Найти в Дзене
Евгения Кретова || писатель

Коллапс книгоиздания - так ли далеко от истины?

Читая три недавно созданных ТГ-канала со слезами редакторов, авторов и читателей, не могу отделаться от мысли, что издательское дело в России (не исключаю, что и за рубежом тоже) находится на грани грандиозного коллапса – участники книгоиздания перестали слышать друг друга: авторы остаются наедине с изданными тиражами, читатели не находят интересующие их новинки, редакторы не могут издать те книги, которыми «горят». Между тем, согласно данным книжной палаты, ежедневно в России печатаются не менее 40 наименований книг. 40. В месяц – это порядка 800 наименований. При минимальном тираже в 1.5-2 тысячи экземпляров – это около 700 тысяч экземпляров. Ни один читатель не сможет отследить новинки. Ни один магазин не в состоянии разместить их на своих полках. Ни один издатель не сможет продвинуть и рассказать обо всех. Поэтому из общего числа новинок выдергиваются 30-40, которые попадают в продвижение, в дайджесты. Все. Остальное отдается на откуп самому нерадивому маркетологу из всех возможных

Читая три недавно созданных ТГ-канала со слезами редакторов, авторов и читателей, не могу отделаться от мысли, что издательское дело в России (не исключаю, что и за рубежом тоже) находится на грани грандиозного коллапса – участники книгоиздания перестали слышать друг друга: авторы остаются наедине с изданными тиражами, читатели не находят интересующие их новинки, редакторы не могут издать те книги, которыми «горят».

Между тем, согласно данным книжной палаты, ежедневно в России печатаются не менее 40 наименований книг. 40. В месяц – это порядка 800 наименований. При минимальном тираже в 1.5-2 тысячи экземпляров – это около 700 тысяч экземпляров. Ни один читатель не сможет отследить новинки. Ни один магазин не в состоянии разместить их на своих полках. Ни один издатель не сможет продвинуть и рассказать обо всех. Поэтому из общего числа новинок выдергиваются 30-40, которые попадают в продвижение, в дайджесты. Все. Остальное отдается на откуп самому нерадивому маркетологу из всех возможных – автору: он и не умеет продавать в большинстве своем, стесняется рассказывать о своем тексте, да еще и толком алгоритмов продвижения не знает. Да и в законах о рекламе откровенно «плавает». Вы бы доверили такому свой бизнес?

Сегодня издательства говорят авторам – продвигайте свои книги через сообщества, вкладывайтесь в рекламу. И совершают, на мой взгляд, серьезную стратегическую ошибку, доверяя свой бюджет, вложенные в печать книги деньги неумехе, который рассказать-то о книге может (сам же написал), но большой вопрос, кому он это рассказывает, как определяет аудиторию и т.д.

А на следующий месяц на склады издательств упадут еще 700 тысяч новых книг. И издательства будут уже думать над продвижением новой группы счастливчиков. И так каждый месяц.

Но если вдруг книга «выстрелила», то издательства хватаются за образовавшийся тренд, забрасывая читателя все новыми аналогичными книгами, методом подсечно-огневого земледелия буквально вытаптывая полянку до состояния глины, до тех пор, пока читателя не начнет тошнить. Так было с вампирами, с драконами, с властными миллионерами-приверженцами БДСМ. Сейчас так с Российской империей и уютными детективами про старушек и кексики.

В такой ситуации издательства анонсируют серии (чтобы читатель мог схватиться хотя бы за какую-то видимость надежной опоры), но вынуждены закрывать их – продажи низкие. И тем самым снова (в который раз и вот опять) обманывая ожидания читателя.

Зарубежные авторы сейчас примерно в такой же ситуации, но там есть вариант с продажей прав и переводами. У нас, даже если автор отдал права на перевод, не факт, что его включат в каталог и предложат зарубежным партнерам.

До какого момента будет длиться эта ситуация? Я честно, не знаю, но есть ощущение, что мы все на борту Титаника, который разогнался на ледяном поле Атлантики и вот-вот столкнется с айсбергом. «Лабиринт» уже тонет…

В чем вижу выход – в снижении наименований (да, это ударит по возможностям авторов издаться, по молодым и начинающим, по неуверенным и неумеющим красиво презентовать книгу, по не очень успешным в прошлом), а еще в сотрудничестве и кооперации. Более разнообразный контент в соцсетях издательств, с опорой на материалы, подготовленные авторами, не «забивать» на застрявшие с продажами наименования, не забывать о них, а стараться выдергивать в первую очередь, включать в подборки и рекомендации, делать регулярные подборки новинок авторов, выделять региональных авторов. Кооперация между авторами – взаимный пиар, подборки, отзывы на книги коллег (большинство авторов это уже делает). Читательские активности – конкурсы, розыгрыши, с «подсвечиванием» этих активностей в соцсетях издательств.

Если ничего не делать, то все может закончиться весьма печально.

Подписывайтесь на канал: отзывы, книжные обзоры, интересные цитаты и новости издательского мира.