Всем привет! Продолжаем познавательные прогулки по китайской истории. Итак, после битвы у Минтяо династия Ся пала, ее сменила новая династия- Шан 商朝 shāngcháo (1600 до н. э. — 1046 до н. э.).
Начало:
Первый правитель династии Чен Тан (тот самый, что победил последнего императора Ся) был справедливым и мудрым ваном.
Правитель считался главным жрецом- посредником между миром мертвых и живых, был священной фигурой.
Династия Шан просуществовала примерно 600 лет. Она является первым китайским государственным образованием, реальность существования которого подтверждена не только археологическими находками (культура Эрлиган), но также письменными источниками. Наиболее подробное описание истории Шан содержится в сочинении Сыма Цяня «Исторические записки».
Именно этим периодом датируются первые образцы китайской письменности, а а также многочисленные бронзовые изделия, найденные археологами в большом количестве.
Первые надписи на костях и панцирях были обнаружены близ города Аньян (安阳 Ānyáng), провинция Хэнань (河南 Hénán), на территории которого раньше был город Инь ( 殷 Yīn), куда правитель Шанской эпохи перенес свою столицу. В связи с этим данные образцы китайской письменности также называют «иньскими письменами».
Цзягувэнь создавались преимущественно с целью записи гаданий последних девяти императоров династии Шан。
Они ценны не только тем, что по ним ученые могут изучить древнюю форму языка. В гадательных надписях также встречаются географические и династические наименования, которые позволяют сделать выводы о самой династии Шан, ее положении, социальной структуре, раздробленных государствах вокруг, а также жизни правителей.
Именно благодаря гадательным надписям мы знаем, что столица государства Шан переносилась много раз, из-за чего некоторые современные историки называют царство Шан бродячим.
В эту же эпоху начинается расцвет бронзовой культуры и появляются надписи на ритуальных бронзовых сосудах. Об этом тоже была статья в блоге:
Согласно преданию, последним правителем династии Шан был Чжоу Синь – тиран, погрязший в разврате.
Чжоу-синь был младшим сыном императора, но в то время, как старшие братья были рождены от наложниц, его произвела на свет законная супруга правителя. Поэтому после смерти отца именно Чжоу-синь занял престол. Он отличался красноречием, живостью и остротой ума, легко вникал в суть самых сложных вопросов, а способностями и физической силой превосходил всех окружающих. (О невероятной физической силе императора древние китайские авторы сообщают много легендарных подробностей: пишут, что Чжоу-синь мог голыми руками побеждать диких хищников или перетягивать девять быков; пока он поддерживал крышу дома плечами, рабочие могли сменить опорные балки.) Однако все эти хорошие задатки не пошли на пользу императору, а только усугубили его порочность. Более всего Чжоу-синь любил вино, распутство и развлечения, чем не раз пользовались его враги. Так, в 1147 г. до н.э. владетель местности Су поднял мятеж. Чжоу-синь собрал войска, чтобы смирить смутьяна. Последний, не рассчитывавший, вероятно, на то, что государь способен на такие энергичные действия, покорился и послал ему богатые дары. Вместе с ними он отправил к императору свою дочь - красавицу по имени Та-цзи (в другой транскрипции Да-цзи). Прелести этой женщины привели Чжоу-синя в восторг, и он простил князя Су. Та-цзи стала женой императора и вскоре довела Шанское государство до полного краха. Порочностью она превосходила даже своего супруга. В резиденции императора был вырыт резервуар, который наполнялся вином. Пирующие пили вино прямо из бассейна и закусывали мясом, развешенным на ветвях деревьев. В столице двери императорского дворца почти не закрывались - люди всех сословий входили в него, пировали, предавались развлечениям разного рода. Не довольствуясь всем этим, Та-цзи построила из мрамора Лу-тай ("Оленью башню"), собрала в ней толпу юношей и девушек и начала оргию, которая длилась целых шесть месяцев.
Тут надо сделать отступление в этой великолепной истории (пишу все эти пересказы легенд и думаю, как же скучно я живу))) и подчеркнуть факт: описание деяний правителей древности мы знаем из документов более поздних эпох, которым нужно было оправдать существование собственных династий и праведность собственных правителей. Поэтому очень часто ваны предыдущих эпох намерено очернялись, им приписывались мыслимые и немыслимые грехи, чтобы показать, за какие проступки они были лишены милости небес. Возможно, всего этого не было- поверьте, я понимаю это не хуже вашего)
Поскольку Чжоу-синь не был расположен заниматься государственными делами, он сделал своими главными министрами князей Си-бо (более известного по своему посмертному титулу Вэнь-ван), Цзю и Ао, препоручив им все заботы. Князь Цзю, желая освободить государя от влияния порочной Та-цзи, представил ему свою красавицу дочь. Но прежде чем та сумела овладеть сердцем императора, Та-цзи успела захватить соперницу, пожарила ее тело и угостила этим блюдом князя Цзю. После этого он сам и его друг князь Ао были казнены. Та-цзи изобрела особый род мучений: по ее приказу раскаляли специально сделанную для того медную колонну и привязывали к ней человека, обреченного на смерть. Император Чжоу-синь во всем потакал Та-цзи и исполнял все ее прихоти. Проводя все время в веселье и распутстве, он заботился лишь об увеличении податей. Поскольку в его царствование участились мятежи и всяческие проявления неповиновения, Чжоу-синь усилил наказания и ввел пытку огнем.
Сохранились сведения, что под старость Чжоу-синь увлекся анатомическими опытами: приказывал разрезать животы беременным женщинам и рассматривал, какое положение имеют дети в утробах матерей. Он приказал также казнить своего министра для того, чтобы посмотреть, как устроено его сердце. Известия об этих преступлениях внушали омерзение не только подданным, но и другим князьям. Они не раз являлись к У-вану, князю Чжоу и призывали его выступить против императора. Тот всякий раз отказывался, так как считал такой поступок вероломством и большим грехом. Только после того как многие знамения подтвердили, что Чжоу-синь неугоден Небу, он согласился начать против него войну. Едва слух об этом прошел по империи, под знамена У-вана собралось 800 владетельных князей. Прибыли также отряды восьми племен Юга. С этой армией У-ван перешел реку Хуанхэ и на равнине Муе встретился с Чжоу-синем. В сражении армия императора была разбита. Чжоу-синь бежал в столицу, оделся в украшенные яшмой одежды, бросился в огонь и погиб. У-ван сохранил жизнь его сыну Лу-фу, но велел казнить Та-цзи. Так пала династия Шан и началось правление династии Чжоу.
На этом пока останавливаем исторический разговор. Но мы к нему вернемся обязательно. Когда вы будете читать этот пост, я уже буду не в Крыму. Не знаю, что будет с Интернетом, но пока не вернусь домой, статьи про династии писать не смогу. Для их написания я много готовлюсь и читаю разные источники. Поэтому в пути это будет делать тяжело.
Но я буду стараться рассказывать вам о путешествии, надеюсь, это тоже будет интересно.
Пс. Уважаемые комментаторы! Если вы знаете историю древнего Китая лучше, чем я (вполне допускаю, что такое может быть), вы всегда можете дополнить мой пост, сделав это уважительно- к автору и другим читателям. Всего знать невозможно, и я никогда не выдавала себя за человека, который знает все. Как и не притворялась профессиональным историком.
Но если вы хотите просто поумничать за мой счет, раздать мне советы в ультимативной форме, исправить ошибки в моих постах и меня туда носом ткнуть, то у меня вопрос: что с вами не так? Я ведь уже говорила, что мне такое не нравится.
Надеюсь, мне не придется больше это объяснять.