Найти в Дзене
For memories

Мастер и Маргарита 2024

Не могла не сходить на МиМ - прочла столько отзывов на этот фильм, к тому же бюджет картины 1 200 000 000 р. Сложно было представить, во что преобразовали такую кучу нулей :-). Впечатления противоречивые. Фильм «по мотивам романа». Москва в этом фильме, конечно, поражает. Настолько монументальной она в реальности так и не стала, однако в задумке верховных вождей, думаю, была именно такой. И эта зрелищность одновременно — и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что становится понятно, что отдельный человек в такой Москве — ничто. Никто не будет его ценить или беречь. А плохо, потому что монументальность зданий и памятников отвлекает от важного. От тех идей, которые несет в себе само произведение — о борьбе добра и зла. О тонкой грани, которая отделяет одно от другого. От мысли, что часто только дьявол способен навести порядок, потому что «добро» превратилось в невесть что. Именно потому, что долгий и многослойный роман был сжат до фильма в 2 ч 37 минут, многое теряется. Например, фраза Воланд
Фото из сети
Фото из сети

Не могла не сходить на МиМ - прочла столько отзывов на этот фильм, к тому же бюджет картины 1 200 000 000 р. Сложно было представить, во что преобразовали такую кучу нулей :-).

Впечатления противоречивые.

Фильм «по мотивам романа».

Москва в этом фильме, конечно, поражает. Настолько монументальной она в реальности так и не стала, однако в задумке верховных вождей, думаю, была именно такой.

Зацените по финальным кадрам, какой представлена Москва в МиМ 2024
Зацените по финальным кадрам, какой представлена Москва в МиМ 2024

И эта зрелищность одновременно — и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что становится понятно, что отдельный человек в такой Москве — ничто. Никто не будет его ценить или беречь. А плохо, потому что монументальность зданий и памятников отвлекает от важного. От тех идей, которые несет в себе само произведение — о борьбе добра и зла. О тонкой грани, которая отделяет одно от другого. От мысли, что часто только дьявол способен навести порядок, потому что «добро» превратилось в невесть что.

Именно потому, что долгий и многослойный роман был сжат до фильма в 2 ч 37 минут, многое теряется. Например, фраза Воланда «люди как люди... квартирный вопрос их испортил» непонятна, потому что нет кадров, где люди бьются за свободные комнаты. Нынешнему поколению так и вовсе не понять, отчего такая тоска по квадратным метрам — возьми ипотеку, делов-то!.. Из-за того, что фильм короткий, а зрелищность монументальных зданий зашкаливает, эмоциональные акценты сложно расставить. Читала в отзывах, что сериал Бортко 2005 года слишком растянут. Зато! зритель эмоционально созревает до нужных выводов. Он растет от серии к серии с тем, чтобы в конце прийти к сцене «Свободен! Он ждет тебя» с нужным пониманием. И сами по себе актеры в сериале Бортко (Басилашвили, Лавров, Филиппенко) такие, что их слова, жесты, действия несут некий смысл, заставляют задуматься. В фильме же все происходит очень быстро. Слишком быстро для того, чтобы какие-то важные мысли появились и проявились.

Актерский состав иной, да. Пилат — активный мужчина средних лет, жесток и полон сил (и это хорошо). Воланд в представлении Августа Диля... ну неплох, да, эстетичен и коварен. Но в исполнении Басилашвили дьявол был источником мудрости веков, много повидавшим существом. А здесь какой-то невротик-пограничник. Ну, поигрался с людишками, и что?..

Азазелло в исполнении Алексея Розина тоже проиграл в моих впечатлениях по сравнению с Александром Филиппенко (у Филиппенко мне голос очень нравится и его тонкая манера втираться в доверие).

Кот изумительный, в фильме есть живой мейнкун.

Барон Майгель (Алексей Гуськов) покорил. Очень совпал с моими ожиданиями.

Критик Латунский — просто душка! какой душный. А как блистательно критиковал! Речь была очень в духе советских времен, а вид — так и вовсе не отличим.

Маргарита (Юлия Снигирь) — наряды красивые, особенно фиолетовые платья и жакет. Клатчи подобраны замечательно. Думаю, в таком коротком фильме ей просто некогда было особенно раскрыться (по сравнению с сериалом 2005 года в 10 серий).

Евгений Цыганов в роли Мастера напомнил мне Булгакова. Тонко чувствующий и точно пишущий. Непокорившийся. Внутренне свободный (до поры до времени). Совсем не герой, обычный человек.

Впрочем, Иешуа ведь тоже не был каким-то исключительным. Просто так совпало.

Если внимательно смотреть, можно много аналогий провести и с нынешними временами. Как-то даже удивительно, как фильм вообще вышел на экран.

Еще мне показалось удивительным, какая судьба у писателя и у романа. Многие же пытались написать «нетленку», и властью были обласканы, и талантом не обделены, однако же у них не случилось. А тут — достаточно трагичная судьба у автора и его произведений, а «МиМ» остается таким же притягательным и актуальным, как и тогда

#булгаков #кино #мастер_и_маргарита