Работы сегодняшней гостьи рубрики «Включи художника», можно часто встреть на сайтах, посвящённых бисероплетению. Для Татьяны, более известной в среде мастеров хендмейда как Роксана Ланд, это занятие является и любимым досугом, и отдыхом для души. Она считает, что творчество — это отличный способ обогатить привычные представления об окружающем мире и раздвинуть его границы.
— В детстве каждая девочка любит себя украшать и самостоятельно плетёт браслетики, делает бусы и кольца буквально из всего, что под руку подвернётся. Наверняка и вас это не миновало?
— Не миновало. Ещё в раннем детстве мы с мамой разноцветную изоляцию с проводов резали на разноразмерные цилиндрики и собирали из них бусы, крутили бусины из журнальных страниц. Браслетов я тогда не делала, не любила что-то носить на руках — слишком легко было оборвать, а вот шейные украшения очень нравились. Где-то у мамы в шкатулке до сих пор хранятся те первые мои бусы. Позже, в младших классах, нас с подружками захватили восточные (и не только восточные) сказки. Мы с увлечением играли в принцесс и, конечно, собирали себе затейливые диадемы на головы прямо на месте из подручных материалов — ягод рябины и меленьких белых цветочков, в изобилии росших во дворе. Ещё и хвастались друг перед другом, у кого лучше получилось.
— Татьяна, с чего вообще началось ваше увлечение хендмейдом? Сколько лет вы уже им занимаетесь?
— Ой, ещё в детстве. Помнится, мне года четыре было или пять, когда мы летом съездили в гости к бабушкиным друзьям по эвакуации и нам подарили большой тюк непряденой шерсти. Бабушка достала откуда-то из закромов веретено и села прясть. Я тогда к ней пристала — и меня научи. Она сказала, что прясть меня учить не будет, поскольку не понадобится это мне, а вот как крючком вязать — покажет. Не сразу, конечно, но постепенно начало получаться, и мне понравилось. Однажды на летних каникулах я навязала себе воротничков и манжет к школьному платью на целый год вперёд! То-то гордости было — ни у кого из девчонок таких не имелось! Потом, уже в ученических кружках, освоила макраме и фриволите, мама научила вышивать крестиком и гладью. А бисер пришёл в мою жизнь уже после школы.
— У каждого мастера есть любимый материал, с которым он работает чаще всего. У вас это бисер. Почему вы выбрали именно его?
— Кто в детстве не играл в индейцев? Наверное, всё играли. Вот и меня классе в шестом это поветрие не миновало. Как раз в то время активно выходили в свет вестерны студии «ДЕФА» с Гойко Митичем. Один такой попался мне в школьном абонементе в кинотеатр. Фильм понравился. Стала ловить другие такие картины, книжки читала запоем — Купера, Майн-Рида, Густава Эмара. А когда нашла в библиотеке книги писателей-индейцев, то и вовсе пропала. Даже подруг с принцесс на индейцев переориентировала! Потом пошла со школьной экскурсией в этнографический музей и так залипла, рассматривая вышитые бисером национальные костюмы, что классная руководительница еле отлепила меня от стенда. Я увлеклась этнографией, стала читать серьёзные книги по теме. Собралась поступать в университет на исторический факультет. Узнала, что существует огромное сообщество реконструкторов, занимающихся индейцами, познакомилась с ними. Там-то мне и показали основные приёмы работы с бисером.
— Помните ли вы первое сделанное своими руками украшение? Какова его судьба?
— Самым первым стал вышитый бисером кулон-розетка к костюму для реконструкторского выезда. Я её несколько лет носила, почти не снимая, даже на обычной одежде — грела она меня, давала ощущение принадлежности к сообществу: тогда, по молодости, я очень жёстко людей на своих и чужих делила. Сейчас эта розетка вместе с тем самым костюмом дома у родителей лежит. А если говорить просто об украшениях, без привязки к реконструкторской деятельности, то их я позже делать стала. Как-то захотелось нам большой девчачьей компанией съездить летом в Крым на пару недель. Родители денег на поездку, конечно, давали, но нам-то хотелось по-взрослому, на свои. Собрались, подумали и стали делать из бисера браслеты и простенькие цепочки, а та из нас, у которой был опыт продажи своих изделий, выходила на Невский их продавать. За месяц собрали нужную сумму. Я тогда ещё несколько новых приёмов освоила.
— Все ваши работы имеют запоминающийся, оригинальный дизайн. Чем он вдохновлён?
— Вдохновить меня может всё что угодно — прочитанная книга, фильм, красивые виды природы, а то и случайно попавшийся на глаза кабошон, страз или бусина. Например, однажды увидела в журнале по бисеру фотографию украшения. Само изделие мне не очень понравилось, а вот идея косой сетки заинтересовала. Сплела два фрагмента и начала их по-разному укладывать, добавлять разные элементы, зарисовывать получающиеся сочетания. Отобрала три наиболее понравившихся варианта, и в результате получилось три совершенно разных изделия, сделанных по одной технологии и совсем не похожих на то, что послужило источником вдохновения. А когда совпали перечитывание третьей части «Гарри Поттера», покупка стеклянных кабошонов с изображением деталей часового механизма и откопанный на просторах интернета мастер-класс по бисерным шестерёнкам, родилась серия кулонов с общим названием «Хроновороты». А бывает и так, что витающая в инфосфере идея влетает в голову, хватаешь материалы, садишься за стол, и тогда практически ничто не способно тебя оторвать от работы, пока не закончишь... Правда, такое только с небольшими изделиями проходит.
— Расскажите, пожалуйста, о процессе творчества. Требуется ли вам определённое настроение или атмосфера, когда вы садитесь за рабочий стол?
— Всё начинается с мыслеобраза, появившейся в голове картинки. Дальше идёт создание эскиза, прикидка техники воплощения идеи, цветовой гаммы, дополнительных элементов. При необходимости — отрисовка схем плетения. Затем подбор материалов. В этот момент уже можно садиться за стол. Иногда что-нибудь не нравится, и уже в процессе что-то меняешь. Требуется ли определённое настроение или атмосфера? Да не особо. Разве что не стоит садиться за бисер, когда ты нервничаешь или расстроена — он требует спокойствия и сосредоточенности, в противном случае слишком легко или материал по полу рассыпать, или ошибок наделать. Для успокоения нервов я обычно вяжу, в том числе и бисером. Там бусинки заранее надеты на нитку, и практически невозможно что-нибудь фатально испортить. А бывает и так, что без всяких долгих отрисовок берёшься за работу и прямо на ходу импровизируешь. Одни украшения не отпускают от начала и до завершения, а другим перед окончательной сборкой надо дать вылежаться.
— Сколько времени уходит на создание одного украшения? Какое из них является максимально трудоёмким?
— По-разному. Какое-нибудь небольшое колечко или брелок можно и за 2-3 часа сделать. А с каким-нибудь крупным изделием, бывает, и месяц возишься. Случается, что в процессе изготовления оно перестаёт нравиться — тогда я его откладываю, а через какое-то время возвращаюсь с новыми силами и идеями. Разумеется, подобное не проходит, если делаешь вещь на заказ — тогда работаешь от начала и до завершения без откладываний.
— Какие сложности чаще всего возникают?
— В работе с бисером очень важно хорошее освещение. Его бывает сложно обеспечить таким образом, чтобы свет был максимально приближен к дневному и падал с нужной стороны. Ещё надо проследить, чтобы кошка где не надо не покопалась, иголки не раскидала или какой-нибудь элемент не стащила поиграть.
— Вы даёте названия своим творениям?
— По-разному бывает. У каких-то украшений они есть, у каких-то нет. Случается, что название приходит ещё на стадии задумки, в процессе изготовления или при взгляде на готовую работу. Иногда название дают друзья или родственники. А подчас изделие так и остаётся безымянным.
— Часто ли вы носите украшения собственного авторства? Если да, то какое из них любимое?
— Нечасто. Обычно по праздникам или торжественным случаям. Большинство моих изделий требуют определённого стиля одежды, в которой в магазин за хлебом не пойдёшь. Хотя есть пара небольших кулонов и любимый зелёный жгут-лариат, которые можно надеть, например, на работу. Шляпы, которые ношу зимой, у меня брошками украшены!
— Сегодня умельцы, создающие рукотворную красоту, очень часто делают хобби средством заработка, поскольку люди охотно платят на уникальные в своём роде вещи. Выставляете ли вы свои украшения на продажу?
— Чаще всего я дарила свои изделия, но и на продажу тоже делала, как в начале моего бисерного пути, о чём я уже рассказывала ранее. Также я брала заказы на украшения. Несколько раз у меня покупали изделия после выставок. Случались в моей жизни периоды, когда бисероплетение служило и дополнительным источником заработка. Пару лет назад как раз под Новый год прилетел крупный заказ — было две недели горячки, но и заработать к празднику удалось неплохо.
— Есть ли у вас ученики, которым вы передаёте секреты своего мастерства?
— Я вела кружок бисероплетения в центре детского творчества и в школе, приезжала с мастер-классами в детский дом. Во время пандемии очные занятия прекратились. Сейчас учеников у меня нет, но в дальнейшем собираюсь снова начать вести кружок, а пока сделала два пошаговых фотоурока для размещения на своей страничке в соцсетях.
— Чем ещё, помимо рукоделия, вы увлекаетесь?
— Увлечений у меня много. Читаю, пишу стихи и прозу. Люблю ездить в лес — как на ролевые игры и бардовские слёты, так и просто за грибами. Летом и в начале осени могу весь день там провести, в урожайный год заготовленных грибов на всю зиму хватает. А недавно увлеклась рисованием. Начинала с карандашной графики, а сейчас всё чаще рисую в цвете — пастелью, гуашью, акрилом, акварелью.
— Можете ли дать советы тем, кто только хочет попробовать свои силы в изготовлении украшений? Какие качества для этого нужно иметь?
— Смотрите вокруг, любуйтесь природой, обращайте внимание на детали костюмов в исторических фильмов, посещайте музеи, развивайте воображение — идею можно поймать где угодно. Садитесь за работу в спокойном, созерцательном настроении — бисер не терпит спешки и нервозности. Не бойтесь разобрать почти готовое изделие, чтобы исправить замеченную ошибку, и результат вас приятно удивит.
— Часто приходится слышать или читать рассуждения людей, так или иначе связанных с искусством, о творчестве. Одни неразрывно связывают его с призванием, другие — с возможностью попробовать свои силы в чём-то новом. А что данное понятие значит для вас?
— В широком смысле это расширение границ мира. Например, я не просто механически делаю украшения. Мне всегда было интересно, откуда пошла та или иная их форма — сказывается образование историка. Готовую работу хочется кому-нибудь показать, обсудить, посоветоваться, а это значит растёт круг общения с людьми, увлечёнными тем же видом искусства — хотя бы по сети. Во время изготовления украшений возникают неожиданные ассоциации, и бывало, что в процессе работы сочинялись целые истории. Творчество даёт радость и продлевает жизнь.