать себя разумной галактикой? Это трудно себе представить, находясь на планетарном уровне, - ведь мы очень дорожим нашей памятью и нашими надеждами, - но на уровне разумной галактики, где таких цивилизаций могут быть миллиарды, эта потеря будет ощущаться не болезненнее, чем смерть одного нейрона в мозге, т.е. по большому счёту, никак. И однако же, всё наше естество восстаёт против этой мысли - как же все эти миллионы лет эволюции, Гомер, Платон, Пушкин, Чайковский - неужели всё было напрасно? Эту печаль неплохо удалось передать режиссёру мини-сериала «Конец детства», снятому по одноименному роману Артура Кларка, о котором я уже упоминал во второй части. Земля вот-вот будет уничтожена сверхразумными людьми, и последний человек Майло Родрикс наблюдает это из первых рядов:

Майло: Меня звали Майло Родрикс. Хотя, это уже не важно. Я был астрофизиком. Я прожил долгую жизнь... Чувствую запах печенья. Я - последний человек на Земле, что наслаждается последним удовольствием. Хочу попросить вас кое о чём. Не забывайте о нас. Может мы и совершили множество ошибок, но мы не заслуживаем забытья... Времени мало. Ты должен спасти хоть что-нибудь. Спаси что-нибудь с Земли, нельзя потерять всё, спаси хотя бы что-нибудь!
Кареллен: Что?
Майло: Что-нибудь из нашей культуры. Нельзя, чтобы от человечества не осталось и следа. Пожалуйста. Пожалуйста!
Конец детства
Конец детства

Артур Кларк представлял себе сверхразум как некую надындивидуальную сущность. Люди, достигшие стадии коллективного разума, теряют интерес ко всему земному, терпеливо дожидаются смерти последнего землянина, преобразуют Землю в энергию и на её импульсе уносятся куда-то в просторы галактики, чтобы стать частью галактического разума. Чтобы заниматься чем? В этом же романе есть намёки на то, чем будут заниматься сверхлюди в сверхразуме - например, исследовать новые диковинные планеты. Разрушить Землю, чтобы исследовать новые планеты? Что-то здесь не то. Сверхразум Кларка весьма похож на авторитарную власть, стоящую над галактикой, которой нет дела до переживаний отдельного человека.

Совсем другая картина сверхразума у Теодора Старджона в рассказе «Искусники планеты Ксанаду», о которой я тоже упоминал во второй части. Там я не акцентировал внимания на различии их подходов, и самое время поговорить об этом сейчас. У Старджона даже нет такого понятия - сверхразум или коллективный разум. Каждый житель Ксанаду остаётся собой и даже ничем особо не жертвует, кроме некоторой доли приватности. И если в конце романа Кларка вся память Земли исчезает, то у Старджона она (он называет её мастерством) только растёт и умножается:

Он твердо знал: он постиг всё, что знают и умеют искусники планеты Ксанаду, и может делать всё то же, что они, надо только сосредоточиться и думать над задачей, пока не почувствуешь — какое же ощущение должно быть правильное именно для тебя. Нимало не удивляясь, он понял, что все эти возможности и таланты сильнее самой смерти; ибо если человек что-то может и умеет, его искусство разделяют все и каждый, и когда он умирает, его искусство продолжает жить в других.

Вот, что такое коллективный разум - не революционное отметание старого ради абстрактного "светлого будущего", а эволюционное преображение и улучшение, в котором сохраняется всё хорошее и достойное. Смерть человека - трагедия, если мы рассматриваем его в отрыве от человечества. Если же человек был открыт, то его мысли, мечты, его мастерство стали частью других людей. Ничто не пропало зря. Тело обратилось в прах, но всё, чем человек жил, продолжает жить в других людях. Если погибла планета - это трагедия планетарного масштаба, но, если она успела стать частью разумной галактики, её история, опыт, мастерство стали достоянием галактики, и опять ничего не пропало зря. Трудно представить себе что-либо трагичнее гибели Вселенной, но именно такова современная научная перспектива. Об этом мало кто задумывается - Вселенная погибнет через триллионы лет, а ипотеку нужно платить завтра. И однако же, если всё заканчивается смертью Вселенной, то всё остальное в конечном счёте бессмысленно. Даже индивидуальная смерть имеет смысл - после человека остаются дети, память, идеи, вклад в будущее народа, человечества. Даже смерть Солнца не так страшна - это произойдёт через миллиарды лет, успеем к тому времени стать частью разумной галактики или, на крайняк, улететь к другим звёздам. Но если умрёт Вселенная, исчезнет всё - все наши бесчисленные потомки, народы, планеты, галактические империи - всё, «благодаря чему, мы - не смотря ни на что». Мы все похожи на персонажей фильма "Не смотрите наверх" - те старались не думать о летящей к Земле комете, а мы - о тепловой смерти Вселенной. Герои трилогии Лю Цысиня "Воспоминания о прошлом Земли" находили утешение в том, что расширение Вселенной сменится сжатием. Да, всё погибнет, но после этого будет новое начало. Сегодня мы уже знаем, что Вселенная расширяется необратимо. Если честно додумать эту мысль до конца, то наша единственная надежда на смысл в этой жизни - «лестница Иакова», описанная в первой части. Подняться по ней до конца и надеяться, что что-то есть над её верхней ступенькой:

«Лестница Иакова» - ступени мироздания
«Лестница Иакова» - ступени мироздания

Осталась ещё одна особенность Вселенной, которую стоит здесь упомянуть, - во Вселенной есть течения. Во-первый, это Великий аттрактор - гравитационная аномалия, расположенная примерно в 250 млн световых лет от Земли в созвездии Наугольник, которая притягивает к себе все скопления галактик в этой части Вселенной, включая наше. Скорее всего, это огромное сверхскопление галактик, которое в 100 тыс. раз массивнее нашей Галактики. Прикольно, но особой загадки не представляет и к нашей теме непосредственного отношения не имеет, разве что замедлит деменцию разумной Вселенной первого типа. Есть, однако, ещё одно интересное течение, которое получило название «Тёмный поток». В 2008-м году группа астрофизиков нашла свидетельство упорядоченного движения по крайней мере 1400 скоплений галактик по направлению к чему-то, находящемуся за пределами видимой части Вселенной. Что там, никто не знает. Достоверность этого открытия тоже пока под сомнением. Для нас же это ещё один проблеск надежды, что "лестница Иакова" не заканчивается разумной Вселенной, а наша история - тепловой смертью Вселенной. Поживём - увидим.

Разумная Метавселенная. Вместо послесловия

Дальше мы вступаем в область чистых спекуляций. Существуют ли другие вселенные, возможно ли взаимодействие между ними, или их физика настолько разная, что исключает любую возможность коллективного разума? Мы этого не узнаем, пока не дойдём до самой верхней ступеньки лестницы мироздания. По оптимистическим прогнозам это может произойти через 600 млн лет, по пессимистическим - никогда. В таком случае, зачем вообще думать об этом? И однако же, глубоко внутри нас есть что-то, что требует осмысленности нашего существования. Нам нужен свет в конце туннеля, даже если он длиной в миллиарды лет. Кто пойдёт в туннель, если верит, что он оканчивается тупиком? А если выбор - между попыткой узнать, что в конце туннеля, и топтанием на месте, то не стоит ли хотя бы попытаться? Дорогу осилит идущий.

Был на земле один мыслитель и философ, всё отвергал, законы, совесть, веру, а главное – будущую жизнь. Помер, думал, что прямо во мрак и смерть, ан перед ним – будущая жизнь. Изумился и вознегодовал: «Это, говорит, противоречит моим убеждениям». За это присудили его, чтобы прошел во мраке квадриллион километров, и когда кончит этот квадриллион, то тогда ему отворят райские двери и всё простят. Осужденный посмотрел и лег поперек дороги: «Не хочу идти, из принципа не пойду!». Пролежал почти тысячу лет, а потом встал и пошел. А только ему отворили в рай, и он вступил, то, не пробыв еще двух секунд, воскликнул, что за эти две секунды не только квадриллион, но квадриллион квадриллионов пройти можно, да еще возвысив в квадриллионную степень!
Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы