Найти в Дзене
Сергей Петров

Послегатический зороастризм: Эсхатология

Согласно Бундахишну, после всеобщего телесного воскресения «Огонь и божество Арйаман расплавят металл, (что) в горах и холмах, и он останется на земле подобно реке. Затем они заставят всех людей войти в расплавленный металл и очиститься. Тому, кто праведен, тогда покажется так, словно он идёт в тёплом молоке, а тому, кто грешен, тогда покажется так, словно он на земле (pad gētīg) идёт в расплавленном металле»[1]. В отношении конечной судьбы грешников зороастрийское предание противоречиво: «Сведения о судьбе злых душ после обновления мира в пехлевийской литературе расходятся. Манушчихр явно имеет в виду полное очищение от греха для злых душ посредством расплавленного металла, после чего они станут бессмертными и блаженными (Дадестан-и дениг, 31.10-13; 36.110-111); другие традиции учат об уничтожении душ грешников при обновлении мира»[2]. Пехлевийские тексты делят существование мира на три эры – Творения (пехл. Bundahišn), Смешения (Gumēzišn) и Разделения (пехл. Wizārišn). Эра Творения н

Согласно Бундахишну, после всеобщего телесного воскресения «Огонь и божество Арйаман расплавят металл, (что) в горах и холмах, и он останется на земле подобно реке. Затем они заставят всех людей войти в расплавленный металл и очиститься. Тому, кто праведен, тогда покажется так, словно он идёт в тёплом молоке, а тому, кто грешен, тогда покажется так, словно он на земле (pad gētīg) идёт в расплавленном металле»[1].

В отношении конечной судьбы грешников зороастрийское предание противоречиво: «Сведения о судьбе злых душ после обновления мира в пехлевийской литературе расходятся. Манушчихр явно имеет в виду полное очищение от греха для злых душ посредством расплавленного металла, после чего они станут бессмертными и блаженными (Дадестан-и дениг, 31.10-13; 36.110-111); другие традиции учат об уничтожении душ грешников при обновлении мира»[2].

Пехлевийские тексты делят существование мира на три эры – Творения (пехл. Bundahišn), Смешения (Gumēzišn) и Разделения (пехл. Wizārišn). Эра Творения началась после того, как Ормазд и Ахриман сделали соответственно благой и злой выбор. В эту эру были сотворены духовные прообразы всех благих вещей мира: Ормазд «сотворил духовные образы созданий… три тысячи лет они оставались духовными образами, которые были недумающими, неподвижныим и с неосязаемыми телами»[3] (u-š mēnōgīhā… frāz brēhēnīd. sē hazār sāl andar mēnōgīh ēstīd hēnd, kū būd hēnd a-menīdār ud a-rawāg tan agriftār). После этого Ормазд перевёл духовные прообразы в тела. В ответ на это Ахриман сотворил себе в помощь злых существ.

За эрой Творения последовала эра Смешения. Ормазд и Ахриман договорились, «чтобы (наша) борьба в период Смешения продлилась девять тысяч лет» (kū zamān kun tā kārezār pad gumēzišnīh ō nō hazār sāl frāz abganēm); «В течение этих девяти тысяч лет три тысячи лет всё будет происходить по воле Ормазда, три тысячи лет – в смешении (воли) Ормазда и Ахримана, а в последние три тысячи лет Злой дух будет обессилен, и они прекратят противостояние из-за творений»[4]. Ахриман вторгся в благой телесный мир и испортил его, что положило начало битве сил света с силами тьмы.

Общую продолжительность истории Бундахишн определяет в 12 тысяч лет: «О летосчислении. Времени было двенадцать тысяч лет (dwāzdah hazār sāl būd)… Три тысячи лет был (период) духовного состояния, когда творения были немыслящие, неподвижные и неосязаемые (sē hazār sāl, mēnōg ēstišn būd, kū dām a-menīdār a-rawāg a-griftār būd)… (6000 лет было) противостояние»[5]. По прошествии 6 тысяч лет эры Смешения в мир является Заратуштра, после проповеди которого история длится ещё 3 тысячи лет. Согласно счислению Бундахишна, в настоящее время мы находимся во второй четверти последнего, 12-го тысячелетия истории.

В конце истории случится Чудотворение (Frašegird) и начнётся эра Разделения (Wizārišn), когда силы зла будут уничтожены и телесный мир вернётся к своему первоначальному благому состоянию, однако эта третья эра лежит уже за пределами истории.

[1] Перевод О.М. Чунаковой. Зороастрийские тексты. М. 1997. С. 307.

[2] Albert De Jong. Traditions of the Magi: Zoroastrianism in Greek and Latin Literature. Leiden – New York – Köln, 1997. P. 239.

[3] Перевод О.М. Чунаковой. Зороастрийские тексты. М. 1997. С. 266.

[4] Там же. С. 267.

[5] Там же. С. 310.

См. подробнее:

https://ridero.ru/books/arii_pervye_u_boga/

https://www.amazon.com/dp/B0CDGYWYGR

https://www.ozon.ru/product/arii-pervye-u-boga-zoroastriyskoe-proishozhdenie-avraamicheskih-religiy-petrov-sergey-1120341291/?sh=j58opFItbw&__rr=1

https://digital.wildberries.ru/offer/148952