Эх, как же иногда хочется просто потянуться, представить себя где-нибудь на природе, например, возле озера. Но нет, хрен там. Вы как-то слишком расслабились. Поэтому вот, держите очередную фобию. Лимнофобия. Боязнь того, что скрывается в озере. И любой нормальный человек сейчас такой: ой, да что там может скрывать эта вода? Щуку размером со слона? Глубокую яму, в километр глубиной? Да ну нет же, все это сказки. Если быть осторожным, то и бояться нечего. Да? Ну что же...
Камерун. Пройдёмся вдоль одного нечем непримечательного озерца. Достаточно крутые и скалистые берега, а на поверхности воды почему-то все время бьют фонтанчики. Так, стоп. Ты сейчас что, про ритуалы славящие Ктулху заговорил? Нет, не переживайте. Приглядитесь к этим фонтанчикам, они вполне себе рукотворные. Это насосы, которые поднимают воду со дна на поверхность. Нахрена такой наворот для озера? Вернёмся немного назад. Примерно на 12 тысяч лет. Гора, по которой мы гуляем, находится как раз на Камерунской вулканической линии. А значит, где-то поблизости наверняка будет магма. Что произойдёт, если её обильный поток вдруг встречает не менее обильный поток обычной грунтовой воды? Думаю, догадаетесь — происходит активное выделение пара и, как следствие, громкий ба-бах, до жути пугающий всех местных обитателей. В месте выделения пара и звука образуется так называемый маар — такой кратер, но не конического профиля, а больше похожий на воронку от взрыва (что собственно и произошло). В случае Камеруна она неправильной формы и примерно 1,5 км в диаметре. Прошли годы, яму затопило и образовалось то самое озеро Ньос, где мы с вами сейчас гуляем.
Пока мы бродим по земле, под нами тоже кое-что бродит. Там по-прежнему идёт вулканическая активность. Магма булькает, газики выделяются и сквозь микротрещинки породы проникают в воду озёра. Если бы это был нормальный и обычный водоём, где-нибудь в прохладном климате — ваще без проблем. Циркуляция жидкости, когда тёплая вода поднимается, а холодная опускается, решила бы вопрос с газами раз и навсегда — они бы просто выходили без проблем через поверхность. Но мы говорим про Камерун. Здесь тепло, поэтому температура по всему объёму примерно одинаковая и озеро — меромиктическое (воды с глубины не смешиваются с поверхностными, образуя такой жидкий слоистый пирог). Газы долгое время накапливались в более плотных донных слоях, пока 21 августа 1986 года не произошло... что-то, названное лимническим извержением. Триггером, судя по всему, стал сход куска обрыва. Он, в свою очередь, вызвал большую волну. Хрупкое равновесие нарушилось и...
Приехавшие на место катастрофы люди были в ужасе. Что произошло? Непонятно. Подозревали теракт, но кому надо было уничтожать три заштатные деревни с простыми крестьянами? Тем не менее было ясно, что население было уничтожено полностью. Тела лежали там, где людей застала смерть. Погибло 1746 человек и более 3 тысяч голов скота. Несколько выживших описали произошедшее: «запахло тухлыми яйцами, потом навалилась дикая усталость. Я не мог открыть рта, был не в силах говорить. На следующий день, когда я смог встать, оказалось, что все мои соседи были мертвы». Всё это произошло буквально за секунды. Расстояние от Ньос до деревень составляло 25 километров. Озеро нанесло коварный и подлый удар.
Газы объёмом примерно в кубокилометр, тысячелетиями накапливающиеся в глубинах, были выброшены в атмосферу после перемешивания воды тем самым куском обрыва. Углекислый газ, составляющий основную массу этого «кубика», оказался гораздо тяжелее воздуха, поэтому сразу со скоростью автомобиля принялся «растекаться» по земле. Чтобы было понятно — его концентрация в привычном для нас воздухе 0.04%. Во время этого «пробега» значение было около 30%. Такие запредельные показатели приводили к быстрой потере сознания и смерти от удушья. Сейчас, конечно, накопление этих газов в глубинах озера продолжается, но власти Камеруна уже поставили три насоса для подъёма опасных веществ с глубин. А в 2019 было объявлено, что водоём больше не представляет опасности — газы вполне себе нормально циркулируют.
А да, откуда фобия... Учёные прошерстили окрестности и нашли Киву. Озеро примерно с такой же системой. Только там газа побольше (приблизительно 510 миллионов тонн или 2% от ежегодно выделяемого человечеством при сжигании топлива). А ещё он с примесью метана. По оценкам, если на Киву произойдёт такое же «опрокидывание» как и на его «младшем брате», то будет более 2 млн жертв. В 2001 году там поставили один насос. Но... Киву в 1700 раз больше Ньоса. Здесь даже тремя штуками не обойтись — объёмы не те. Слишком дорого для Конго и Руанды, на границе которых расположена эта мина. Короче, приятного озерного отдыха вам.
----
Тут обязательная просьба поставить лайк и подписаться. Собираюсь писать еще о многом интересном. А еще у меня есть телеграм-канал: Массаракш Наизнанку. Там подобные статьи появляются раньше, но без подробностей. А еще там бывают всякие новости.