Приветствую Вас в моей гостиной! Как Ваша осень? Надеюсь она уютная и завораживающе красивая… Верю, что вы нашли час-другой на прогулку по осеннему лесу или парку, и насладились красотой засыпающей природы. Я к Вам с новой историей – на этот раз переместимся в Голландию XVII века, что бы познакомится с автором этой картины - Рембрандтом Харменсом ван Рейном.
К большому счастью, чтобы рассмотреть работу, которую я выбрала сегодня, нам не нужно получать визу, пересекать границу и испытывать какие-либо сложности. Благодаря князю Голицыну, выполнявшему поручение Екатерины II, она находится в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.
Сегодня речь пойдет о картине «Возвращение блудного сына».
Сегодня начнем с Вами с конца. Эта работа стала известна только после смерти художника. Восьмого октября 1669 года очень скромная траурная процессия выдвинулась из его дома на Розенграхт к церкви Вестеркерк в Амсердаме. Деньги на похороны выделили родственники его невестки – жены его умершего сына Титуса.
Конец жизни мастера был печален. Уже в 1656 году разражается давно назревавшая катастрофа. Покупка дома в 30-годы ввела художника в большие долги, плюс к этому он был страстным коллекционером, и тратил много денег на приобретение новых сокровищ, прибавим сюда неумение экономно распоряжаться деньгами, уменьшение количества заказов и учеников – итог – разорение. Рембрандт был признан несостоятельным должником, его прекрасный дом в престижном районе был продан с молотка, как и его коллекция, чтобы рассчитаться с кредиторами. Он переселяется в квартал Амстердама, где обычно селятся бедняки. Уже нет его любимой Саскии (умерла всего через год после рождения сына, в 1642). Он остается на попечении сына Титуса и верной Хендрикье, служанки, с которой он сближается в конце 40-х годов.
Но судьба наносила ему один удар за другим: Хендрикье заболеет чахоткой и умрет (1663 год), оставив ему их дочь Корнелию. А в 1668 году скончается его обожаемый сын – Титус.
Рембрандт несчастен и одинок. Слава – неверная подруга – давно отвернулась от него. Но он продолжает писать – старый, полуслепой. Он пишет свои портреты, с беспощадной реалистичностью, показывая себя уставшим, постаревшим, с одутловатым и морщинистым лицом. Ничего не приукрашивает.
Но именно в это время он приходит к сюжету, который его интересовал долгое время, который он разрабатывал на предварительных набросках.
Поразительный контраст мы видим между «Возвращением блудного сына» и работой «Блудный сын в таверне», которая написана на пике его карьерного роста и семейного счастья. Он весело обнимает свою жену Саскию, сидящую у него на коленях и поднимает бокал – торжество благополучия.
А здесь перед нами конец этой истории, и конец его жизни мастера по совместительству.
Напомню Вам притчу, если Вы ее забыли:
«У некоторого человека было два сына. И сказал младший из них отцу: "Отче! Дай мне следующую часть имения". И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: "Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих".
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: "Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим". А отец сказал рабам своим: "Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся". И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: "Что это такое?" Он сказал ему: "Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым". Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: "Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка". Он же сказал ему: "Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся".
Эта картина рассказывает нам интерпретацию этой истории тихим голосом. Он знал, что сила истории рассказанной художником в умении передать мимику и эмоции. И Рембрандт тратил на такие исследовательские штудии много времени – часами стоял перед зеркалом, пытаясь изобразить разные эмоции и зарисовать их.
Давайте теперь повнимательнее рассмотрим картину. На передний план художник выводит грязные ступни блудного сына. Кстати холст в этом месте наращён, по задумке художника он оканчивался практически по линии пальцев.
Ступни его загрубели, обувь стерлась, вместо одежды какое-то рубище. Вспомните густую шевелюру «Блудного сына в таверне». А здесь он побрит на лысо, а голову покрывают какие-то красные пятна. В то время такая «прическа» была только у каторжников. Перед нами портрет максимально опустившегося человека, находящегося в полном отчаянии, но жаждущего вернуться в объятия своей семьи и получить прощение.
Наш взгляд скользит дальше - к рукам отца, нежно прижимающих к себе вернувшегося сына. Многие обращают внимание на то, что эти руки как будто бы разные. Одна «мужская», другая «женская». В этом возможно заложен глубокий аллегорический смысл этого прикосновения. Это принимающие руки родителей, благословляющих на жизненном пути. И как отец земной принимает своего сына и прощает его, так и Отец небесный примет и простит наши души, сбившиеся с пути.
Прекрасно написано и лицо старика, передающую всю гамму эмоций – нахлынувшие чувства радости, облегчения, в тоже время тревоги и боли за свое дитя. Во многих текстах встречала мнение о том, что Рембрандт пишет отца слепым. Хотя по тексту притчи это не так. Это мнение основывается на скользящем взгляде старика, как будто куда-то мимо фигуры сына, которого он обнимает. Не могу с этим согласится, по мне, так это шок и озадаченность первых мгновений встречи со своим ребенком, которого ты уже не ожидал увидеть, и о судьбе которого предполагал лишь худшее.
Эти объятия выхвачены волшебным Рембрандтовским светом. Это сияние как будто исходит от лица и рук старика и разливается по коленопреклонённому сыну, а так же падает на фигуру справа, которую часто ассоциируют со старшим братом. Этот человек замер в некотором смятении и напряжении – это видно по рукам. Но в отличие от текста притчи, в его лице мы не читаем какой бы то ни было агрессии или обиды. Мне его лицо кажется также понимающим и прощающим. Он как будто осознает всю боль, которую брат доставил их семье, но не может любить его меньше. И кажется, в следующее мгновение и он заключит брата в объятия.
Три другие фигуры чаще всего относят к слугам, они находятся в темноте и создают такой человеческий фон для разворачивающейся драмы.
О прощении и понимании мечтает каждый из нас. Как каждый мечтает после каких-то жизненных бурь добраться до мамы и папы, и положить им голову на грудь, забыть все свои проблемы и вновь почувствовать себя под покровительством заботливых и любящих родителей. Эти чувства были понятны людям и 2000 лет назад, и 350 лет назад, и сегодня.
И Рембрандт на пороге своей смерти мечтал об этом шансе - быть понятым, прощенным и принятым. И возможно именно потому, что художник вложил так много личного, сокровенного в эту работу, сегодня, стоя перед ней, нет шанса не почувствовать эту большую всепрощающую согревающую любовь. Она обволакивает нас как волшебный свет на картинах Рембрандта.
А еще невозможно перестать думать вот о чем: эта картина находилась в маленьком доме художника. И в небольшом темном помещении производила поистине потрясающий эффект присутствия. Сейчас в людных залах Эрмитажа трудно это понять, но попробуйте просто представить.
На сегодня у меня всё. Если Вам нравятся мои истории, не забывайте подписаться! До новых встреч в моей гостиной!