Есть что-то совершенно завораживающее в сценах, снятых одним дублем. Все мы знаем такие сцены, когда камера продолжает съемку, не прерываясь ни на какие другие ракурсы. Это один из тех приемов кинопроизводства, который, если его хорошо использовать, может превратить фильм из «довольно хорошего» в «абсолютно незабываемый».
Давайте обсудим, почему съемка одним кадром — настолько крутой прием, и как он был использован в разных фильмах.
Что такого особенного в съемке одним кадром?
На первый взгляд может показаться, что это не так уж и сложно — снять длинную сцену без монтажных склеек. Но если хорошенько присмотреться, то можно заметить, что количество координации и усилий за кадром в подобных длинных сценах просто безумное. Актеры должны отточить свою игру, съемочная группа должна плавно перемещать камеру, а декорации должны быть практически безупречными. Если кто-то накосячит, придется начинать сначала.
Съемка одним кадром позволяет сделать сцену более искренней и захватывающей. Она погружает вас в сюжет, как будто вы находитесь рядом с героями, переживая хаос, драму или красоту в реальном времени. Никаких отступлений — только вы и фильм.
Король этого приема
Давайте будем честны, ни один разговор о съемки одним кадром не будет полноценным без упоминания о «Бёрдмэне». Фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту 2014 года смог создать у зрителя иллюзию, что весь фильм был снят одним дублем. Камера следует за персонажем Майкла Китона за кулисы, по улицам и в театр, и все это без единой склейки. Это чудо техники, создающее такую неистовую энергию, которая идеально соответствует тематике фильма.
Еще одно громкое имя в мире съемки одним дублем? Альфонсо Куарон. В фильме «Дитя человеческое» можно увидеть один из самых насыщенных длинных дублей в истории. Ближе к концу есть сцена, в которой герой Клайва Оуэна пытается выжить во время вооруженного восстания, и камера просто следит за ним в этом хаосе в течение нескольких минут. Попадание брызг крови на объектив камеры даже не планировались, но режиссер решил оставить все как есть, потому что так сцена ощущалась более реалистичной.
Ну, и конечно же «1917» — самый известный пример использования данного метода съемки, так как именно этот фильм вывел одержимость съемкой одним кадром на новый уровень. Фильм является техническим шедевром, и, хотя в нем есть скрытые вставки, эффект непрерывной съемки все равно невероятный. Это заставляет зрителя почувствовать себя так, словно он находится прямо там, в окопах во время Первой мировой войны, ощущая каждое мгновение неизвестности, опасности и одиночества.
Почему режиссерам так нравится этот прием?
Для режиссеров съемка одним кадром — это шанс проявить свои навыки. Это также способ выделиться — давайте посмотрим правде в глаза, мы лучше запоминаем фильмы, которые производят на нас впечатление, а длинные кадры как раз помогают это сделать.
Но дело не только в показухе. Однокадровые сцены помогают добавить сцене эмоциональности. Они не дают зрителям ни минуты передохнуть или подумать о том, что только что произошло. Вы застреваете в моменте вместе с героями, ощущая их панику, замешательство или радость.
Когда этот прием не работает?
Конечно, и этот монтажный прием работает не всегда. В некоторых фильмах это используется как попытка просто привлечь внимание, и это чувствуется. Если сцена, снятая одним дублем, ничего не добавляет к сюжету или героям, создается впечатление, что режиссер просто пытается показаться крутым. Съемка одним кадром получается лучше всего, когда она служит определенной цели — будь то нагнетание напряженности, демонстрация хаоса или постановка зрителей на место героев.
Вывод
Сцены, снятые одним дублем, если это сделано правильно, могут поднять фильм на совершенно новый уровень. Они создают ощущение насыщенности и реалистичности, которые трудно достичь при быстрой нарезке и постоянно сменяющихся кадрах. Такие режиссеры, как Иньярриту, Куарон и Сэм Мендес, доказали, насколько мощным может быть этот прием.