Черная пятница уже близко, а это значит, что нужно включить бдительность, чтобы не накупить лишнего.
Идея статьи родилась после того, как мне на глаза попалась исповедь бывшего сотрудника пункта выдачи, который рассказал об изнанке своей работы.
Приведу лишь несколько цитат, которые заставляют задуматься.
один из примеров, женщина заказала 48 вещей: футболки, джинсы, шорты, платья и т.д. и она 2,5 часа всё это мерила, не преувеличил нисколько, звонила кому то, фотала и т.д. и в итоге забрала 2 вещи!!! Потом я минут 20 после неё ещё всё проверял.
Или еще один пример
Вспоминается девушка, она ходила на пвз каждый день, в 19:00 по ней можно было часы сверять, видимо с работы бежала сразу в любимый вб. Дак вот ей каждый день приходил товар без исключения. У неё дома, наверное, места уже нет, всё завалено товарами с вб, я боялся, что не дай бог она заболеет или ещё чего и пункт просто завалит её хламом, каждый день забирала по 5-10 позиций.
Тема онлайн-шоппинга мне очень близка, так как 90% покупок в дом идет через маркетплейсы. Если что-то нужно найти, то первым делом иду на вайлдеррис: пункт выдачи рядом с домом, быстрая доставка, можно не оплачивать товары до покупки.
Пункты выдачи стали новым форматом магазинов у дома. Если посмотреть на спальные районы, то там обязательно будут: супермаркет, кофейня и пункты выдачи (wb, Ozon).
Но у всего легкодоступного есть и обратная сторона: чрезмерные траты из-за импульсных покупок, которые нередко переходят в зависимость от постоянных онлайн-заказов. В этом, в том числе, виноват безналичный способ оплаты.
Научно доказано, что люди легче расстаются с виртуальными деньгами.
По моим наблюдениям, если лет 5 назад свободное время в основном заполняли соцсети, то сейчас свободное время у многих проходит на маркетплейсах. Замечу, что блуждание по карточкам товаров не обязательно заканчивает заказом. Некоторым просто нравится процесс выбора.
Для себя я такое поведение называю «фоновый шоппинг». Это когда ты перманентно посещаешь маркетплейсы (в транспорте, в очереди, в ресторане, в перерыве от работы) с целью найти что-нибудь себе или для кого-то из семьи. Расскажу забавный случай:
Этим летом увидела двух очень нарядно одетых девушек, которые сидели на веранде ресторана и неспешно пили вино. Когда я прошла мимо их столика, то увидела, что они сидят на вайлдберис. Это было сложно не заметить, когда на весь экран iPhone Pro высвечиваются карточки товаров на малиновом фоне. Боковое зрение сразу сигнализирует: «wildberries!»
Как понять, что у вас нездоровые отношения с маркетплейсами?
Я не психолог, но сделала обзор информации на тему, что говорят специалисты зависимости от маркетплейсов. В первую очередь, хотела разобраться, а есть ли у меня самой проблемы? Просто бывают периоды, особенно в начале модного сезона, когда я могу через день ходить в Ламоду и что-то мерить. Когда же понимаю, что мне уже достаточно, то переключаюсь на поиск товаров для детей, а когда и им уже все куплено, то подбираю одежду мужу.
Пишу сейчас эту статью, чтобы регулярно перечитывать.
По мнению психологов, одна из основных причин зависимости от онлайн-шопинга — это борьба с тревогой. Шопоголизму подвержены в первую очередь люди в стрессе. Для них шоппинг — это пилюля от перенапряжения, так одновременно с покупкой они получают всплеск дофамина. А наш мозг так устроен, что он хочет получить удовольствие еще и еще.
К сожалению, со временем происходит привыкание и выработка дофамина снижается.
Я это отлично почувствовала, когда очередная покупка перестала приносить удовольствие. Тогда я решила ограничить себя в приобретении одежды и косметики хотя бы на месяц, чтобы понаблюдать, будет ли у меня непреодолимая тяга к шоппингу. О результатах эксперимента планирую написать в следующей статье.
К сожалению, пока нет стандартизированных тестов для диагностики шопоголизма. Можно только предполагать, но не утверждать, что у человека есть зависимость от покупок. Ниже я собрала некоторые особенности поведения человека, которые намекают, что «что-то не так».
Признаки зависимости от онлайн-шопинга:
- Постоянные мысли о товарах (скроллинг, проверка вкладки «Избранное», чтение отзывов);
- Покупаете, чтобы поднять себе настроение;
- Непреодолимое желание совершать покупки, даже если приобретенные товары не сильно нужны;
- С нетерпением ждете периода скидок и прочих распродаж;
- Покупаете в кредит товары НЕ первой необходимости;
- Почти каждый день забираете вещи из пункта самовывоза либо их приносит курьер;
- Большое количество возвратов товаров;
- Покупаете однотипные вещи, так как уже забыли, что похожие куплены;
- Отсутствие доступа к маркетплейсу вызывает неконтролируемую тревогу и раздражение;
- Маркетплейсы являются единственной формой досуга;
- Конфликты с близкими из-за захламления квартиры или чрезмерных трат на шоппинг.
Чем больше пунктов вы у себя обнаружили, тем вероятнее, что у вам нужно более осознанно подходить к шоппингу.
В этом году тоже планирую сделать подсчет. Вероятно из-за роста цен сумма будет больше.
Как справиться с шопоголизмом на маркетплейсах
Думаю, что для большинства уже будет победой, если уменьшится количество покупок. Никто же нам не говорит вообще перестать покупать.
Уменьшить количество покупок нам помогут следующие шаги.
- Ведите дневник покупок. Проводите анализ купленного в конце месяца, чтобы оценить на сколько приобретенные товары вам действительно были нужны.
- Проанализируйте, когда вы чаще всего заходите на маркетплейсы (когда почувствовали усталость, скуку, злость и т.д.). Я люблю посещать маркетплейсы перед сном. Скроллинг товаров меня расслабляет и успокаивает. От одного психолога слышала, что просмотр однотипных карточек товаров способен ввести человека в медитативное состояние. А вот соцсети, наоборот, провоцируют у нас эмоциональные качели: гнев, зависть, печаль, удивление.
- Добавляйте в избранное, а не в корзину. Дайте мысли о покупке отстояться. Подождите хотя бы день.
- Заведите отдельную карту для онлайн-шоппинга и пополняйте ее на строго определенную сумму. В случае исчерпания лимита, отложите покупки до следующего месяца.
- Настройте мгновенную оплату. Да, опция «Оплата после получения» очень приятна, но она приводит к лишним заказам и соответственно тратам. Мгновенное списание денег с карты заставляет задумываться о целесообразности покупки.
- Игнорируйте рассылки с промокодами.
- Найдите интересное хобби. Часто спонтанные траты связаны с недостатком положительных эмоций, а хобби по душе может в этом помочь.
- Заходите на маркетплейс с четкой целью, а не «просто посмотреть». При это перед покупкой определите для себя максимально допустимый бюджет.
- Найдите замену привычке покупать. Для меня отличной заменой маркеплейсам являются электронные книги в телефоне. Если у меня есть свободная минутка, то я стараюсь прочитать пару страниц, а не зависать на маркетплейсах.
Да, покупка на маркетплейсах — это приятный и удобный процесс, но стоит держать его под контролем.
Желаю всем только нужных покупок!
Если вам близок осознанный подход к формированию гардероба, то добро пожаловать в мой telegram.
До встречи!
Читай далее: