Найти в Дзене

Что читают выпускники? Литература в школе. Ч. 4

Пришло время завершать разговор о программе базового уровня в 11 классе. Эта часть существенно не будет отличаться по настроению от предыдущих. За финальные 3 месяца учёбы (когда одиннадцатиклассникам-технарям точно не до чтения) программа предлагает целую лавину произведений в крайне сжатые сроки. Посмотрим, каков примерный план освоения программы. 3 часа отведено на изучение лирики Б.Л. Пастернака. В комментариях к предыдущим статьям я видела, что многие роман "Доктор Живаго" в школе не читали, но для меня странно отсутствие даже обзорного его изучения (именно так было 12-13 лет назад). При этом на выбор предложены произведения из цикла "Стихотворения Юрия Живаго". Дальше 2 часа дано на изучение Солженицына. Любопытно, что помимо "Одного дня Ивана Денисовича" предлагается ещё и "Архипелаг ГУЛАГ" почитать. Наверное, я не могу быть объективной в силу своего отношения к личности Солженицына, но считаю, что одиннадцатиклассники мало (ничего не) потеряют, если не прочитают Солженицына
Оглавление

Пришло время завершать разговор о программе базового уровня в 11 классе. Эта часть существенно не будет отличаться по настроению от предыдущих. За финальные 3 месяца учёбы (когда одиннадцатиклассникам-технарям точно не до чтения) программа предлагает целую лавину произведений в крайне сжатые сроки.

Посмотрим, каков примерный план освоения программы.

3 часа отведено на изучение лирики Б.Л. Пастернака.

Фрагмент Федеральной программы
Фрагмент Федеральной программы

В комментариях к предыдущим статьям я видела, что многие роман "Доктор Живаго" в школе не читали, но для меня странно отсутствие даже обзорного его изучения (именно так было 12-13 лет назад). При этом на выбор предложены произведения из цикла "Стихотворения Юрия Живаго".

-2

Дальше 2 часа дано на изучение Солженицына. Любопытно, что помимо "Одного дня Ивана Денисовича" предлагается ещё и "Архипелаг ГУЛАГ" почитать. Наверное, я не могу быть объективной в силу своего отношения к личности Солженицына, но считаю, что одиннадцатиклассники мало (ничего не) потеряют, если не прочитают Солженицына вообще.

Ещё 2 часа посвящаем рассказам В.М. Шукшина. Любым двум на выбор из списка.

Фрагмент Федеральной программы
Фрагмент Федеральной программы

Я бы у Солженицына часик Шукшину утащила, пожалуй.

В течение следующих 2 уроках говорим о прозе В.Г. Распутина: читаем 1 произведение на выбор.

Фрагмент Федеральной программы
Фрагмент Федеральной программы

3 часа программой выделено на лирику Н.М. Рубцова. Обсуждаем 3 стихотворения на выбор.

Ещё 3 часа отводится на лирику И.А. Бродского. Вновь выбираем 3 стихотворения из списка.

Фрагмент Федеральной программы
Фрагмент Федеральной программы

На этом изучение "Литературы 20 века" завершается. Немножко абсурдно, потому что потом нас ждет творчество ближайших современников Бродского, Солженицына и т.д., но уже, так сказать, под другим соусом: "Проза/ поэзия ВТОРОЙ половины 20 века".

Я не знаю, в чем смысл, в чем логика этого странного деления.

Проза второй половины ХХ - начала XXI века

В рамках этого раздела необходимо обсудить по одному произведению трех авторов за 3 часа. Разброс специфичный:

Фрагмент Федеральной программы
Фрагмент Федеральной программы

Как выбирать из этой каши, как обосновать всё это... Очередной вопрос, на который у меня нет ответа.

На этом раздел, собственно, и завершается.

Поэзия второй половины ХХ - начала ХХI века

Здесь за 2 часа предполагается знакомство опять со свообразным набором поэтов и их лирикой (по 1 стихотворению любых 2 авторов).

Фрагмент Федеральной программы
Фрагмент Федеральной программы

Не думаю, что это позволит составить хоть какое-то впечатление о лирике этого периода. Опять же не говоря уже о том, что отделять от этого лирику Рубцова или Бродского, мне кажется какой-то бредовой затеей, потому что это немотивированный шаг вообще.

Драматургия второй половины ХХ - начала XXI века

На изучение драмы отведен 1 час. Выбор (на удивление) совсем небольшой:

Фрагмент Федеральной программы
Фрагмент Федеральной программы

Я бы выбрала, конечно, Вампилова.

Литература народов России

Снова непонятный совершенно набор, из которого следует выбрать. И всего 2 урока.

Фрагмент Федеральной программы
Фрагмент Федеральной программы

Зарубежная литература

2 часа (как насмешка) выделено на зарубежную прозу ХХ века. Перечень произведений огромный, разнообразие потрясает. Что выбирать - вопрос. Примерно половина из упомянутых произведений мне самой очень нравится, но нужны ли они в конце 11 класса...

Фрагмент Федеральной программы
Фрагмент Федеральной программы

1 час отведен на обсуждение лирики ХХ века.

Фрагмент Федеральной программы
Фрагмент Федеральной программы

В данном случае мне кажется уместным ограничиться только обзором.

Фрагмент Федеральной программы
Фрагмент Федеральной программы

С драматургией картина примерно такая же. Нормально обсудить за час хотя бы одну пьесу едва ли удастся, поэтому единственный адекватный вариант, на мой взгляд, вновь дать лишь общее представление о тематике и проблематике.

-13

В общем, грусть-тоска меня съедает. Вся ситуация с программой в 11 классе напоминает сплошную профанацию и попытку создать лишь видимость прохождения программы, а не изучение литературы.

Другие статьи об этом:

литература в школе | Дочитаем до понедельника | Дзен