Найти в Дзене

Бесплатные стоковые фотографии могут оказаться совсем не бесплатным сыром в мышеловке

Как удобно, зашел на стоковый ресурс, типа Pinterest, где лежат бесплатные фоточки, скачал и пользуйся себе в удовольствие. Согласны? Вот и один наш клиент – крупная на Юге России стоматологическая клиника – для графического оформления своей услуги имплантации зубов у себя на сайте вот так же скачала с одного из ресурсов красивенькое изображение зубного имплантата. Причем самое главное, на сайте, откуда взято фото, было прямо указано, что выставлено оно для свободного использования бесплатно. Скачали фото, разместили у себя на сайте и довольные забыли об этой истории. Я, Олег Михайленко, управляющий партнер адвокатского бюро "Михайленко и партнеры". Мы с командой ведём ТГ-канал, в котором делимся самой актуальной и качественной информацией в сфере бизнеса и права. А лет через пять к ним прилетает письмо счастья. Нет, не то, которое нужно разослать 30 друзьям в мессенджерах и дождаться 13 ответных сообщений для благосклонности судьбы. А самая что ни на есть настоящая ПРЕТЕНЗИЯ. Оказало

Как удобно, зашел на стоковый ресурс, типа Pinterest, где лежат бесплатные фоточки, скачал и пользуйся себе в удовольствие. Согласны? Вот и один наш клиент – крупная на Юге России стоматологическая клиника – для графического оформления своей услуги имплантации зубов у себя на сайте вот так же скачала с одного из ресурсов красивенькое изображение зубного имплантата.

Причем самое главное, на сайте, откуда взято фото, было прямо указано, что выставлено оно для свободного использования бесплатно. Скачали фото, разместили у себя на сайте и довольные забыли об этой истории.

Я, Олег Михайленко, управляющий партнер адвокатского бюро "Михайленко и партнеры". Мы с командой ведём ТГ-канал, в котором делимся самой актуальной и качественной информацией в сфере бизнеса и права.
Михайленко и партнеры

А лет через пять к ним прилетает письмо счастья.

Нет, не то, которое нужно разослать 30 друзьям в мессенджерах и дождаться 13 ответных сообщений для благосклонности судьбы. А самая что ни на есть настоящая ПРЕТЕНЗИЯ.

Оказалось, что это фото является графически нарисованным рисунком одного реального автора, чей юридический представитель и рассылает такие письма. В претензии была названа сумма желаемой компенсации в 120 000 рублей со ссылками на уже выигранные судебные дела по этой фотографии. Надо сказать, что суммы выигрыша варьировались от 100 000 до 600 000 руб.

Сколько там стадий принятия, пять кажется?

Источник фото: Яндекс Дзен
Источник фото: Яндекс Дзен

Сначала клиенты, напрягая память, пытались тщетно вспомнить откуда они скачали это фото. Но за давностью лет это разве вспомнишь? Потом они пытались через поисковики найти, может на каком-либо стоковом ресурсе до сих пор лежит это фото? Результат отрицательный. К своему удивлению они обнаружили, что это фото было где угодно, на сайтах многих российских стоматологических клиник, да что там говорить, даже на сайтах ряда европейских стоматологических клиник в Чехии, Польше и в Австрии (да, да, наши европейские не братья тоже грешат тягой к бесплатному сыру), но только не на сайтах с бесплатными фото.

И только, когда собственные поиски ни к чему не привели, клиенты решили спросить нас, что делать. А что тут можно было уже поделать? В претензии был указан сайт автора, из которого следовало, что автор продает право на использование этого фото за 40 000 рублей с указанием банковских реквизитов.

Наш совет был кинуть автору на счет 40 000 рублей и договориться с его представителем о получении права на использование. Совет оказался полезным. Клиенты вышли из конфликта, заключив договор на этих условиях, и отделавшись легким испугом.

Аналогичная претензия прилетела к РБК Южный регион за использование фотографии, сделанной в одном из цехов Роствертола, при публикации статьи об этом концерне. Правда, в этот раз после нашего ответа представитель автора исчез из поля зрения и больше никому не надоедал.

Но что же на самом деле происходит?

Обычно авторы выкладывают свои фотографии на бесплатных стоковых ресурсах и наблюдают, насколько их фото становятся популярными.

Как уже писалось выше, использование фото очень легко проверить.

И как только фото наберет популярность по использованию, автор очень тихо, по-английски, убирает его с бесплатного ресурса, ожидая от года до трех лет, чтобы великий Интернет забыл, что это фото когда-то было на этом ресурсе. К этому времени все уже забыли, откуда было взято это фото и концов тоже не найдешь.

И вот тут начинается рассылка тех самых писем счастья.

Взяв бесплатное фото со стоковых ресурсов, никто не беспокоится о том, как обезопасить себя в будущем, потому что не видит возможной угрозы и о ней не думает.

Но мы-то, юристы, как раз для того и нужны, чтобы подумать за Вас и предупредить опасность, а не разгребать последствия катастрофы в виде руин чьего-то бизнеса.

Этот пост написан специально для того, чтобы люди задумались – любой неверный шаг может обернуться катастрофой.

Если Вы не хотите иметь в будущем юридических проблем из ниоткуда, лучше спросите юриста, как сделать то или иное действие правильно. Это будет гораздо дешевле. Например, мы знаем, как обезопасить себя от подобных претензий авторов в будущем в тот момент, когда скачивается “бесплатное” фото.

Кстати, есть еще схожий случай, когда дизайнер, придумывая для клиента некое оформление товарного знака, или упаковки товара, или витрины, или интерьера, начинает использовать чужие фотографии, изображения и картинки.

Но об этом как-нибудь в следующий раз.