«Сказка» – знакомое каждому слово, понятие с детства. Вряд ли найдется хоть один человек, который не слышал сказок: «Колобок», «Золушка», «Красная шапочка», «Мальчик-с-пальчик», сказки про русских богатырей, про Иванушку-дурачка, про Кощея Бессмертного и многие другие. Но не все знают, что сказка может быть не только литературным произведением, но и психологическим и даже психотерапевтическим инструментом.
Ещё в начале XX века З. Фрейд обратил внимание на значение сказок в изучении бессознательного. Другие видные психологи также не обошли вниманием сказк(и/у) (Э. Берн, К. Г. Юнг).
А чуть позже, в рамках библиотерапии, сформировалась сказкотерапия. Сначала это была всего лишь методика, но в дальнейшем сказкотерапия стала самостоятельным методом. И если во всем мире сказкотерапия до сих пор является частью библиотерапии (одно из направлений арт-терапии, использующее литературный материал для психотерапевтических целей), то в России и в некоторых странах СНГ она с 90-х годов XX века считается отдельным и полноправным направлением арт-терапии. А в 1997 году в Санкт-Петербурге был открыт «Институт сказкотерапия».
При этом, несмотря на всю самобытность и самостоятельность, сказкотерапию применяют в своей работе многие специалисты: психологи, психотерапевты, арт-терапевты, социальные работники и многие другие.
Сказкотерапия – это направление арт-терапии, метод психологической помощи и поддержки, терапии в основе которого лежит литературное произведение – сказка.
Но как применяется сказка, как её использовать, чтобы она возымела терапевтический эффект!? Оказывается вариантов достаточное количество. Поэтому здесь расскажу об основных и часто встречающихся в практике:
- Сказка как метафора. Человек (клиент) рассказывает какие ассоциации у него вызывает определенная сказка, как это связано с его жизнью и т.п.
- Рисование по сказке. Создание рисунка на основе тех ассоциаций, которые возникли от прочтения или прослушивания сказки. Возможно обсуждение, анализ получившегося рисунка.
- Обсуждение поведения героев сказки.
- Постановка сказки, эпизода. Это может быть театрализованная постановка или с помощью кукол, игрушек; как групповая так и «театр одного актера».
- Сказка как притча, то есть использование сказки как нравоучительной истории.
- Сочинение, дописывание, переписывание сказки. Также возможно создание образа одного героя.
А теперь давайте разберемся в чем же польза сказок и терапии на их основе.
Первое, и это поймут многие – из сказок мы можем узнать о таких понятиях как: добро, зло, любовь и отношение к людям, ближнему, родным, родине, природе и т.п.; то есть передача опыта, морально-нравственных норм и правил. Как писал А. С. Пушкин (Сказка о золотом петушке):
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.»
Второй момент – это развитие. Слушая, читая, придумывая, переписывая сказки мы тем самым тренируем и развиваем воображение, творческие навыки и способности.
Следующий, и этот пункт связан с первым: через сказки мы узнаем об образцах, конструктах поведения, как герои действуют в тех или иных ситуациях. Также к этому пункту можно отнести и возможностьнахождения и понимания возможных решений своих собственных трудностей, вопросов и проблем.
И ещё один пункт, который хочу отметить это профилактика и разрешение внутриличностных и межличностных конфликтов.
Безусловно, этим не ограничивается сказкотерапия – это лишь короткий обзор её возможностей. Но надеюсь, что даже эта малая часть поспособствует решению важных жизненных вопросов. Всем добра!
Автор статьи: Чуклов Артем Валериевич - практикующий арт-терапевт, психолог