Найти в Дзене

Одержимость первооткрывателя. Часть I

Альваро Менданья де Нейра было в 1567 было 25 лет. Молодой и почти ничего не понимавший в морском деле, но амбициозный, активный. Пассионарный. Его дядя, Лопе Гарсия ди Кастро, на тот момент был вице-королем Перу. Он и назначил своего племянника адмиралом экспедиции по поискам Терра Аустралис Инкогнита – неизвестного Южного континента. И подвинул на вторые роли вдохновителя этой экспедиции – Педро Сармьенто де Гамбоа. Гамбоа назначили капитаном второго корабля экспедиции – «Тодос Сантос». А Менданья держал флаг на «Лос Рейес». Экспедицию нельзя назвать удачной – цели достигнуты не были, искомая земля не найдена. На открытых экспедицией Соломоновых островах золото, конечно, нашли. Немалое количество золотого песка было отправлено в Испанию. Но основать колонию не получилось, заложить добычу золота не удалось. Пряностей тоже не было найдено. Кто-то из колониальных офицеров написал, что Менданья не нашел ничего, кроме голых дикарей. В Каллао экспедиция вернулась только через два года, пре

Альваро Менданья де Нейра было в 1567 было 25 лет. Молодой и почти ничего не понимавший в морском деле, но амбициозный, активный. Пассионарный. Его дядя, Лопе Гарсия ди Кастро, на тот момент был вице-королем Перу. Он и назначил своего племянника адмиралом экспедиции по поискам Терра Аустралис Инкогнита – неизвестного Южного континента. И подвинул на вторые роли вдохновителя этой экспедиции – Педро Сармьенто де Гамбоа. Гамбоа назначили капитаном второго корабля экспедиции – «Тодос Сантос». А Менданья держал флаг на «Лос Рейес». Экспедицию нельзя назвать удачной – цели достигнуты не были, искомая земля не найдена. На открытых экспедицией Соломоновых островах золото, конечно, нашли. Немалое количество золотого песка было отправлено в Испанию. Но основать колонию не получилось, заложить добычу золота не удалось. Пряностей тоже не было найдено. Кто-то из колониальных офицеров написал, что Менданья не нашел ничего, кроме голых дикарей. В Каллао экспедиция вернулась только через два года, претерпев немало лишений, голод и жажду. И тем не менее…

И тем не менее, Альваро почти сразу стал добиваться организации новой экспедиции, в очередной раз надеясь на поддержку дяди. Но то время вице-королем Перу назначили другого человека, а Лопе Гарсиа ди Кастро остался при новом вице-короле Перу высокопоставленным чиновником. Помочь все же не смог. И Альваро начал обивать пороги чиновников и в Перу, и в Испании. Испанские колонизаторы за глаза стали называть его одержимым. И по прошествии почти 30 лет (тридцати!!!) Менданья удалось добиться организации другой экспедиции. Испанский король приказал выдать денег и выделить корабли. Кораблей было выделено целых четыре, чего никто не ожидал. Даже сам де Нейра. А в портовых тавернах на тихоокеанском побережье снова распространились слухи о еще неоткрытых богатых землях. Потому Менданья удалось собрать команды для экспедиции, и колонистов для освоения новых земель.

-2

В состав эскадры вошли «Санта-Изабель» - флагманский корабль, «Сан-Херонимо» - капитанский фрегат, фрегат «Санта-Каталина» и галиот «Сан-Фелипе». 378 колонистов были взяты на борт в Каллао. Помощником и главным кормчим Менданья назначил португальского моряка на службе испанской короны Педро Фернандес де Кирос (Педру Фернандеш де Кейруш если по-португальски). Он сыграл значительную роль в перемещениях экспедиции и в ее спасении, когда в том возникла нужда. Но об этом после. А сейчас на борт поднялись Изабелла де Баррето, жена Альваро Менданьи, и три ее брата. Для этой семьи были созданы исключительные условия и в питании, и в запасах воды. На борт взяли небольшое стадо свиней, различные деликатесы. Фрукты и овощи для профилактики цинги. Исключительное и привилегированное положение.

Менданья очень хотел не только найти терра Аустралис Инкогнита, но и основать процветающую колонию на Соломоновых островах. 16 июня 1595 года экспедиция вышла в море. Поначалу все были в предвкушении новых открытий. Тем не менее семья Баррето и Педро Мерино Манрике, старый солдат, опытный, не очень неприятный и своевольный – они пытались перевести на себя нити командования экспедицией. Во всяком случае, об этом указал в своих записках де Кирос. Кирос также нелестно высказывался и о самой донье Изабелле.

Альваро Менданья де Нейра и его жена донья Изабелла Баррето
Альваро Менданья де Нейра и его жена донья Изабелла Баррето

Здесь я сделаю небольшое отступление. Согласно большинству источников. Изабелла де Баррето родилась в 1587 году. На тот момент ей должно было исполниться 8 лет. Альваро Менданья было 54 года. Не так принципиальна разница в возрасте и такая ранняя для Изабеллы женитьба – в те времена это было возможно. Но взять 8-милетнюю жену в экспедицию, каковая могла оказаться билетом в один конец… Эти события по отдельности вызывают некоторое недоумение, но в принципе не что-то из ряда вон. Но вот все вместе они невероятны. И вообще какой-то анахронизм. Тем более, что де Кирос характеризовал донью Изабеллу как очень взбалмошную, амбициозную и даже агрессивную особу, которая могла умело манипулировать людьми – само собой, в своих интересах. Девочка, восьмилетний ребенок в записках Кироса выступает как серый кардинал предприятия. Всякий раз, как я размышляю на эту тему, мне это кажется маловероятным.

Так с точки зрения нейросети выглядит Изабелла Барретто
Так с точки зрения нейросети выглядит Изабелла Барретто

Но прежде чем в руководстве экспедиции начались различные трения, корабли обнаружили неизвестные острова, принятые ими за Соломоновы. Когда же Менданья увидел аборигенов и услышал их язык, то понял, что нет – это совсем другая земля. Корабли подошли к островам для пополнения запасов воды и ремонта. Менданья назвал их Маркизскими в честь нынешнего вице-короля Гарсиа Урдато де Мендоса, пятого маркиза Кеньете.
Туземцы вели себя вполне привычно – забирались на борт и брали все, что хотели. Помня подобное по первой экспедиции, Альваро не стал препятствовать, когда его солдаты стали убивать местных жителей. За 20 дней – 200 человек аборигенов погибли и пострадали от выстрелов испанских аркебуз.

5 августа Менданья приказал двигаться дальше. Экспедиция продолжила искать Соломоновы острова и попала в черную полосу неудач. Но рассказ об этом в следующей части…