Найти в Дзене
Лекторий Dостоевский

От Тепсеня до Планерского. Коктебель

Коктебель – это и историческое поселение разношерстных этнических групп, и кузница русских литераторов, и место средоточия спортсменов-дельтапланеристов, и точка, неизменно притягивающая путешественников всех мастей. Сложна и ярка его история – как, впрочем, и история всей нашей страны. Поселения в районе Карадага (на плато Тепсень) существовали и в раннюю христианскую эпоху, и во времена правления генуэзцев и венецианцев. Окрестности нынешнего поселка в Крыму когда-то были городищем Тепсень - именно по названию плато. А если мы говорим о поселении Коктебель, которое образовалось под склоном Карадага в позапрошлом столетии и называлось так вплоть до 1945 года и снова - с 1992, то изначально это была болгарская деревня. В советские годы - с победного 45го и до развала Союза поселок называли Планерским - в связи с тем, что это место по своим показателям идеально подходило для спортсменов-дельтапланеристов. А в 19 веке ту самую болгарскую деревеньку основали переселенцы из Болгарии, при

Коктебель – это и историческое поселение разношерстных этнических групп, и кузница русских литераторов, и место средоточия спортсменов-дельтапланеристов, и точка, неизменно притягивающая путешественников всех мастей. Сложна и ярка его история – как, впрочем, и история всей нашей страны.

Поселения в районе Карадага (на плато Тепсень) существовали и в раннюю христианскую эпоху, и во времена правления генуэзцев и венецианцев. Окрестности нынешнего поселка в Крыму когда-то были городищем Тепсень - именно по названию плато.

Здесь, на плато Тепсень и было древнее одноименное городище
Здесь, на плато Тепсень и было древнее одноименное городище

А если мы говорим о поселении Коктебель, которое образовалось под склоном Карадага в позапрошлом столетии и называлось так вплоть до 1945 года и снова - с 1992, то изначально это была болгарская деревня. В советские годы - с победного 45го и до развала Союза поселок называли Планерским - в связи с тем, что это место по своим показателям идеально подходило для спортсменов-дельтапланеристов.

С 1945 по 1992 поселок назывался Планерским
С 1945 по 1992 поселок назывался Планерским
Дельтапланеристы над горой в Коктебеле
Дельтапланеристы над горой в Коктебеле

А в 19 веке ту самую болгарскую деревеньку основали переселенцы из Болгарии, приглашенные еще Екатериной II для возделывания крымских земель по принципу географической и климатической схожести ландшафтов. И первой такой семьей стали Стамовы. Семья была большая, да и за ними еще в XIX веке потянулись сюда и другие их соотечественники, потому в современном Коктебеле еще сохранились старые болгарские дома с характерными террасами. О Стамовых и сегодня знают и помнят в поселке. И вовсе не только потому, что они стали первопроходцами в этом плане, нет. Выходцы из семьи впоследствии сыграли значительную роль в местном сообществе и были уважаемы во всем Крыму - среди них были и гражданские руководители, и герои Великой Отечественной войны.

Из истории поселка, которую знают по ХХ веку, по творческой коммуне, жившей на побережье, выделяется имя Максимилиана Волошина. Но не с ним одним, справедливости ради, связана история этого островка "интеллигенции" в поселке. Эдуард Андреевич Юнге был очень успешным врачом-офтальмологом, был даже удостоен награды за удаление катаракты в диких условиях Северной Африки. И по зову сердца, и по долгу службы он много путешествовал по Европе, хотя светского общества сторонился. И однажды врач приехал в юго-восточный Крым, с тихой бухтой, нежно очерченными холмами - природу, напоминающую любимую им прибрежную долину Аликанте в Испании, один из знаменитых центров виноделия. Он часто любил там бывать, но ведь это далекие и дорогостоящие сложные поездки...К тому же, при всей красоте крымских широт, здешние места оказались практически не тронутыми толпами отдыхающих. Доктор Юнге вместе с семьей оставил Санкт-Петербург и переехал в Коктебельскую долину, где скупил участки вдоль береговой линии - от Карадага и вплоть до горы Кучук-Енишары.

Дом семьи Юнге
Дом семьи Юнге

Юнге построил семейную усадьбу, взрастив на местности целую династию. Супруга его, Екатерина Федоровна Юнге, дочь вице-президента Академии художеств, была художницей. Она тоже приезжала сюда, была дружна с семьей тоже обосновавшихся там чуть позже Волошиных и часто писала этюды. Те самые воспоминания об Аликанте не прошли даром - семьей Юнге было создано единое хозяйство с огромными виноградниками.

Виноградники Юнге при СССР
Виноградники Юнге при СССР

Сыновья Александр и Федор в итоге создали основу для промышленного виноделия в Коктебеле: выращивали виноград, занимаясь разными сортами, производили вино. Именно виноградники Юнге после войны стали первыми плантациями рабочей артели, ставшей затем знаменитым винсовхозом.

Арка при въезде на винзавод
Арка при въезде на винзавод

Семья Юнге обустраивала здесь и первые дороги. Федор был инженером, он проектировал и строил ирригационные и другие инженерные сооружения, которые способствовали хорошему урожаю винограда. Продолжая дело своего отца, он привез многие сорта из Европы, постепенно создал современное по тем временам производство и наладил выпуск вин алиготе и каберне. Вина, которые делали в усадьбе Юнге, завоевывали награды на всемирных выставках-ярмарках.

Получалось, Волошины (мать и сын) вдохнули душу в эту местность, насытили, напитали ее идеями, творчеством, искусством и философией. А Юнге способствовали "физическому" наполнению и благоустройству Коктебеля. О Волошине нам недвусмысленно напоминает отчетливо виднеющийся с набережной профиль Максимилиана Александровича. О Юнге - инфраструктура и само наполнение поселка.

Вглядитесь в очертания холма...
Вглядитесь в очертания холма...

...В Котебельской местности на холмах растет очень изящный цветок - тюльпан коктебелика (T. koktebelica Junge или Кафа леле), который недолго цветет по весне. В названии мы видим фамилию Юнге, так как он был открыт Александром Эдуардовичем. Это эндемик - он больше нигде не произрастает.

-9

Волошины, кстати, появились в Коктебеле во многом благодаря семье Юнге - после смерти Эдуарда Андреевича в начале XX века сыновьям и вдове не хватало средств на поддержание усадьбы и они стали распродавать свои земли, предлагая околокультурной среде. Так создавался поселок творческой и научной интеллигенции, в который Волошин попал еще юношей. Он с восторгом принял решение матери, Елены Оттобальдовны, приобрести тут летний домик: «На юг, к морю! Мы будем там жить», - написал он в своем дневнике.

Мать и сын Волошины у своего Дома поэта, построенного на купленной у Юнгов земле
Мать и сын Волошины у своего Дома поэта, построенного на купленной у Юнгов земле

Со временем там образовался знаменитый в будущем Дом поэта, он же - дом литераторов, где до недавнего времени постоянно проводили фестивали, конкурсы, чтения.

Сохранилась только эта усадьба - единственная из дачного поселка. Сегодня в мечтах сотрудников Музея-заповедника «Киммерия М. А. Волошина» объединить разрозненные части наследия Юнге и Волошина в один музейно-усадебный комплекс, внести в Реестр объектов культурного наследия не только холм с могилой Юнге, но и сохранившийся дом и, может быть, когда-нибудь восстановить портик над семейной усыпальницей и юнговскую усадьбу.